Современные изменения в системе образования, происходящие сегодня, способствуют перестройке деятельности образовательных организаций, ищущих новые формы работы со студентами, новую модель взаимодействия, позволяющую оказывать качественные образовательные услуги на протяжении всего процесса обучения. Сетевое взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной инновационной технологией, позволяющей им не только оптимизировать свои ресурсы, но и динамично развиваться. Развитие онлайн-взаимодействия решает одну из самых актуальных проблем образования: организацию всестороннего партнерства.
Образовательная организация — сложная целостная система, активно взаимодействующая с внешней средой. Идея «открытой школы» — открытой для всех, в сотрудничестве со всеми, предполагает двустороннее общение, школа не только учитывает влияние общества, потребности государства, родителей, различных социальных групп, но он также активно влияет на окружающую среду, адаптируя ее к своим потребностям и возможностям.
Как отдельная образовательная организация, школа является частью более крупной системы образования, являясь неотъемлемой частью муниципального, регионального и федерального пространства. Одна из основных задач онлайн-взаимодействия — предоставление доступного качественного образования в открытом информационном пространстве и востребованности альтернативных форм его получения.
Нетворкинг позволяет объединить все социальные институты с целью усиления возможностей образовательной организации в создании условий для развития личности.
Использование ресурсов онлайн-взаимодействия решает учебно-методические задачи, позволяя расширить возможности системы повышения квалификации сотрудников.
Чаще всего под нетворкингом понимается создание сообществ в социальных сетях для обмена и получения информации по определенной теме.
Однако сегодня это понятие считается гораздо более широким. Нетворкинг — это совместная деятельность образовательных организаций, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационных методических и человеческих ресурсов, в том числе с использованием ИКТ-технологий.
Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного ...
... образовательной организации будет эффективна, если: реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации ... к особенностям физических ... быстрого образования новых, ... образовательной организации. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы — «Психолого-педагогическая поддержка детей ...
Сетевое взаимодействие поможет решить проблемы индивидуализации обучения, расширения перечня образовательных программ организации в контексте внедрения нового стандарта общего образования, удовлетворения потребностей потребителей образовательных услуг: профильное обучение, организация внеклассной деятельности обучения студентов, создание массово-спортивной программы, сопровождение студентов в учебном процессе, дистанционное обучение, повышение квалификации педагогических кадров.
Совместная деятельность образовательных организаций, направленная на повышение качества образовательной деятельности и состоящая из обмена опытом, совместной разработки и использования инновационных методических и человеческих ресурсов, позволит каждому студенту построить образовательную траекторию, более полно соответствующую его потребностям в образовании и профессионально.
Проблема, рассматриваемая в данной работе, формулируется следующим образом: выяснение противоречий, связанных с реализацией программ сетевого взаимодействия образовательных организаций и определение основных способов управленческого решения этих проблем.
Объектом исследования, Предмет исследования
Гипотеза :
1. Сетевое взаимодействие в настоящее время используется в деятельности образовательных организаций на недостаточном уровне, что приводит не к увеличению потенциала каждой организации, а к дублированию усилий каждой из них.
2. Проблемы управления сетевым взаимодействием возникают в нормативно-правовой сфере, а также связаны с отсутствием опыта и низкой управленческой квалификацией.
3. Потенциал сетевого взаимодействия можно увеличить, выделив ключевые проблемы в управлении сетевым взаимодействием и предложив способы устранения возникших несоответствий.
Целью данного исследования было выявление основных проблем управления сетевым взаимодействием образовательных организаций и определение путей их решения.
Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Анализ и теоретическое определение проблем сетевого взаимодействия образовательных организаций.
2. Описать (классифицировать) основные модели сетевого взаимодействия, используемые в современной образовательной практике.
3. Проанализировать нормативно-правовую базу сетевого взаимодействия образовательных организаций.
4. Построить методику анализа проблем управления в сфере сетевого взаимодействия образовательных организаций.
5. Провести диагностику управленческих проблем, возникающих у руководителей Санкт-Петербургских образовательных организаций при построении сетевого взаимодействия.
6. Разработать пути решения выявленных управленческих проблем.
Использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы, нормативных документов, практического опыта образовательных организаций (Контент-анализ)
2. Анкетирование
3. Интервьюирование руководителей образовательных организаций, педагогов, возможных сетевых партнеров, беседа
4. Наблюдение
5. Проектирование
Организация учебной деятельности младших школьников с особыми ...
... деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями. Задачи: 1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организация учебной деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями. 2. рассмотреть особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями. 3. рассмотреть особенности организации учебной деятельности ... изучения. Работа ...
Теоретико-методологическую основу исследования составляют ведущие общенаучные принципы системного подхода к анализу сетевого взаимодействия в педагогической практике. Теоретически обосновать проблемы сетевого взаимодействия пытались, начиная с 70-80-х годов прошлого века. Первоначально, термин «сетевой» использовался в экономической науке, но позже был перенесён и в педагогическую практику (Ю.П.Болтышев, Н.С.Бугрова, В.С.Кучинский, А.А.Овчинников, С.В.Тарасов, А.А. Чепцов, М.М.Чучкевич и др.).
Позже в 1990 году, благодаря Ю.А.Конаржевскому, был введен термин «сетевое взаимодействие».
Современные исследования общих вопросов сетевого взаимодействия образовательных организаций и перспектив их развития были проведены В. А.Бианки, П.Зибером, М. Кастельсом, Н.Ф.Радионовой и др. Методология сетевых взаимосвязей организации с инновационными процессами в образовании была разработана А.И.Адамским, К.Г.Митрофановым, А.А.Пинским, Г.Н.Прозументовой и др.. А.О.Зоткин исследовал практику формирования сетевых образовательных программ. Практика сетевых образовательных проектов была исследована И.Ю.Малковой. А.Ф.Мазником и А.Н.Томазовой исследовалось взаимодействие сетевой организации профильного обучения, Н.Е.Орлихиной — сетевой организации дополнительного профессионального образования, Е.В.Василевской описана сетевая организация методической службы. Н.И.Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова рассматривают конкурентоспособность образовательного учреждения — как возможность эффективной научно-образовательной деятельности и ее эффективной практической реализации в условиях конкурентного рынка; это показатель, обобщающий активность образовательного учреждения в образовательной деятельности, его умения эффективно использовать свой кадровый, научно-методический, финансовый, материально-технический, информационный потенциалы. Наиболее полным определением конкурентоспособности можно отметить определение, которое дано в словаре по маркетингу авторами Г.Л.Азоевым, П.С.Завьяловым, Л.Ш. Лозовским, А.Г. Поршневым, Б.А.Райзберг. Модели сетевого взаимодействия описывают И.Э.Кондракова, Е.Е.Сартакова.
С целью анализа опыта сетевого взаимодействия и проблем, возникающих в управлении сетевым взаимодействием в образовательном процессе образовательных учреждений России, поиска и анализа информации, необходимой для определения показателей, критериев и результатов эффективных решений управленческих проблем сетевого взаимодействия были проанализированы работы по практическому опыту сетевого взаимодействия. Рассмотренные проекты были разделены на две категории: виды и модели сетевого взаимодействия в образовательных организациях крупных городов — миллионеров и небольших городов и сельских населенных пунктов.
Рассмотрены проекты, модели сетевых взаимодействий в Санкт-Петербурге и Москве:
- методические разработки ГБОУ СОШ №129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Организация и управление сетевым взаимодействием среднего общеобразовательного учреждения как необходимое условие развития его инновационной деятельности»;
- внутришкольное сетевое взаимодействие ГБОУ лицея №395 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений при переходе на ФГОС второго поколения ГБОУ СОШ №89 Калининского района;
- опыт сетевого взаимодействия в условиях профильного обучения ГБОУ лицея №214 Центрального района;
опыт сетевого взаимодействия образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной)
Структура индивидуального образовательного маршрута
... сетевого взаимодействия по организации индивидуального образовательного маршрута состоит из двух этапов. Первый этап направлен на подготовку к разработке индивидуального образовательного маршрута и предполагает: составление и доведение до сведения образовательных учреждений, обучающихся, их родителей общего перечня образовательных услуг и ...
общеобразовательной школы-интерната №1 имени К.К.Грота Красногвардейского района;
- опыт интеграции сетевого взаимодействия ГБОУ лицея № 445 Курортного района с образовательными учреждениями района для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности;
- модель сетевого взаимодействия проекта «Школа здоровья», реализуемая в рамках образовательного кластера между ГБОУ СОШ №331 Невского района, ГБОУ школа-интернат №49 Петродворцового района, ГБОУ лицей №623 Выборгского района;
- адаптивная модель ГБОУ г. Москвы «Школа №109» (школа Е.А. Ямбурга);
- Развитие сети дистанционного образования для детей-инвалидов и детей, временно покидающих постоянное место учебы (Центр образования «Царицыно» № 548 г. Москвы).
Были рассмотрены модели и сетевые проекты небольших городов и сельских населенных пунктов.
Проанализированы материалы межрайонной научно-практической конференции «Стратегия развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений: новое качество образования» г. Белгород, 2010 г., сборник материалов «Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения», Москва, 2009 г.
Изучены практики сетевого взаимодействия:
- практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации ИОП (индивидуальных образовательных программ);
- организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия в форме простого товарищества (Балахтинский район Красноярского края);
- сотоварищество образовательных учреждений республики Карелия «Научно-образовательный комплекс (НОК) «Сотрудничество»;
- общественная ассоциация содействия развитию муниципальных образовательных учреждений Красноармейского района республики Чувашия;
- опыт сетевого взаимодействия при реализации проекта «Образовательный консорциум» (О.К.) в Балезинском районе Удмуртской республики сотрудничества в системе «вуз — сельская школа»;
- проект «Организация сетевого профильного взаимодействия сельских школ на территории Воронинского образовательного округа Томской области;
- опыт сетевого взаимодействия в образовательных организациях Мурманской области.
Проанализировав практики сетевого взаимодействия, были найдены некоторые отличия организации сетевого взаимодействия, их целей и задач. Сетевое взаимодействие образовательных организаций в крупных городах больше решает задачи инновационного характера, в результате которого создается продукт, который предлагается для широкого тиражирования. В то время как организация сетевого взаимодействия сельских школ решает задачи методического сопровождения, обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами, материально-технического обеспечения.
Мы исследовали проблемы управления сетевым взаимодействием в городе Санкт-Петербурге, в силу профессионального интереса и личного экспертного опыта.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников
... проблема взаимодействия семьи и общественного воспитания актуальна на протяжении многих лет. Некоторое время идет дискуссия о том, что важнее в формировании личности: семья или социальное образование (детский сад, ... учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими ...
Структура работы представлена введением, тремя главами раскрывающими суть сетевого взаимодействия, анализа управленческих проблем, их классификации, определения критериев, показателей результативности эффективных решений сетевого взаимодействия, предложением путей их решения, заключения, списком использованных источников.
В первой главе представлен теоретический анализ проблем сетевого взаимодействия, его нормативно-правовое обеспечение. Дается определение ключевых понятий исследования: сетевое взаимодействие и ресурсы образовательной организации. Анализируются современные научные работы и практический опыт образовательных организации по развитию сетевого взаимодействия.
Во второй главе определяются предпосылки создания модели сетевого взаимодействия. Проводится анализ управленческих проблем сетевого взаимодействия. Предлагается методика анализа управленческих проблем образовательной организации. Через осмысление опыта менеджеров образовательных организаций проводится анализ управленческих проблем.
В третьей главе предлагаются пути решения управленческих проблем. Предлагается классификация проблем, составленная на основе классификации предложенной Г. Саймоном и анализа проблем описанных во второй главе. Критерии и показатели эффективных решений управленческих проблем составлены на основе анализа опыта сетевого взаимодействия образовательных организаций. Обобщив опыт построения моделей сетевого взаимодействия, предлагается модель, отличающаяся от аналогов разнообразием направлений взаимодействия, количеством партнеров и системой управления.
Общая концепция исследования может быть представлена следующим образом. Проанализировав полученные результаты исследования, были выявлены причины недостаточного использования сетевых возможностей и определены управленческие проблемы с точки зрения планирования, контроля, мотивации сетевого взаимодействия. Проведя классификацию проблем, мы предложили пути их решения. Сопоставив данные проектов сетевого взаимодействия образовательных организаций, были выявлены ожидаемые результаты от сетевого взаимодействия и критерии, по которым определяется их эффективность и повышение конкурентоспособности образовательной организации. Проанализировав модели сетевого взаимодействия, была составлена модель, которая интегрирует в себе направления возможного сетевого взаимодействия, потенциальных партнеров и формы управления.
Положения, выносимые на защиту:
- Методика анализа управленческих проблем в сфере сетевого взаимодействия образовательных организаций.
- Методика диагностики и анализа диагностических данных управленческих проблем, возникающих у руководителей Санкт-Петербургских образовательных организаций при построении сетевого взаимодействия.
— Модель сетевого взаимодействия.
Глава 1. Сетевое взаимодействие образовательных организаций на современном этапе развития общества
1.1 Теоретический анализ проблемы сетевого взаимодействия в логике деятельностной модели
Сегодня сетевое взаимодействие рассматривается как система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий [1].
Специальные образовательные условия в дошкольной образовательной организации
... образованием: Современная дифференцированная парадигма образования среди задач, стоящих перед общеобразовательными организациями, определяет главными задачи становления личности, удовлетворения ее образовательных потребностей. ... готовность воспитателя группы к взаимодействию с особым ребёнком, желание ... 61] и др. (роль родителей в реализации инклюзивного образования); А. Колупаевой [38], С Шматко [ ...
Термин «сетевой» стал использоваться в практической педагогике с 70 — 80 — х годов 20 века. Ю.А. Конаржевский использовал метод сетевого планирования перенеся его из экономической науки в педагогическую практику [2].
Ю.А. Конаржевский разработал метод сетевого планирования, который возможно использовать в образовании. Метод сетевого планирования позволяет выявлять и рассчитывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; видеть весь запланированный процесс во взаимосвязи всех параллельно осуществляемых работ, учитывать эти связи между различными работами. Метод позволяет повысить эффективность управленческой деятельности руководителя, давая возможность сосредоточить внимание на наиболее ответственных участках образовательного процесса. В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Эта идея принадлежит А. И. Адамскому, который создал образовательную сеть «Эврика».
Для применения к сфере образования А.И.Адамский выделил характеристики сетевого взаимодействия [3].
В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а «персона» (актор) и «событие» (артефакт).
Персонами могут выступать не только отдельные педагоги, но и авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Вторым компонентом сетевого взаимодействия является «событие», которое предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, которые непосредственно заинтересованы в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, не может быть заданным сверху, оно инициируется самим образовательным учреждением для решения конкретных задач, что является коренным отличием от иерархического построения современной системы образования [3].
Определение сетевой организации, дал социолог М.М.Чучкевич и описал ее основные характеристики. М.М.Чучкевич считает, что сетевая организация — это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [4].
М.М.Чучкевич выделяет пять основных характеристик сетевой организации:
1. Независимость членов сети — характеристика, которая определяет свободу образовательной организации в выборе направления взаимодействия, партнеров и степени ответственности за конечный результат взаимодействия. Различаются два основных вида ответственности: перед собственной организацией за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и ответственность перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.
2. Множественность лидеров — это понятие в сети образовательных организаций не совпадает с понятием лидерства в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевой организации — это любой человек или организация, которая имеет определенный ресурс: финансовый, производственный, коммуникативный, экспертный или любой другой ресурс, уникальный или необходимый, но недоступный другим партнерам в сети. Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, естественно параллельно с реализацией его собственных целей. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства находится практически постоянно в процессе изменения. Для лидерства в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.).
Современные образовательные интернет-ресурсы для профессионально-личностного ...
... на решение задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов; широкого распространения электронных образовательных ресурсов; массового внедрения методик их использования; модернизации системы методической поддержки информатизации образования. 5. Московский Центр ...
Именно этот факт обеспечивает множественность уровней лидерства.
3. Объединяющая цель — в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл функциональной основной идеологией сети — конкурентного сотрудничества. Объединяющая цель в сетевой организации строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая компания вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами сети только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне её поля деятельности.
4. Добровольность связей — принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её участников. Подразумевается, что сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.
5. Множественность уровней взаимодействия — взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми компаниями и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно при актуальной потребности во взаимодействии. Из-за этого возникает множественность уровней взаимодействия, поскольку каждый член сети может взаимодействовать как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней, находящихся удаленно или близко к корпоративному центру сети.
Более близким определением для решения нашей проблемы подходит определение, взятое из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которое взято за основу в исследовательской работе. «Сетевое взаимодействие — это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования» [5].
Взаимодействие между образовательными организациями происходит для решения конкретных задач и проблем в самой организации, для создания общего результата посредством объединения ресурсов или для обмена ресурсами, но при этом результат каждого участника сетевого взаимодействия будет свой. Сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого учреждения за счет ресурсов других учреждений.
Доклад «Опыт организации дошкольного образования в Японии»
... что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания. Дошкольное образование в Японии включает в ...
В последние 10 лет в научной литературе появилось новый ресурс — информация, но плата за нее не определена, и поэтому в учебной литературе этого ресурса нет [6].
Образовательные ресурсы также как и экономические обладают свойством ограниченности. Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Это не означает, что ресурс отсутствует, отсутствует возможность его получения на предыдущих условиях. Относительность заключается в невозможности одновременно и полно удовлетворить все потребностей всех людей. Ресурсы способны к взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Эффективное использование каждого ресурса возможно при определенном соотношении одного ресурса с другим.
В настоящее время ресурсное обеспечение связывают имеющимися у общества потенциалами. Для обеспечения производственных процессов, в том числе и для образовательного процесса, требуются различные виды ресурсов (потенциалы): духовные, трудовые, информационные, финансовые, природные, материально-технические и др. Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:
— Духовный потенциал образовательной организации можно рассматривать уровень общей культуры взаимодействия учащихся, педагогов и родителей в учреждении, воспитание силами педагогического коллектива таких качеств, как трудолюбие, стойкость, взаимное уважение, терпимость, законопослушание и др. Этот потенциал определяется физическим и психическим здоровьем коллектива.
— Интеллектуальный потенциал образовательной организации, который является частью духовного потенциала, определяется уровнем общеобразовательной культуры в учреждении, образования, профессиональной подготовки кадров, повышение квалификации, школьными традициями.
- Информационный потенциал, который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, которую необходимо эффективно использовать в образовательной деятельности.
- Экологический потенциал- потенциал, который характеризует степень сформированности у учащихся экологического поведения, ответственного отношения к своему здоровью и сохранение высокого уровня здоровья и поддержание активного долголетия.
Ресурсы образовательной системы — это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе:
- трудовые ресурсы образования (квалифицированные кадры, повышение квалификации),
- научно-методические ресурсы (наличие учебной, учебно-методической литературы, обеспеченность официальными, периодическими, справочно-библиографическими изданиями, научной литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами),
- информационные ресурсы (пособиями, компьютерными программами и иными средствами обучения),
- педагогические технологии и ноу-хау,
— материально-технические ресурсы (обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий по образовательным программам, обеспечение объектами и помещениями социально-бытового назначения).
Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить:
- явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);
- неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).
В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:
- Характер учебного заведения;
- Стадия его жизненного цикла;
- Потенциальные возможности для адаптации;
- Явные ресурсы и рыночные активы[7].
То, что эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования. Предоставляемые образовательные услуги должны гарантировать качество образования и стремиться к максимальному удовлетворению ожиданий и запросов общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. Однако факторов, влияющих на сам процесс образования, взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, внешних изменений бесконечное множество. Большинство этих факторов влияют на будущие изменения, и прогнозировать их и управлять ими сложно. Поэтому выделяют наиболее важные, в первую очередь внутренние факторы, поддающиеся изменению со стороны образовательного учреждения. Внутренние факторы находятся непосредственно в самой образовательной организации и представляют все внутренние ресурсы.
Это нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Каждая школа, работает над качеством, и чтобы выделиться из огромного
множества одинаковых образовательных организаций, старается разработать свой профиль. У каждого учреждения намечены свои индивидуальные цели, это и развитие личностного подхода, и сохранение и укрепление здоровья, и гуманизация учебного процесса, и индивидуальная траектория. Образовательные организации не просто заявляют те или иные принципы, а пробуют разработать инструментарий отслеживания результата образования. Из этого следует, что общего единого понятия качества образования для всех образовательных организаций быть не может. Понимание каждой организацией своей миссии ведет к организованному самоопределению школы, к определению акцента на самостоятельное обеспечение качества образования на уровне отдельного образовательного учреждения [8].
Необходимо сформировать социальный, либо производственный заказ, на результат образования, для этого необходимо организовать изучение потребностей всех социальных партнеров, заказчиков (потребителей) этого результата.
Из-за ограниченности ресурсов, между образовательными организациями возникает конкуренция за их применение. Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельной организацией, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе любой страны. Оно оказывает влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Для обеспечения устойчивости образовательного учреждения в постоянно изменяющихся экономических условиях появляется необходимость в непрерывном отслеживании состояния рынка образовательных услуг, понимания конкурентоспособности образовательной организации [9].
Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не
только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги.
Наиболее часто встречающимся определением термина конкурентоспособность организации сферы услуг (образовательного учреждения) является определение группы авторов Азоева Г.Л., Завьялова
П.С., Лозовского Л.Ш., Поршнева А.Г., Райзберга Б.А., которые дают следующее определение: конкурентоспособность образовательного учреждения — это способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования [10].
Можно выделить три основные стратегии, следуя которым, образовательные учреждения добиваются конкурентных преимуществ:
1) предоставление образовательных услуг высокого качества и низкой стоимости, т. е. предоставление доступных (бесплатных на конкурсной основе) образовательных услуг;
2) широкий спектр образовательных программ, направлений подготовки;
3) ориентация на потребителей для более полного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов в образовательных услугах [11].
К факторам, обеспечивающим успех образовательного учреждения в конкурентной борьбе, можно отнести следующее:
- качество подготовки специалистов образовательным учреждением;
- широкий профиль (количество, разнообразие, уровни программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации);
- глубину специализации;
- применение информационных технологий обучения;
- высокий уровень научно-методического, материально-технического, кадрового, финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг;
- проведение научно-исследовательских работ, их востребованность;
- развитость социально-культурной базы образовательного учреждение;
- высокое качество образовательных услуг;
- создание условий и гарантий качественного образования (например, путем сертификации систем менеджмента качества и преподавателей, аккредитации образовательных программ);
- непрерывность, творческий и новаторский характер образования;
- практическую направленность обучения;
- допустимый уровень цены и выгодные условия оплаты;
- оптимальную длительность оказания образовательных услуг;
- оказание сопутствующих услуг, в том числе трудоустройство по окончанию образовательного учреждения;
- адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки;
- международный характер образования [9].
Многие из факторов характеризуют качественную оценку ресурсов образовательной организации, которые делят на следующие группы:
- Информационные
- Материально-технические
- Кадровые
- Методические.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия
Нормативно?правовое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений должно выступать частью целостной нормативно?правовой базы, регулирующей деятельность участников сетевого взаимодействия.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность
образовательных организаций являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-
ФЗ, типовые положения об образовательных организация различных типов и видов, Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, утверждённая приказом Рособразования от 25 мая 2007 г. N 921, Концепция развития образования РФ до 2020 г.
Правовыми основами сетевого взаимодействия являются следующие положения:
- Ст. 2 п. 18 «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
- Ст.
2 п. 19 организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
- Ст.3 п. 12 сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Ст. 15 Сетевая форма реализации образовательных программ.
Основными вопросами сетевого взаимодействия, подлежащими правовому регулированию, являются распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети.
Сетевое взаимодействие возможно между образовательными организациями, организациями общего образования начального, среднего и высшего профессионального образования, организациями дополнительного образования детей, общественными организациями, физическими лицами. Образовательные организации могут иметь разных учредителей: государственных, муниципальных и быть негосударственными. Если это происходит, то формирование и управление сетевым взаимодействием в правовом аспекте очень сложно. Взаимоотношения между образовательными организациями разного подчинения оформляются договором, обусловливающим добровольное участие в сети. Однако четкого определения договорных отношений в правовом поле нет.
Инициатором сетевого взаимодействия теоретически могут быть учредители образовательных организаций, органы управления образованием и сами образовательные организации, как юридические лица. Но на практике инициатором чаще всего выступает образовательные учреждения. В рамках инновационной деятельности, которую организуют органы управления образованием, они же и инициируют сетевое взаимодействие для решения общих задач, оставляя за собой управление и контроль.
Правовые акты органа управления образованием (учредителя или иного юридического лицом, уполномоченного собственником) регулируют: порядок формирования сетевых ресурсов (методических, библиотечных, информационных, материально?технических, финансовых, кадровых), порядок финансового обеспечения сетевой деятельности образовательных учреждений, порядок регулирования имущественных отношений (какие материальные ресурсы могут поступать в совместное использование (здания и сооружения, транспортные средства, технические средства обучения и т.д.), каким может быть характер этого использования (возмездный или безвозмездный), каков режим этого использования и кто его устанавливает, каким правовым актом регулируется совместное использование имущества образовательных учреждений) [12].
Образовательные организации в этом случае участвуют в сети на равных условиях с другими участниками, управляя только своей деятельностью в сети. Выступая инициаторами сетевого взаимодействия, образовательные организации создают модель обмена или объединения ресурсов. Приоритетным фактором для выбора сетевых партнеров становятся те организации, которые имеют правовую основу — наличие лицензии на определенную образовательную деятельность, государственную аккредитацию, статус образовательной программы, характер устанавливаемых связей и т.д.
Проблемой организации сетевого взаимодействия является нормативное оформление имущественных и финансовых взаимоотношений. Финансовое обеспечение регулируется наиболее сложно, т.к. связано с необходимостью определения источников, объемов, порядка, оснований финансирования взаимодействия. Так как финансирование организаций разного подчинения осуществляется из разных бюджетов, финансовые средства поступают в оперативное управление руководителей строго на цели образовательного процесса в соответствующей образовательной организации и использовать их на другие цели неправомочно. Механизмов перераспределения финансовых средств между образовательными организациями в сети нет. Также, бюджетные образовательные организации не имеют правовых полномочий и четких механизмов взаимных расчетов, что не способствует привлекательности сетевых форм взаимодействия для руководителей образовательных организаций [13].
Некоторыми экономистами предлагается схема перехода от сметного финансирования к предоставлению целевых субсидий на иные цели (в том числе на организацию сетевого взаимодействия) и бюджетные инвестиции.
Это возможно при изменении статуса бюджетных организаций: расширение объема их прав и повышение самостоятельности бюджетных организаций. Для каждой модели сетевого взаимодействия нужен свой механизм финансирования совместной деятельности, перераспределения финансовых потоков в зависимости от реализации образовательных программ.
Некоммерческие организации, согласно ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях», имеющих государственный статус, имеют право вступления в ассоциации и союзы. Бюджетные учреждения чтобы реализовать это право, должны получить разрешение своего вышестоящего органа, которые являются их учредителями, и на которые возложено право распоряжения закрепленным за этими организациями имуществом.
Государственные закупки осуществляются на конкурсной основе. Смысл конкурса заключается в выборе исполнителя заказа (поставщика), предложившего наиболее предпочтительные условия поставок для заказчика с позиции цены и ряда других параметров контракта.
ѓ Государственные образовательные учреждения, при заключении договоров, даже в рамках заключённых соглашений о сетевом взаимодействии, обязаны соблюдать правила и порядок осуществления государственных и муниципальных закупок, установленный 94?ФЗ.
Согласно статье 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения», бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом, бюджетное учреждение может расходовать средства, полученные из внебюджетных источников, только на основании генерального разрешения, выдаваемого главным распорядителем в соответствии с утверждённой сметой расходов и доходов. Расходование средств из бюджетных источников также производится в соответствии с утверждённой сметой.
Все эти ограничения сильно осложняют организацию сетевого взаимодействия во времени и в использовании ресурсов.
1.3 Российский Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций
Анализ практик по развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций показал, что взаимодействие происходит в системе профильного, дистанционного и дополнительного образования, влияя на разные виды ресурсов организации. Сетевое взаимодействие развивается в различных направлениях. В школьной практике накоплен большой опыт по созданию программ профильного образования, программ спортивно-массового характера, проектированию образовательных программ на начальной и основной ступенях, организации внеурочной деятельности учащихся, дистанционному обучению, сопровождению учеников в образовательном процессе.
Нерешенной проблемой при реализации сетевого взаимодействия в образовании остается разработка нормативно-правовой базы при проектировании и реализации сетевых образовательных программ, определения критериев образовательных результатов, выделение новых педагогических функций (сетевой педагог, сетевой тьютер, педагог-навигатор и др.) механизм оплаты деятельности педагогов в рамках подушевого финансирования. Наиболее актуальной проблема организации сетевого взаимодействия остается в рамках внеурочной деятельности. Не определены механизмы оплаты, использования педагогических кадров ресурсных центров, согласования финансирования. Круг возможных партнеров по реализации образовательных задач очень широк. Это и научные, физкультурно-спортивные, медицинские организации, организации культуры, дополнительного профессионального образования, которые обладают необходимыми ресурсами для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности.
Механизмы сетевого взаимодействия разнообразны. В большей степени разработка механизмов затронула профильное образование, дистанционное обучение и сельские школы. В сборнике материалов «Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения» представлены проекты нормативно-правовых документов федерального уровня, регулирующих вопросы организации и реализации профильного обучения, а также пакет типовых нормативных и нормативно-правовых документов регионального, муниципального и локального уровня, регулирующих различные аспекты практики профильного обучения.
Для сельских малокомплектных школ созданы Программы сетевого взаимодействия, т.к. проблема квалифицированных педагогических кадров здесь стоит очень остро. Также рассматривается сетевое взаимодействие среди инновационно-активных образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы с целью распространения в системе общего образования лучших практик.
Большинство методических разработок рассматривает сетевое взаимодействие как необходимое условие инновационной деятельности образовательной организации, финансирование которой определяется в рамках реализации инновационной программы [14].
Кроме того, сетевое взаимодействие рассматривается как основа воспитательного потенциала, педагогического взаимодействия детей и взрослых, и как использование современных информационно — телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с
использованием сети Интернет, и как средство повышения квалификации педагогических кадров.
Но осуществление сетевого взаимодействия — это процесс, которым невозможно заставить управлять «сверху», оно может быть реализовано, когда каждый участник сети понимает, с какой целью возникает сеть. Сетевым взаимодействием можно решить вопросы управления и организации
образовательного процесса в разных областях и часто одновременно. Например, говоря об усилении кадрового потенциала, мы усиливаем творческий, инновационный потенциал организации. Сетевое взаимодействие связывает и усиливает все возможные эффекты от сотрудничества.
В Федеральном законе об образовании сетевое взаимодействие обозначено как рекомендация к действию, т.е. формально. Основу сети как конструкции, составляют система отношений членов сети, распределение работ по участникам сети, нормативно правовое и организационно-техническое обеспечение.
Между формально обозначенной возможностью сетевого взаимодействия и реалиями современной школы, возникает противоречие. Не определены механизмы оплаты, согласования финансирования педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, использования педагогических кадров ресурсных центров. Все это тормозит развитие сетевого взаимодействия и использование его ресурсов, о чем пишут такие авторы, как Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. [15], однако в их работах механизмов решения не предлагается.
Круг партнеров сетевого взаимодействия в течение времени постоянно расширяется, поэтому разработка нормативно-правовых документов становится необходимостью.
Основными направлениями оценки ресурсов образовательного учреждения можно рассматривать человеческие ресурсы — кадровый потенциал и потенциал учащихся, материальные ресурсы — возможности и использование материально-технической базы, информационные ресурсы — инновационный потенциал организации.
Выводы к Главе 1:
1. За последние 20 лет произошло развитие знаний о сетевом взаимодействии от метода сетевого планирования до управления моделями сетевого взаимодействия.
2. Проанализировав нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия, были обозначены следующие проблемы: недостаточное обеспечение нормативно-правовой базой в решении финансового обеспечения сетевой деятельности, регулирования имущественных отношений, распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети разного уровня учредителей.
3. Эти проблемы были подтверждены и в примерах российского опыта сетевого взаимодействия.
Глава 2. Анализ управленческих проблем сетевого взаимодействия образовательных организаций
2.1 Методика анализа управленческих проблем в сфере сетевого взаимодействия ОО
Как показало наше исследование, многие руководители образовательных организаций не видят решения управленческих проблем, возникающих в сетевом взаимодействии, т.к. проблемы эти плохо определены. Анализ управленческих проблем поможет увидеть стоящие перед организацией проблемы в сетевом взаимодействии и пути их решения. В основе нашего проекта лежит «Методика анализа потенциальных проблем», которая отличается анализом будущих событий с целью принятия мер для изменения в будущем и добровольностью использования, поскольку сетевое взаимодействие по умолчанию дело добровольное.
Анализ потенциальных проблем с остоит из четырех основных действий:
1. Определение (выявление) зон уязвимости в проектах, планах сетевого взаимодействия.
2. Определение конкретных потенциальных проблем в зонах уязвимости, появление которых может оказать существенный негативный эффект на успешность всей операции.
3. Определение наиболее вероятных источников (причин возникновения) этих потенциальных проблем и определение превентивных мер, препятствующих их возникновению.
4. Определение экстренных мер и порядка действий в непредвиденных обстоятельствах, т.е. в тех случаях, когда не сработают превентивные меры или когда никакие превентивные меры не представляются возможными.
Действие 1. Выявление зон уязвимости
1. Определить направления сетевого взаимодействия, например, развитие материально-технической базы, методическое обеспечение, повышение квалификации кадров, профильного образования, обеспечение качества образования, организацию внеурочной деятельности (дополнительные общеобразовательные программы), реализацию профилактических программ сохранения здоровья и др. то, что важно для организации.
2. Определить партнеров
Постоянные партнерами образовательных организаций являются ЦПМСС, спортивные организации, советы ветеранов, поликлиники, информационно-методические центры, библиотеки. Временными — организации высшего и среднего профессионального образования, партнеры инновационной деятельности, дома детского и юношеского творчества, центры внешкольной работы и др.
3. Определяем ресурс, который можем предложить и в котором нуждаемся.
4. Путем сравнения того какие партнеры есть у ОО на сегодняшний день, и в которых нуждается ОО определяем зоны уязвимости: каких сетевых партнеров не хватает и почему
Действие 2. Определение конкретных потенциальных проблем (табл. 1)
1. Определяем частоту взаимодействия (1), динамику развития партнерства — заинтересованность партнеров (2), удовлетворенность взаимодействием с каждым партнером — качество(3), наличие системы традиционных мероприятий сетевыми партнерами (4).
Можно составить таблицу, в которой наглядно отобразить каждый пункт, например, по следующей шкале:
Частота мероприятий — 1 раз в неделю(5), в месяц(4), в четверть(3), в полугодие(2), ежегодно (1),
динамика развития партнерства (есть — 2, нет — 0) ,
удовлетворенность взаимодействием с каждым партнером (полная — 2, частично — 1, нет — 0),
наличие системы традиционных мероприятий сетевыми партнерами (есть — 2, нет — 0).
Таблица 1
Направления |
проблема |
Партнеры |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Образовательная деятельность: Образовательные программы |
Отсутствие программ, методическое сопровождение |
Постоянные ИМЦ, АППО |
5 |
2 |
2 |
0 |
9 |
|
Профильное |
Организация профориентации подростков |
СПО, ВПО |
4 |
2 |
1 |
2 |
9 |
|
Индивидуальное |
Дистанционное обучение |
|||||||
Внеурочная деятельность |
Квалифицированные кадры |
ДДЮТ |
5 |
2 |
2 |
2 |
11 |
|
Воспитание: профориентационное |
Тестирование, просвещение, диагностирование |
Центр внешкольной работы, ЦПМСС |
3 |
0 |
1 |
0 |
4 |
|
патриотическое |
Совет ветеранов |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
||
здоровьесбережение |
Медицинское обслуживание, предоставление площадки для уроков физкультуры |
СДЮШОР, ДПО |
5 |
0 |
1 |
2 |
8 |
|
Духовно-нравственное |
Смысловое чтение |
Библиотека |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Информационное |
Повышение квалификации педагогов |
ИМЦ, АППО |
3 |
0 |
1 |
0 |
4 |
|
Образовательная деятельность: Образовательные программы |
Временные |
|||||||
Профильное |
Обмен информацией |
ОО эксперимент площадки |
4 |
2 |
1 |
1 |
8 |
|
Индивидуальное |
Развитие талантливых детей |
ДДЮТ |
4 |
2 |
2 |
1 |
9 |
|
Внеурочная деятельность |
Организация редкого запроса родителей на услугу |
Профиль |
5 |
0 |
2 |
0 |
7 |
|
Воспитание: профориентационное |
Организация значимых событий для ГБОУ (по запросу) |
ГБОУ |
3 |
0 |
1 |
2 |
6 |
|
патриотическое |
Организация значимых событий для ГБОУ |
ДОУ |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
здоровьесбережение |
Организация отдыха, праздников, туристических выездов |
Развлекательные центры, турфирмы |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
|
Духовно-нравственное |
Организация значимых событий для ГБОУ |
Музеи, театры |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
|
Информационное |
||||||||
Административно-хозяйственное |
Покупка лыж для уроков физкультуры, детская площадка |
МО |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
|
2. Устанавливаем приоритеты. В нашем случае сетевое взаимодействие предполагает решение проблемных ситуаций с большим перечнем составляющих и это усложняет задачу. Определяем слабые звенья и по методике: выделяя те составляющие, которые имеют самую низкую оценку, откладываем их решение на будущее.
В данном примере слабыми звеньями во взаимодействии с постоянными партнерами являются профориентационное и духовно-нравственное направления воспитания. Понимая важность взаимодействия в этих направлениях, мы не можем откладывать решение проблемы организации взаимодействия.