Художественно-эстетическое развитие дошкольников через формирование основ ручного творчества в разновозрастной группе

Дипломная работа

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Значение изобразительной деятельности, ручного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают зарубежные ученые: Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт. Так В. Лоунфельд (США) называет ручное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

6 стр., 2775 слов

Методика ознакомления детей с изобразительным искусством

... можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, ...

Например, в последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи народного прикладного искусства в педагогическом процессе (работы А.Н. Бурова, Т.С. Комаровой, П.М. Якобсон, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичева, Т.И. Хризман и др.).

Народное декоративно-прикладное искусство одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Е.И. Васильевой, Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой, Т.Н. Дороновой позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему выпускной квалификационной работы: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через формирование основ ручного творчества в разновозрастной группе».

Объект исследования — процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — ручное творчество как средство художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе.

Цель исследования — определить роль ручного творчества в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.

Исходя из цели исследования были выдвинуты

изучить теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования;

  • рассмотреть особенности художественно-эстетического развития в условиях ДОУ;
  • дать анализ программам по художественно-эстетическому развитию в ДОУ;
  • разработать занятия по ручному творчеству.

Гипотеза исследования — процесс художественно-эстетического развития дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • рассмотрение теоретических основ художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
  • обеспечение программно-дидактическим материалом;
  • создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей.

Для решения поставленных задач были использованы

теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому развитию);

  • экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству в разновозрастной группе);
  • эмпирические (наблюдение, беседы).

Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова, А.Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Р.А. Мирошкина и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического развития на материале по ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического развития.

Практическая значимость работы заключается в разработке и представлении занятий по ручному творчеству для дошкольников в разновозрастной группе.

12 стр., 5729 слов

Роль социальных институтов в развитии личности ребенка

... в обществе, к соблюдению норн и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Воспитание охватывает стороны развития детей, которые вовлекаются в специально ... направленные на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей. [16]. Как объект исследования личность уникальна ...

Глава 1. Теоретические основы проблемы художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе

1 Состояние проблемы художественно-эстетического развития дошкольников в психолого-педагогической литературе

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).

Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.

Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый — некрасивый, чистый — грязный, большой — маленький, веселый — грустный, красный — зеленый и т.д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову) [36, с. 105].

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

8 стр., 3796 слов

Эстетическое воспитание средствами искусства

... деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, ... дифференциацию отдельных средств выразительности. Итак, в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть ...

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.).

У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации [23, с. 67].

К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.

11 стр., 5222 слов

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

... искусство школьник эстетическое Глава 1. Изобразительное искусство 1.1 Роль эстетического воспитания при обучении школьников на современном этапе Обратимся к Концепции эстетического воспитания детей и молодёжи Республики Беларусь, которая является результатом работы ...

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью [12, с. 135].

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом — и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном — двух видах искусства — оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме — одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное — и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла [37, с. 264].

Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Идеи эстетического развития зародились и глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла и основу системы эстетического развития [28, с. 68].

В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие [8, с. 104].

16 стр., 7924 слов

Организационно-содержательные условия художественно-эстетического ...

... эксперимент. Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложения. 1. Теория и практика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных изобразительных техник 1.1 Особенности художественно-эстетического развития детей ...

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности [26, с. 94].

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического развития — формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четверых — развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [46, с. 79].

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое развитие служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству [11, с. 85]. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание — это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений [26, с. 101].

Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [46, с. 86].

Эстетическое развитие способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического развития М.М. Руковицин, который считал, что целью эстетического развития является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Эта цель так же отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса [27, с. 77].

Г.С. Лабновская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути.

Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте [16, с. 94].

Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача эстетического развития состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими [11, с. 96].

Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изучения, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения [8, с. 113].

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения, то общения с прекрасным; чувство отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора [26, с. 111].

Третья задача эстетического развития связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.

Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен знать не только прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях [10, с. 147]. А.В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни [9, с. 83].

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категории, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала [41, с. 78].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал — представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, что для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Дошкольник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалу, но не идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

2 Особенности художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте

Художественно-эстетическая деятельность — это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность — это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое развитие — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

Эстетическое развитие — это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства — субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстети­ческой деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус — спо­собность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культу­ры личности, развитости его ума, чувств.

Эстетическая оценка — это ценностное отношение человека к опреде­ленным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически норматив­ными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и не­достатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал — это со­циально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве.

Цели художественно-эстетического развития: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Исходя из его целей выделяются задачи эстетического развития дошкольников:

  • развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;
  • формирование элементарного эстетического сознания;
  • формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;
  • развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Задачи художественно-эстетического развития находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического развития дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического развития представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

Процесс эстетического развития осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического развития эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития [44, с. 134].

Каждой группе задач эстетического развития соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти. В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического развития дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

1.3 Формы и методы художественно-эстетического развития дошкольников

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Каждой группе задач эстетического развития соответствуют свои методы.

Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки — клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы — лепят, рисуют и т.д.

Учитывая особенность темы занятия, могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь нужно указать общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают немало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

Готовясь к занятиям, нужно постоянно думать, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства.

Формы организации эстетического развития в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т.д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

В.Н. Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду [1, с. 94].

Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе:

  • все дети заняты одним видом деятельности; этот тип предусматривает разнообразие вари­антов.

Вариант первый: начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для стар­ших детей, потом детям подготовительной и старшей под­групп дается самостоятельное задание, а дети средней под­группы работают с воспитателем (вторая половина занятия).

На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, работа­ет с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5-8 минут продолжает ра­ботать с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспи­тателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы про­должают работать с воспитателем. Предложив самостоятель­ную работу детям подготовительной подгруппы, воспита­тель 1,5-2 минуты отводит для проверки выполнения само­стоятельного задания детьми средней подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпуска­ет их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, проверяет выполнение самостоятельно­го задания, работает с ними над решением третьего программного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант третий: в первой части занятия организация де­тей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей под­группы, а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети стар­шей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сна­чала проверяет самостоятельную работу детей средней под­группы и отпускает их играть, потом проверяет самостоя­тельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети подготовительной группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программ­ной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5-2 минуты отводит для проверки самостоятельной рабо­ты старших детей и отпускает их играть. Заканчиваются за­нятия проверкой самостоятельной работы детей подготови­тельной группы.- комбинированные занятия; вариант первый: занятие начинается с организации изоб­разительной деятельности с детьми средней подгруппы. Вос­питатель объясняет детям задание, напоминает о техничес­ких приемах его выполнения. Убедившись, что дети присту­пили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготовительной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни и дает задания для самостоя­тельной работы. В это время воспитатель оказывает индиви­дуальную помощь детям средней группы, наблюдая за рабо­той всех остальных. После анализа работ детей средней под­группы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4-5 минут раньше, чем в подготовительной.

Вариант второй отличается от первого тем, что варьиру­ются объединения детей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а старшая и подготовительная — изоб­разительной деятельностью. Этот вариант занятия проводит­ся в тот же самый день вторым занятием.

Вариант третий — одна из подгрупп занимается изобрази­тельной деятельностью, а в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.- занятия с одной (подготовительной) подгруппой по общепринятой методике. Вариант первый: занятия с двумя подгруппами — стар­шей и подготовительной.

Вариант второй: занятия по математике воспитатель про­водит только с детьми подготовительной подгруппы по об­щепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми старшей группы.

Эти занятия обеспечивают правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успешное решение образовательных задач.

Итак, эстетическое развитие детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице (см. табл. 1.1.).

Таблица 1.1. Классификация форм.

По принципу управления деятельностью детей

Под прямым руководством взрослого

Под косвенным руководством взрослого

По способу объединения детей

Совместная деятельность детей и взрослого: фронтальная, подгруппами, с одним ребёнком

Индивидуальная, подгруппами

По видам деятельности

Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд

Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

Каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством воспитателя.

4 Организация занятий по ручному творчеству в разновозрастной группе

В процессе организации художественно-эстетического развития дошкольников немаловажное значение имеет организация педагогического процесса. В частности организация обучения в разновозрастных группах.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Следует отметить и те преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами: разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях и поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.

А.Н. Давидчук, характеризуя воспитательную работу в разновозрастной группе, указывает, что она во многом зависит от личностных качеств педагога, его методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста. В литературе есть и некоторые методические рекомендации к организации занятий в разновозрастных группах детского сада. Например, авторы предлагают два варианта организации коллективных занятий: начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут — у младших, через 20 — у средних и т.д.); последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой, потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья) [19, с. 164].

Несмотря на определенные успехи в решении вопросов, касающихся организации учебного процесса в малокомплектных детских садах (разновозрастные группы), есть еще ряд нерешенных проблем. Поэтому воспитатели разновозрастных групп должны глубоко осознавать специфику этой работы.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одного возраста, прежде всего, необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребенком. При разработке перспективного плана воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторением, закреплением и самостоятельным использованием детьми в разных видах деятельности.

Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организации, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. Следует также отметить, что, планируя работу со всеми тремя подгруппами одновременно по одной теме, воспитатель обязательно конкретизирует программные задания для каждой возрастной группы. Например, со всеми подгруппами планируется работа для закрепления знаний о геометрических фигурах, но дети пятого года жизни должны только найти и назвать эти фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); дети шестого года жизни — отыскать и назвать еще и ромб, уметь выделять стороны и углы, а седьмого года — сравнивать эти фигуры, находить сходство и различия, описывать геометрическую фигуру и др. [2, с. 47]

Существуют два типа занятий, которые можно использовать в группах более контрастных возрастов:

занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).

Занятия проводятся с подразделением детей лишь на две подгруппы, даже при наличии в группе детей с 2-3 до 7 лет. В зависимости от задач в этом случае в одной подгруппе могут объединяться только младшие дети (от 2-3 до 4 лет) или младшие и средние (от 2-3 до 5 лет), в другой — остальные. Как правило, занятие с младшими детьми ведет воспитатель, так как малыши не могут еще сколько-нибудь долго заниматься самостоятельно, а занятия со старшей подгруппой обычно основаны на хорошо знакомом материале и самостоятельной деятельности детей. Например, с младшими детьми воспитатель проводит занятие по развитию математических представлений, а старшие в это время рисуют по замыслу или по какой-нибудь знакомой сказке под руководством помощника воспитателя.

Такие занятия обычно проводятся в часы, отведенные в режиме дня для обучения, но иногда эти занятия (в форме дидактических игр, наблюдений, чтения художественной литературы и т.д.) могут быть организованы и в часы самостоятельной деятельности детей. Чтобы свободные от занятий дети долго не оставались без достаточного внимания педагога, занятия с одной подгруппой не должны быть длительными. Это вполне возможно, так как занимается небольшая часть группы и воспитателю удается осуществить программные задачи за более короткий срок с наиболее достижимым индивидуальным подходом.

Таким образом, успех совместных занятий определяется тем, насколько умело воспитатель планирует задания для детей разного, предусматривая при этом игровое и речевое взаимодействие двух и даже трех возрастных подгрупп.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием эстетического вкуса у детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов (см. приложение 1 и 2).

При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели — развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, поэтому оно не должно ограничиваться только созерцательной задачей и формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает, что «художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной, гармонически развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [42, с. 36].

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.

Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. Для успешного обучения творческой деятельности детей воспитателю, педагогу необходимо знать особенности обучения приемам наклеивания и вырезывания ножницами.

Обучение приемам наклеивания:

Правильно держать кисточку и набирать на нее небольшое количество клея.

Класть форму на клеенку изнаночной стороной вверх.

Намазывать клей равномерно по всей поверхности в сторону от придерживающей форму пальца левой руки.

Затем, положив кисточку на подставку, перевернуть смазанную клеем форму и положить ее на лист бумаги в необходимое место.

При помощи салфетки прижать наклеенную фигурку, прихлопнуть. Не притирать!

Аккуратно вытереть клей, выступивший из-под краев.

Обучение вырезыванию ножницами

Детей учат правильно держать ножницы; сжимать, разжимать рычаги; получать ровный разрез; резать поперек сначала узкие, потом более широкие полосы бумаги.

При обучении навыку вырезывания используют ножницы с тупым концом:

Перед работой ножницы закрытые, в чехле.

Локти на столе, режем перед собой.

Берем ножницы.

При работе шляпка шурупа должна быть с внутренней стороны.

Ножницы держим перпендикулярно предмету, который будем резать.

В верхнем кольце находится большой палец.

В нижнем кольце находятся средний и безымянный пальцы.

Указательный палец — под нижним лезвием ножниц — управляет ножницами.

При проведении занятий по ручному творчеству можно внедрять игровые и коллективные методы, с использованием яркого и выразительного наглядного материала — это способствует активизации внимания, творческого воображения и мышления дошкольников. Предлагаемые занятия следует проводить на специально организованных занятиях по ручному труду.

Данная работа способствует решению задач:

  • развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
  • развитие художественно — творческих способностей и творчества детей;
  • обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги и ткани;

развитие воображения, мышления и творческой деятельности

Главными условиями работы по ручному труду могут являться:

  • использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
  • формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура и др.).

В процессе работы у дошкольников вырабатываются

договариваться о совместной работе, ее содержании;

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Таким образом, в процессе комплексных занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя (особенно и младшей и средней группах) учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства дли передачи замысла. Приобретенный ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ (музыкальный, поэтический, изобразительный).

Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для творчества, для формирования нравственно-эстетических чувств.

Глава 2. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в разновозрастной группе через приобщение к ручному труду

1 Определение уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры — развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие — основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога — научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста.. Задание по восприятию искусства. 4-6 лет

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось. Предложить придумать название картине

  • 4 года. Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравиться (красота узора, цвет элементы).

    Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

Тема: «Моя семья», «Чем я люблю заниматься».

Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) — дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

С помощью данных уровней можно выявить, сколько детей имеют высокие, средние и низкие уровни.

Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ Детский сад с. Бишигино.

Целью данной работы стало выявление уровней художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста и эффективность их развития в процессе ручного творчества.

Проводимая экспериментальная работа состояла из трех этапов:

  • подготовительный;
  • проведение занятия;
  • завершающий.

После проведения каждого этапа работы предполагается выявление художественно-эстетического развития и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

В данной работе приняли участие 10 детей. Нами были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности.

Данная работа состояла из трех этапов исследования:

  • подготовительный;
  • проведение занятия;
  • завершающий.

Подготовительный этап.

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности выполнялось задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки-шумелки, где ребенку предоставляется широкий выбор материалов и необходимых инструментов, возможность самому придумать игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и способность реализовывать замысел, владение элементами культуры труда (см. приложение 4).

В начале занятия проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения — физминутки.

На данном занятии мы должны были выявить, как развит художественно-эстетический вкус дошкольников.

Таблица 2.1. Показатели художественного развития дошкольников

Имя

Показатели

Всего

творческая самостоятельность

ручная умелость

способность реализовывать замысел

владение элементами культуры труда

Катя

1

2

1

1

5

Ваня

1

2

3

2

8

Петя

1

2

2

2

7

Саша

1

1

2

1

5

Рома

1

1

2

3

7

Маша

2

1

1

3

7

Аня

2

1

1

1

5

Вера

2

1

1

1

Лена

2

1

1

1

5

Наташа

3

3

1

1

8

Таким образом, в таблице 2.1. мы видим, что общий балл 5 (низкий показатель) имеют следующие дети — Катя, Саша, Аня, Вера и Лена; общий балл 7 — Петя, Рома и Маша; общий балл 8 — Ваня и Наташа. Обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей, следует констатировать, что у пятерых детей (50 %) художественно-эстетическое развитие в ручном творчестве находится на низком уровне, т.е. дошкольники не могли выполнить элементарные упражнения — плохие умения работы с ножницами и клеем. У троих (30 %) дошкольников — средний (подражательно-исполнительском) уровень — воспитанники затрудняются при создании оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми предлагалось самостоятельно применить усвоенные знания, умения, навыки, не проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность, в единичных случаях проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. У двоих ребят (20 %) выявился высокий уровень, т.е. отличное владение ножницами, клеем, знание техники безопасности помогло выполнить задание (см. приложение 6).

При выполнении данного задания дошкольники не обошлись без помощи воспитателя.

Таким образом, данные результаты показали, что в работах дошкольников слабо отражается богатство впечатлений и слабо развито воображение.

Проведение занятия.

С целью совершенствования основных параметров творческой самостоятельности у детей дошкольного возраста на данном этапе была определена система работы по созданию специальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников посредством художественного труда, в виде создания атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом, установления рационального соотношения репродуктивной и творческой деятельности, многообразия и вариативности заданий и видов работ творческого характера, используемых в системе интегративного обучения ручному труду.

На данном этапе исследования проводилось занятие «Колобок — колобок, ты куда спешишь, дружек?», где должно развиваться творческое воображение, инициатива, конструктивное мышление, любознательность, самостоятельность (см. приложение 5).

В ходе реализации данного этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность.

Организация данного занятия с детьми дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе.

Завершающий этап исследования.

На данном этапе исследования проводилось такое же занятие, как и на подготовительном, чтобы можно было сравнить работы детей (см. приложение 4).

Исходя из результатов исследования на данном этапе, можно сказать, что 4 ребят (40 %) имеют высокий уровень, 5 (50 %) — средний уровень и 1 (10 %) — низкий уровень (см. приложение 7).

Таблица 2.2. Показатели художественного развития дошкольников

Имя

Показатели

Всего

творческая самостоятельность

ручная умелость

способность реализовывать замысел

владение элементами культуры труда

Катя

1

3

2

1

7

Ваня

1

2

3

2

8

Петя

2

2

2

2

8

Саша

1

1

2

1

5

Рома

1

1

2

3

7

Маша

2

1

2

3

8

Аня

2

1

2

7

Вера

2

2

2

1

7

Лена

3

1

2

1

7

Наташа

3

3

1

1

8

Таким образом, в таблице 2.2. мы видим, что общий баллы повысились: 5 (низкий показатель) имеет 1 ребенок -Саша; общий балл 7 — Аня, Рома, Вера, Лена и Катя; общий балл 8 — Ваня, Маша, Наташа и Петя. Результаты на завершающем этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно-исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), появилась оригинальность (способность производить идеи), повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках.

Сравнивая работы детей на подготовительном этапе и завершающем, можно сделать вывод о том, что поделки дошкольников явно отличаются друг от друга, т.е. на завершающем этапе работы выполнены выразительно, четко.

Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного труда.

В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством ручного творчества, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.

Таким образом, данные занятия способствовали развитию креативных способностей у детей дошкольного возраста, при решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Заключение

Проблема художественно-эстетического развития довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать

Художественно-эстетическое развитие действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического развития. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания.

Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности. Занятия ручным творчеством создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

Ручное творчество — важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе ручного творчества происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей, чем богаче впечатление детей, чем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии изображения рисунка и аппликации, будет более интересными, разнообразными и выразительными.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Обеспечение программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/hudojestvenno-esteticheskoe-razvitie-po-fgos-v-dou/

Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. Просвещение, 2000. — 176 с.

Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. — М.: Владос, 2004.-98 с.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 2008.-242с.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006.

Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2005. — 240 с.

Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829 с.

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — №6. — С.57-67.

Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2002.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2005.

Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2006.

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2006.

Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 2004. — 256 с.

Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2006.

Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 2006.

Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 2005. — 128 с.

Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. — М.: 2001.

Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. — М.,2007. — 175 с.

Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. -94 с.

Давидчук <#»649217.files/image001.gif»>

Приложение 7

Результаты исследования на завершающем этапе

Список использованной литературы 1