«Социальная политика и социальная справедливость»

Аспирантский реферат

Принципы справедливости в рамках концепции устойчивого развития приобретают новый смысл в качестве одного из путей выхода современного западного общества из кризиса. Рассмотренные теории обретают особый смысл в современном российском обществе, в котором социальная справедливость является ценностной основой устойчивого развития. Они позволяют более глубоко осмыслить особенности принципов справедливости как основы для устойчивого социально-экономического, политического и духовного развития современного общества, а также при моделировании будущего развития социума.

Современный мир всё чаще сталкивается с проблемами соединения принципов социального го­сударства с ограничением бюрократизма ради обеспечения свободы. Разрешить эту проблему и попытались многие авторы.

В целом принципы социальной справедливости в западной и отечественной социальной философии обладают свойством универсальности и влияют на всю систему общественных отношений. Защита интересов личности от произвола государства, оптимальное соотношение интересов личности и государства как важнейшие требования справедливости могут быть реализованы только в правовом государстве.

Социальная справедливость характеризует взаимоотношения людей с точки зрения распределения благ (материальных или духовных) между ними. Важнейшей чертой идеала социальной справедливости является «социальное равенство людей, равные возможности для всестороннего развития всех категорий граждан и повышение благосостояния общества, наличие свободы как гарантии от различного рода социального насилия. В справедливом обществе каждый человек, независимо от пола и возраста, состояния здоровья и уровня трудоспособности, имеет возможность реализовать весь комплекс неотъемлемых прав на достойную жизнь. Категория «социальная справедливость» ориентирует на анализ того, как воспринимается людьми реализация их базисных социальных прав, какими реальными возможностями развития своих способностей они обладают, в какой мере они могут обеспечить удовлетворение потребностей и др.

Примером одной из наиболее известных и влиятельных концепций справедливости является теория Дж. Роулза, которая разрабатывалась в 70-х гг. XX века в рамках критики утилитаризма, в период фундаментальной переоценки теоретических ценностей либерализма. Исторически обездоленные социальные группы заявили о своем праве на возмещение существовавшей несправедливости, выдвинули – вразрез с буржуазно-либеральным принципом «равенства возможностей» – требование компенсировать их дискриминацию путем установления для них гарантированных квот в представительных органах, в системе здравоохранения, при приеме в учебные заведения, на работу. Государство вынуждено было нести бремя моральной обязанности в устранении фактического неравенства и обеспечении справедливости в распределении общественных благ.

14 стр., 6786 слов

Сущность и этапы развития корпоративной социальной ответственности

... 2) нацеленность бизнеса на устойчивое развитие На сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности, однако все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми физическими ...

Три основные опоры, на которых держится все здание общества – система власти и управления, экономика, идеология. В результате перемен во всем мире трансформации были подвержены все три. Однако больше всех пострадала идеология. Сначала это было незаметно. Все были убеждены, что базисом общества является экономика. Потом выяснилось, что экономика зависит от организации власти и управления. Лишь теперь люди стали замечать, что человеческое общество есть объединение существ, наделенных сознанием, что социальная организация общества есть результат сознательной деятельности людей, что система власти и управления не могут эффективно существовать без должной идеологической обработки людей. Для этого необходимы идеологическое учение и идеологический механизм. Эта теория, как и некоторые другие, глубоко идеологична, она является гимном обновленному либерализму. Она относится к неоконсервативному направлению современного либерализма и не предлагает концепцию идеального государства, исходя из положения, что государство должно быть «минимальным», давая простор для реализации жизненных планов индивидуумов.

Другим спорным моментом было то, что так пропагандируемое «абстрагирование от индивидуальных качеств», однако важными здесь являются не только естественные свободы, обеспечивающие равные стартовые возможности, но и обеспечение равенства на всех стадиях распределения, включая результаты, за которыми необходим и общественный контроль. Многие и сейчас считают идеологию равных возможностей справедливой, поскольку она гарантирует, что судьба людей определяется не обстоятельствами, а принимаемыми ими решениями.

Многие западные учёные считали, что передача собственности лишь тогда справедлива, когда происходит по доброй воле. Всякая попытка регулировать процесс этой передачи обречена на провал. Любое перераспределение благ, навязываемых государством, например, в виде сбора налогов, например, Нозик считал несправедливым ограничением прав индивидов. Р. Нозик, используя философскую аргументацию, обосновывает политическую концепцию, которую в Европе обычно называют либерализмом (или классическим либерализмом).

В соответствии с ней функции государства должны быть ограничены защитой жизни и собственности его граждан, а всякое расширение его функций за эти пределы не является морально оправданным. В качестве отправной точки для своих рассуждений автор берет то самое «естественное состояние», от которого отталкивались многие политические философы, определившие облик западной традиции, от Гоббса и Локка до Ролза и Бьюкенена. Р. Нозик со своим трудом органично вписывается в эту традицию. В то время как государство по Нозику минимизировано и предполагает невмешательство в частную жизнь граждан и индивидуумы сами выбирают свой путь, то государство по Роулзу гораздо более определённо и гораздо больше вмешивается в дела людей. Справедливость здесь ложится в основу государства, ставшего социальным.

13 стр., 6408 слов

Конституция – основной закон государства и общества

... о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/aspirantskiy/sotsialnaya-politika-i-prava-cheloveka/

«Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/aspirantskiy/sotsialnaya-politika-i-prava-cheloveka/

1.Александер Дж. Власть, политика и гражданская сфера // Социс. – 2009. — № 10. – С.3-18.

2.Бляхман Б.Я. Концепции гражданского общества в зарубежной литературе конца ХХ в. // Философские науки. — 2005.- № 6. — С.18-38.

3.Гаврилова И.Н. Западные трактовки социальной справедливости (обзор концепций) // Социс. – 2009. — № 3. – С.36-44.

4.Дьячкова Н.Н. История политических и правовых учений. Учебное пособие. М., 2003. – 233 с.

5.Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Либеральная альтернатива // Свободная мысль. 2004. — № 7. — С.12 — 19.

6.История политических и правовых учений: Хрестоматия. / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000.

7.Капелюшников Р. Право собственности (очерк современной теории) // Отечественные записки. – 2004 .- № 6. — http://magazines.russ.ru/oz/2004/6/2004_6_10.html .

8.Kymiicka W. Contemporary Political Philosophy: Introduction. Clarendon Press, 1990, p. 50—94.

9.Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 1. – М., 1997. — — С.358 — 478.

10.Марахов В.Г. Социальная философия. Курс лекций. – СПб: СПбГУ, ВВМ 2009. — 409 с.

11.Марахов В.Г. В.П. Тугаринов – философ и человек // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.45-49

http://anthropology.ru/ru/texts/marahov/mysl01_10.html .

12.Мареев С. Либерализм и демократия о равенстве и справедливости // Свободная мысль. 2005. № 12. С.147 – 159.

13.Мизес Л. Либерализм в классической традиции// Антология мировой политической мысли: В 5 т. — Т. 2. – М., 1997. — С.198.

14.Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик ; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с. — (Серия «Политическая наука») — http://marsexxx.com/lit/nozik-anarchy.htm.

15.Политология: Словарь справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. – М.: Гардарики, 2007.

16.Роулз Д. Теория справедливости. Пер с англ. – М., 1995. – 288 с.

17.Саверсис О.А. Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза (социально-философский анализ).

Автореф. дис. …канд.филос. наук. Чита, 2007. – 25 с.

18.Хондерик Т. Консерваторы и теория // Неприкосновенный запас. – 2004. — № 5 // http://magazines.russ.ru/nz/2004/37/hond1.html