Введение, Коркуно́в Николай Михайлович
1. Биография
Родился 14 (26) марта 1853 в семье Михаила Андреевича Коркунова (1806—1858), видного русского историка и археолога, академика Санкт-Петербургской Императорской академии наук.
В 1874 году он окончил курс обучения на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, получив золотую медаль за сочинение по государственному праву.
В 1876 году стал преподавателем энциклопедии права в александровском лицее, а с 1878 года и в Санкт-Петербургском университете (стал заведовать кафедрой государственного права после смерти А. Д. Градовского).
С 1879 года читал лекции по государственному праву иностранных государств и основам международного права в военно-юридической академии.
В 1893 году он защитил в Юрьевском (Дерптском) университете диссертацию на степень магистра государственного и международного права, а в следующем году — на степень доктора в Санкт-Петербургском университете, где потом стал ординарным профессором государственного права.
В 1893 году Н. М. Коркунов был также назначен членом комиссии для кодификации основных законов Финляндии.
Николай Михайлович Коркунов не дожил до первой русской революции и учреждения российского парламента, скончавшись 27 ноября (10 декабря) 1904 года.
2. Социологические концепции права и государства
Для Н. М. Коркунова характерен социологический подход к изучению проблем государства и права.
Его правовые идеи основывались на закономерностях развития общественных явлений. Поэтому он критиковал господствовавшую тогда школу естественного права, выдвигающую в праве на первый план момент воли и требующей строгого разграничения догматического правоведения от социологии и истории. В трудах Н. М. Коркунова историко-социологический элемент играл значительную роль, он не признавал тогдашних немецких авторитетов в правовой науке и внимательно относится к специфическим явлениям русского юридического и политического быта, тем самым часто идя вразрез с общепринятыми учениями.
Московский Государственный Университет Леса
... деятельности. Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Если воспитание в широком понимании ...
Право, по определению Н. М. Коркунова, есть не просто защита интересов, но разграничение их. Разграничение интересов, составляющее содержание правовых норм, совершается в двоякой форме:
- Путём поделения объекта пользования в частичное, индивидуальное обладание;
- Путём приспособления его к совместному пользованию многих.
Этим он обусловливал различие частного и публичного права.
В непосредственной связи с этим воззрением, устраняющим из понятия права элемент воли, стоит учение Коркунова о юридической природе государства и государственной власти, намеченное уже в первом издании «Лекций» и сложившееся в законченную систему в монографии «Указ и закон» 1894 года [1] .
Н. М. Коркунов отверг обычное понимание власти, как единой воли, господствующей над подданными государства. По его мнению, эта так называемая «волунтарная теории власти», унаследованная правовой наукой от средневековой схоластики и совершенно чуждая величайшим мыслителям античности должна была быть признана несостоятельной. В его концепции властвование предполагало сознание не с активной стороны, не со стороны властвующего, а с пассивной, со стороны подвластного. Государственная власть — не воля, а сила, вытекающая из осознания людьми их зависимости от государства как общественного союза, в котором принудительно устанавливается мирный порядок.
Кладя в основание социума общность интересов субъектов и связывая его специфику со способностью образования идеалов, Н. М. Коркунов концентрировал внимание в первую очередь на духовных факторах общественной жизни и субъективистских мотивах.
Свою точку зрения на государственную власть в философии права Коркунов обозначал как «субъективный реализм», противополагая её с одной стороны «наивному» объективному реализму, отождествляющему власть с личной волей властителя, с другой стороны — метафизическому объективному идеализму, признающему власть волей государства, как особого субъекта, отличного от составляющих его личностей. С точки зрения субъективного реализма, государство — не лицо, а юридическое отношение, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, начиная с монарха и кончая последним подданным, а объектом служит сама государственная власть, как предмет пользования и распоряжения.
С таким видением власти тесно связан и взгляд автора на теорию разделение властей. Признание государства как отношение многих лиц устранило возражение, которое немецкие юристы использовали против теории Монтескьё — указание на несовместимость её с единством государственной воли.
Возведением принципа разделения властей к более общему началу совместного властвования, по мнению Коркунова, объясняло признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила в административном порядке. Установление юридических норм в двоякой форме — законов и подзаконных правительственных распоряжений (указов) — служит лишь одним из проявлений совместности властвования. Взаимное сдерживание государственных органов выражается здесь в том, что указы имеют юридическую силу только при условии непротиворечия законам. Причём, истинная гарантия такого соотношения между указами и законами лежит не в существовании народного представительства и не в ответственности министров, а в праве суда проверять юридическую силу указов.
По праву: «Происхождение права и государства. Место права ...
... реферата осветить основные теории происхождения государства и права, а также изучить особенности права в системе социального ... русский государствовед Н. М. Коркунов возводил государство и право к так называемому « ... власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье. 1.3.Договорная теория происхождения государства и права Договорная теория происхождения государства и права ...
То есть он указывал, что институты народного представительства и ответственности правительства перед парламентом являются второстепенными, а главной гарантией законности должен быть независимый суд, имеющий право проверять на соответствие законам всех подзаконных актов правительства.
Поэтому Н. М. Коркунов обосновал, что разделение законодательной функции и исполнительной возможно и в абсолютной монархии. Тем самым он выражал идеи правового государства и стремился применить эту идею к российским условиям самодержавия.
По мнению Коркунова, для того, чтобы издавались справедливые законы, чтобы суды были способны разрешать противоречия между указами и законами, чтобы суды могли отменять незаконные распоряжения и охранялись гражданские права (неприкосновенность собственности, право граждан на подачу петиций) в России не нужно наделять подданных политическими правами и создавать представительный орган, ограничивающего власть самодержца. В России должна быть монархия, которая «сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно».
3. Основные труды
- Коркунов Н. М. Лекции по энциклопедии права, читанные проф. СПБ. университета Н. М. Коркуновым в 1879/80 акад. году. — СПб.: лит. Пазовского, [1880] — 232 с.
- Коркунов Н. М. О научном изучении права. — СПб., 1882
- Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1886. (3-е изд. 1894) (Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Авт. предисл. И. Ю. Козлихин. — науч. изд., [репринтное]. — М .: Юридический центр Пресс, 2003. — 430 с. — (Теория и история государства и права).
— ISBN 5-94201-152-4
) - Коркунов Н. М. Международное право: Лекции, читанные в Военно-юридической академии. — СПб.: Издание Лейтенанта Шидловского, 1886. — 344 с.
- Коркунов Н. М. Лекции в Императорском Александровском Лицее. Общественное значение права. — СПб.: Типография Р.Голике, 1892. — 20 с.
- Коркунов Н. М. Сравнительный очерк государственного права иностранных держав. Часть первая, Государство и его элементы. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1890. — 163 с.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. — СПб. : Тип. М.М.Стасюлевича, 1908. — Т. I. (Введение и общая часть).
— 623 с.
- Коркунов Н. М. Русское государственное право: Пособие к лекциям. — (ссылка на 6-е изд.).
— СПб. : Книжный магазин А. Ф. Цинзерлига, 1892. — Т. 2. — 415 с.
(выдержало восемь изданий) - Коркунов Н. М. Указ и закон: Исследование. — СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1894. — 408 с. (Докторская диссертация)
- Коркунов Н. М. История философии права: Пособие к лекциям. — (ссылка на 6-е изд.).
— СПб. : Типография М.Меркушева, 1896. — 267 с.
- Коркунов Н. М. Пропорциональные выборы. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1896. — 95 с.
Также статьи Н. М. Коркунова по отдельным юридическим вопросам печатались в «Юридической Летописи», «Журнале Гражданского и Уголовного права», «Журнале Министерства Юстиции», «Журнале Министерства Народного Просвещения». Эти статьи были изданы в 1898 году в специальном «Сборнике статей 1877—1897 годов», с приложением полного библиографического указателя его работ.
Сущность социологического подхода к пониманию права
... принципа системности природы знаний вообще, социологических знаний в области права, в частности. Системное видение объекта исследования неразрывно связано со структурными и функциональными подходами к его анализу. Анализ объекта, ...
4. Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/sochinenie/filosofiya-prava-n-m-korkunova/
- Коркунов Николай Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).
— СПб. , 1890—1907.
- Коркунов Николай Михайлович // Большая Советская энциклопедия в Яндекс. Словари
- Экимов А. И. Коркунов (Из истории политической и правовой мысли).
— М.: Юрид. лит., 1983. — 96 с.
- Зорькин В. Д. Теория права Н. М. Коркунова // Правоведение . — 1978. — № 3. — С. 80-86.
Примечания
Данный реферат составлен на основе .