Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека . Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство.
Особенности семейного воспитания одаренного ребенка
... заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать ... воспитание одаренного ребенка должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям несложно наблюдать, направлять и обучать детей, принимая в ... способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка: а) помощь и стимулирование ребенка в получении, ...
К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни – 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
- невысокий экономический уровень большинства трудовых семей;
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину ( работа, семья );
- высокий процент разводов;
- обострение конфликтов между поколениями;
- увеличение разрыва между семьей и школой,
ГЛАВА 1
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ. ЗАДАЧИ СЕМЬИ.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив
специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.
Главное в воспитании маленького человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период
жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.
Не буду приводить ужасающие сравнения, характеризующие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недавним прошлым. Отмечу лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.
Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю трудовую и социальную жизнь человека.
Именно в семье ребенок
Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала
... гигиеническое воспитание связано и с воспитанием характера, воли, дисциплинированности. Родители, которые следят за тем, чтобы ребенок всегда убирал свою постель, делал утреннюю зарядку, мыл ноги на ... детей. Каждый возраст ребенка имеет свои особенности и выдвигает требования к организации режима. Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические ... для детей. Установлено, что дети из таких семей, ...
Поэтому первая задача родителей – ежедневными положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.
Подытоживая эти в общем то хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных
воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье
сформированы быть не могут;
- семья осуществляет социализацию личности, является
концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является
воспитание
гражданина, будущего семьянина и законопослушного члена общества;
- существенное влияние семья оказывает и на выбор профессии.
ГЛАВА 2
ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ.
2.1 Классификация типов семейных отношений
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Поскольку в каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В связи с этим, выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
ДИКТАТ в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, но при этом они должны исходить из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций, в которых им необходимо будет принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те, кто предпочитает всем видам воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которой отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, враньем, грубостью, а в некоторых случаях и ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, то родителям не стоит обольщаться, так как вместе с ним, оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы. Постоянный диктат со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, его касающихся – все это гарантия серьезных неудач в вопросе формирования личности.
Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без ...
... дипломной работы - изучить социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной дипломной работе поставлены такие задачи, как: 1) Выявить теоретические аспекты социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) Определить положение детей-сирот ...
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и трудностей, принимая их на себя. При данном типе семейных отношений, вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. В центре воспитательного воздействия оказывается другой вопрос – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Тем самым, родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. Именно у этой категории подростков бывает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз именно эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. И хотя опека очень сильно отличается от диктата, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, а тем более от общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей, как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем, такой вариант может встречаться как в неустроенных семьях, так и в благополучных.
Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает подчинение межличностных отношений в семье общим целям и задачам в совместной деятельности ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество и где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становиться группой высокого уровня развития – коллективом.
2.2 Классификация стилей воспитания
Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль семейного воспитания, т.е. принятые в семье ценности.
Психологи выделяют три стиля семейного воспитания:
- демократический;
- попустительский.