Туризм — отличное средство отдыха. Активный, подвижный, интересный, он восстанавливает физические и психологические силы человека и общества. Только контрастные формы досуга, которые может предоставить туризм (изменение привычной среды и ритма жизни), способствуют истинному здоровью нации и человека в современных условиях.
Путешествие (выездная, экскурсионная) в свободное время — один из видов активного отдыха, который, как правило, проводят туристические организации по маршрутам. «Туризм как процесс состоит из спроса (туризм), предложения (индустрия туризма) и туристского продукта, который направлен на интересы туриста» .
Есть три основных функции туризма:
1) восстановительная функция — избавление человека от чувства усталости через контрастное изменение окружающей среды и вида деятельности;
2) развлекательная функция — предоставление отдыхающему возможности развлечься, познакомиться с местностью, людьми, культурными мероприятиями;
3) интеллектуальная функция: предоставление возможностей для развития личности за счет расширения познавательной и творческой деятельности.
Определение понятия «активный туризм» до сих пор неоднозначно, и существуют разногласия между различными авторами в его интерпретации. Генеральная Ассамблея отмечает, что «необходимо уделять больше внимания нематериальным аспектам туризма, связанным с улучшением здоровья человека и его физическим воспитанием, а также с новыми средствами его трудоустройства, в том числе в сфере туризма и спорта». В Большой Российской энциклопедии понятие «активные виды туризма» трактуется как «виды туризма, имеющие активные способы передвижения, например, с затратами физических усилий туриста». По способу передвижения: Различают такие виды туризма, как водный, пеший, конный, горный, лыжный, спелеологический, велосипедный, автомобильный, мотоциклетный. Для организации отдыха туристов используют такую форму проведения, как экскурсионный .
Туристическая поездка предполагает прохождение нового, ранее разработанного или известного маршрута как в населенных, так и в ненаселенных районах с конкретными целями: познавательными, оздоровительными, спортивными, образовательными, тренировочными и т.д. В настоящее время активные на туристическом рынке виды туризма представлены услугой «Туристическая экскурсия».
Основными видами экскурсий в активном туризме являются дневные, двух- или трехдневные (PVD — экскурсия выходного дня) и многодневные экскурсии — спокойные, категоричные или сложные. Групповые экскурсии планируются в соответствии с физической подготовкой туристов.
Расстройства нервной системы человека. Виды расстройств. Причины
... правило, с физиологическими особенностями нервной системы каждого человека, так и с ... Каждый отдел регулирует определенные функции организма. Постепенное усложнение строения головного ... полностью сосредоточится на одном виде деятельности. Если человек, например, успешно решает задачки, ... глазами». Расстройства нервной системы Умственная усталость Причины: недостаточный отдых, ослабленное здоровье, ...
Активный отдых — особый вид туристической деятельности. Его специфика определяется не только особым контингентом заказчиков, но и наличием комплекса условий, объективно представляющих угрозу здоровью и жизни туристов (горы, тайга, водный и т.д.) туризм может удовлетворить потребности которые определяются организацией туристической поездки при использовании средств размещения, иметь ту или иную продолжительность поездки, определенный состав группы, способ проезда, выраженные в организационных формах и основанные на принципах ценообразования туристического продукта.
Спортивный туризм — это вид спорта и соревнований в различных видах туризма (пеший, лыжный, водный, горный, конный, спелеотуризм и самотуризм, велосипедный туризм, мотоциклетный туризм и т.д.) .
Рекреационный туризм — это вид туризма, с помощью которого восстанавливаются физические и душевные силы человека. Этот вид включает в себя активный отдых и улучшение здоровья, поэтому его часто называют благополучием.
Любительский туризм — путешествие по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным туристическими клубами. Организация и проведение таких поездок основаны на принципах самоокупаемости и самообслуживания. Самым популярным и массовым видом активного отдыха стали экскурсии выходного дня.
Постановка проблемы.
Эта ситуация стала одной из причин внимания широких слоев населения к активному отдыху и, в частности, к активному туризму, организационные формы которого сильно отстают от стремительно растущего спроса, проявляющегося, например, в увеличении численности туристов-любителей.
Цель статьи
В последние годы эти вопросы нашли отражение в работах некоторых авторов, по некоторым из которых в статье приводятся некоторые полемические наблюдения.
Результаты исследования.
Отсутствие регламентации, прежде всего, ключевого понятия в теории и практике отдыха, понятие «турист» приводит к несогласованности в статистическом учете, планировании рекреационных и туристических услуг и т.д.
По определению М.Б.Биржакова, в основном согласующегося с формулировкой Всемирной туристской организации, турист — это потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг — временный посетитель местности, населённого пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 6 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночёвку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника. .
Однако в некоторых дефинициях указание на обязательное отсутствие деятельности, оплачиваемой из местного источника, постепенно исключается из определения туриста. Об этом свидетельствуют даже включаемые в перечень видов туризма понятия: «деловой туризм», «коммерческий туризм», «конгрессный туризм». Сюда же в ряде случаев можно отнести и научный туризм, при котором нередко приглашаемый учёный за участие получает гонорар из местного бюджета.
Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы ...
... деятельностью по организации и осуществлению таких путешествий». [30] В современном значении туризм – это деятельность, ... туризму провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, ... того, что туризм сочетает различные виды рекреационной деятельности – оздоровление, отдых, восстановление производительных ...
По принятому в 1993 г. ООН определению, туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями . При этом основными характерными чертами туризма выделяются:
- Выезд за пределы обычной среды;
- временный характер передвижения;
- отсутствие целей заработка.
Исходя из такого определения люди, покинувшие пределы своей обычной среды, чтобы позагорать на пляже или посмотреть спортивные соревнования, и люди, избравшие видом отдыха туристский поход, одинаково называются туристами. Такой подход удобен лишь для статистического учёта передвижения рекреантов в самом общем плане и в институциональном отношении требует общих организационных условий, связанных с таможней, транспортом, размещением (включая питание), продвижением турпродукта и т.п. В этом случае туризм обычно отделяют от иммиграции; к нему не относят пересечение границы жителей приграничных регионов; не учитывают выезды студентов на учёбу, дипломатов и членов их семей к месту работы и т.п. Однако, если рассматривать требования к организации отдыха пассивного и активного, то они принципиально различны как по субъектам, так и по сфере услуг, их инфраструктуре, характеру деятельности, менеджменту и, соответственно, требуют различных институциональных моделей.
во-первых
Представляется необходимым и разграничение таких понятий как «путешествие» и «туризм». М.Б.Биржаков считает их неразрывно связанными понятиями, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека — это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и множество другого. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, — временное перемещение человека в иную местность или страну, на континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания. .
Однако из путешествий, как отдельного способа жизнедеятельности человека, Биржаков выделяет туризм в качестве совершенно иной формации, обладающей своими чётко выраженными свойствами и характеристиками. По его мнению, главное отличие туризма от путешествий — это цель и массовость. Так к категории туристов им не отнесены например известные чехословацкие исследователи Иржи Ганзелка и Станислав Зигмунд, совершившие автомобильное многолетнее путешествие по континентам мира, или Анисим Панкратов, проехавший вокруг света на велосипеде в 1913 г., и др. Они определяются им только как путешественники.
В отличие от путешествий, как утверждает Биржаков, туризм обладает дуализмом внутренней природы явления, рассматриваемый как:
- А) особый массовый род путешествий с чётко определёнными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста;
- б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность.
Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. .
Методология туризма
... такие виды деятельности, как организация путешествий, гостиничный бизнес, экономика и др. Туризм – это та часть индустрии гостеприимства, где человек может удовлетворить свои физические, интеллектуальные, ... позво лит разработать направления для активного вхождения, напри мер, в такой сегмент рынка, как круизный туризм. Раскрытие противоречий в развитии туризма является важным, но не завершающим ...
Позволим себе не согласиться с утверждением по пункту «б». Те, кто обслуживает туристов, не занимаются туризмом, а лишь обеспечивают его, содействуют ему. Аналогично не называют музыкантами изготовителей или продавцов музыкальных инструментов, а моряками — работников доков и т.п. Понятие «туризм» не обладает дуализмом и определяется лишь первой формулировкой М.Б. Биржакова под пунктом а).
Вторая же формулировка характеризует туристскую индустрию и её инфраструктуру.
В отношении рекреации восстановление жизненных сил человека может происходить как в условиях активной деятельности, так и нередко при бездеятельности. Не случайно туриста обычно изображают с рюкзаком за плечами, а его антипода-отдыхающего — в пляжном костюме под тентом.
Активный туризм следует прежде всего рассматривать как частный случай путешествий, т.е. перемещение людей во времени и пространстве . Участником активного туризма может стать любой человек, посетивший ту или иную местность с любой целью: оздоровление, лечение, отдых или даже заработок. Врач может порекомендовать пациенту в качестве средства лечения небольшой терренкур, длительные прогулки, туристский поход; человек, прибывший на заработки, может в качестве кратковременного отдыха принять участие в пешеходной экскурсии по региону пребывания; просто пассивно отдыхающий на какое-то время меняет форму отдыха на активную и т.п. Субъектами активного отдыха могут оказаться как посетители района рекреации вне зависимости от цели прибытия, так и сами жители рассматриваемого региона, поскольку нередко жители, например, предгорья или лесных массивов отправляются в одно- а то и многодневные путешествия по близлежащим горам и лесам и не называть их туристами нет оснований. Поэтому для учёта фактического количества туристов и прогнозирования прибытий, для определения сегментов рынка услуг по активному туризму необходимы специальные методики, которые, конечно же, будут отличаться от принятой ВТО для общего учёта туристов.
В понятие «активный туризм» входят все виды туристских путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т.е. с затратой собственных физических усилий туриста.
функциональная классификация видов туризма
Рекреационный;
- лечебный;
- познавательный;
- деловой;
- религиозный;
- этнический;
- транзитный .
Традиционно среди туристов по их активности во время отдыха выделяют шесть групп:
- Любители спокойного отдыха, желающие освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке;
- любители развлечений, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий;
- любители активного отдыха, создающие активную нагрузку своему телу;
- любители спортивного отдыха, концентрирующиеся на соревнованиях;
- любители познания, изучения, заинтересованные в повышении своего образовательного уровня;
- любители приключений, острых ощущений, ищущие необычных впечатлений с определенной долей риска .
С нашей точки зрения, требуется особое выделение активного туризма как вида рекреации, требующего специфических организационных форм и обладающего собственным спросом.
При применении терминов «активные формы отдыха» и «активный туризм» необходимо учитывать что по С.И.Ожегову активный — это деятельный, энергичный, действующий в сравнении с пассивным, т.е. безучастным, вялым.
Туризм, рассматриваемый как разновидность рекреации, отличающейся активными формами отдыха, на наш взгляд, может дифференцироваться, в свою очередь, по степени активности, а именно как: спортивный туризм, активный туризм и пассивный туризм.
Спортивный туризм необходимо выделить из активного туризма, т.к. он имеет специфику в организации, обслуживании и т.п. Спортивный туризм — это туризм соревновательный, нацеленный на соперничество его основных участников, основанный на стремлении к победе. Это особая сфера деятельности главным образом спортивных клубных, профессиональных организаций, которая направлена не на отдых (не имея в виду туристов-болельщиков на больших спортивных мероприятиях), как в массовом активном туризме, а на достижение спортивных результатов. По существу это профессиональная деятельность, кстати, нередко высоко оплачиваемая, которая после определённых циклов требует отдыха, рекреации.
В плане рассмотрения сущности активного туризма, отличающегося от пассивного туризма деятельным, энергичным участием в передвижении с места на место с применением и развитием физических сил, следует отделить туризм с участием таких средств передвижения как автомобильный, железнодорожный, воздушный (кроме спортивных летательных аппаратов), и водный (за исключением вёсельного, на плотах и т.п.).
Они будут относиться к пассивному туризму.
Определяя активный туризм видом путешествия, понимаемого как перемещение в пространстве, важно обозначить минимальные размеры этого пространства. Ведь и занимаясь на спортивной арене гимнастикой или лёгкой атлетикой, человек перемещается в пространстве. В этом отношении туризм в первую очередь, дистанцируется от экскурсий , под которыми понимается не только однодневное (менее 24 часов) посещение туристом определённой местности вне района обычного места пребывания в целях туризма, но и коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр., с учебными или культурно-просветительными целями .
Однако, если отличие от экскурсий необходимо для определения туризма вообще, причём именно в целях статистики посещаемости туристских агломераций, то для активного туризма, видами которого являются не только многодневные, но и однодневные передвижения (пешком, на лыжах, велосипедах, байдарках и т.п.), такое отличие не существенно или вовсе не приемлемо с точки зрения именно времени. Например, местный житель, систематически участвующий в однодневных турпоходах в районе своего постоянного места обитания, вполне может быть отнесен к туристу, т.к., во-первых, вид его отдыха, даже не связанный с выездом за пределы постоянного места жительства, функционально соответствует понятию «туризм», а во-вторых, он будет пользоваться услугами, предоставляемыми в сфере активного туризма, и организаторы этих услуг должны учитывать и его как субъекта этой сферы.
Вместе с тем пешеходная экскурсия по городу, даже если она займёт несколько часов, не будет относиться к туризму вообще и активному в частности. Существенным отличием туризма будет не время, а преодолённое туристом расстояние, которое должно быть не менее 10-15 км. за пределами населённого пункта, и характер передвижения: спортивный в походе, тогда как на экскурсии он прогулочный. Так например, на вёсельной лодке тоже можно совершать либо прогулку по озеру, либо путешествие по реке, морю или тому же озеру (если оно достаточно большое).
Бюро переписей США, отвечающее за ведение исследований национальных путешествий, дало следующее определение путешествию: «перемещение более чем на 100 миль от места постоянного проживания», однако в «Обзоре национальных путешествий» (1963 и 1967 гг.) используется определение, дополненное словами «или вне города на одну или более ночей». Как и Бюро переписей, Центр данных по туризму США исключил из определения путешествия следующие виды поездок:
- Перемещение членов экипажей морских судов, железнодорожных поездов, воздушных судов и т.д.;
- путешествия лиц между регионами, странами с целью работы;
- путешествия лиц с целью обучения .
По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительную долю составляют 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе .
Кроме того, турист характеризуется целевыми установками, отличаясь от тех, кто совершает то или иное передвижение (путешествие) по воле определённых обстоятельств, не связанных с рекреацией.
Исходя из изложенного, предлагается следующее определение: активный туризм — это перемещение человека в пространстве за пределы населённого пункта с длительностью перемещения не менее 15 км. в целях рекреации, осуществляемое с применением и развитием его физических сил.
То есть для активного туризма характерно:
- Движение с применением физических сил;
- цели рекреации (отдых, развитие физических сил, познавательные цели и др.);
- передвижение за пределами населённого пункта;
- длительность преодолеваемого в пути расстояния (не менее 15 км.).
Исходя из данного определения к активным видам туризма из всего многообразия можно отнести: пешеходный туризм, туризм с использованием различных средств передвижения (дирижаблей, воздушных шаров, дельтапланов, собачьих упряжек и др.), а также велосипедный, лыжный, лодочный, конный, подводный, горный, охотничий и др.
Опрос около 500 рекреантов Крыма показал преимущественные потребности туристов в активных формах отдыха (табл. 1), но пассивный туризм предпочитают всё ещё более 40 % прибывающих в Крым, к которым хотя и относятся в основном люди преклонного возраста, однако и среди молодёжи пятая часть предпочла пассивный отдых.
Таблица 1.
Распределение ответов респондентов о целях приезда в Крым, %
Всего ответов | Из всех ответов в строке по целям приезда | |||||
Расслабиться, отдохнуть у моря без физической активности | Отдохнуть и подлечиться без организационных хлопот | Посетить достопримечательности и отдохнуть | Принять участие в походах по Крыму | Развлечься (дискотеки, казино, аквапарки, рестораны и др.) | ||
Всего ответов | 100 | 21,5 | 21,5 | 43,6 | 6,0 | 7,4 |
Из них мужчин | 39,3 | 21,7 | 16,0 | 43,4 | 8,5 | 10,4 |
женщин | 60,7 | 21,3 | 25,0 | 43,9 | 4,3 | 5,5 |
По возрасту, лет: | ||||||
до 19 | 4,8 | 15,4 | 7,7 | 69,2 | — | 7,7 |
20-34 | 52,2 | 17,0 | 20,6 | 47,5 | 5,7 | 9,2 |
35-49 | 26,0 | 24,3 | 20,0 | 38,6 | 10,0 | 7,1 |
50-60 | 12,6 | 32,3 | 20,6 | 41,2 | 3,0 | 2,9 |
более 60 | 4,4 | 33,3 | 58,3 | 8,3 | — | — |
По доходам: | ||||||
низкий | 2,6 | 14,3 | 14,3 | 42,8 | 14,3 | 14,3 |
ниже среднего | 49,2 | 21,8 | 21,8 | 44,4 | 6,0 | 6,0 |
средний | 10,4 | 28,6 | 14,3 | 50,0 | 3,6 | 3,5 |
выше среднего | 9,3 | 20,0 | 32,0 | 32,0 | 8,0 | 8,0 |
достаточный | 4,4 | 8,4 | 25,0 | 58,3 | — | 8,3 |
высокий | 24,1 | 21,5 | 20,0 | 41,5 | 6,2 | 10,8 |
С точки зрения проблемы сохранения здоровья населения такое положение вызывает озабоченность и необходимость принятия системы мер, направленных на развитие форм активного отдыха.
Приведенные данные получили развитие и по существу подтверждение в ответах на конкретный вопрос об активном отдыхе (табл. 2).
В двух правых колонках таблицы отражены предпочтения и склонности к относительно пассивному отдыху.
Таблица 2.
Распределение ответов респондентов о выделяемом ими времени на активный отдых
Виды сегментов рынка туристских услуг | Всего ответов | Из всех ответов в строке по времени активного отдыха | |||
90-100 %, т.е. походы | 50 % — активно, а 50% на пляже, в спокойной обстановке | Менее 50 %, иногда экскурсии, спортивные игры, развлечения | Нисколько. Предпочитаю пассивный отдых | ||
Всего ответов | 100 | 8,1 | 50,7 | 30,0 | 11,2 |
Из них мужчин | 39,3 | 13,2 | 43,3 | 34,2 | 9,3 |
женщин | 60,7 | 4,9 | 55,6 | 27,5 | 12,0 |
По возрасту, лет: | |||||
до 19 | 4,8 | — | 76,9 | 23,1 | — |
20-34 | 52,2 | 10,6 | 52,5 | 28,4 | 8,5 |
35-49 | 26,0 | 5,7 | 45,7 | 32,9 | 15,7 |
50-60 | 12,6 | 8,8 | 47,1 | 32,3 | 11,8 |
более 60 | 4,4 | — | 41,7 | 33,3 | 25,0 |
По доходам: | |||||
низкий | 2,6 | 14,3 | 28,6 | 57,1 | — |
ниже среднего | 49,2 | 7,5 | 54,9 | 27,1 | 10,5 |
средний | 10,4 | 3,6 | 50,0 | 32,1 | 14,3 |
выше среднего | 9,3 | 16,0 | 48,0 | 32,0 | 4,0 |
достаточный | 4,4 | — | 75,0 | 25,0 | — |
высокий | 24,1 | 41,5 | 32,3 | 16,5 | 18,5 |
Отмечается положительное отношение к более активному отдыху прежде всего у мужчин и в целом у молодёжи, а также у лиц преклонного возраста, когда они начинают ощущать необходимость активных движений для сохранения здоровья. При этом существенной дифференциации предпочтений по целям прибытия в зависимости от уровня доходов не наблюдается, что может иметь определённое значение в системе организации активного туризма.
Нами были рассмотрены и предпочтения респондентов по отношению к видам активного туризма в укрупнённой агрегации (рис.1).
Рис.1. Предпочтения рекреантов в выборе видов активного туризма
Кривая 1 — Однодневные походы (пешие, конные, водные и т.п.)
Кривая 2 — Многодневные походы (пешие, конные, водные и т.п.)
Кривая 3 — Транспортный туризм (автомобиль, автобус, теплоход)
Кривая 4 — Зелёный туризм с сельскохозяйственными работами
Кривая 5 — Экстремальные туры (скалы, пещеры, парашют, дайвинг и др.)
Кривая 6 — Разнообразные виды развлечений в системе аттракций
Приведенные данные свидетельствуют о явных предпочтениях для туристов старше 20 лет транспортного туризма (кривая 3), не относимого нами к видам активного отдыха, а среди видов активного туризма в разных возрастных группах по-разному:
Молодёжь до 19 лет оказывает предпочтение экстремальным турам, затем многодневным походам, в меньшей мере однодневным и практически не интересуется «зелёным» туризмом. В группе туристов от 20 до 34 лет предпочтение отдаётся однодневным походам, затем многодневным, затем экстремальному туризму.
В зелом возрасте (35-49 лет) разница в предпочтениях между видами активного туризма сокращается и добавляется увлечение „зелёным” туризмом. К 50-летнему возрасту отмечается повышенная склонность к экстремальным видам туризма, однако к 60 годам она сходит на «нет». Возрастная группа старше 60 лет отказывается полностью от экстремальных туров и зелёного туризма, предпочитая в основном однодневные походы и в меньшей мере многодневные.
Проявляются естественные предпочтения в более напряжённых для мышечной энергии видов туризма (многодневные походы, зелёный туризм с выполнением сельскохозяйственных работ и экстремальный туризм) среди мужчин по сравнению с женщинами. Опять же существенных различий в предпочтениях по уровням доходов не проявляется. Это позволяет не учитывать данный фактор в сфере организации активных форм туризма, хотя на вопрос о трудностях в выборе желаемого вида туризма среди респондентов с достаточным и высоким уровнем доходов лишь четверть и менее опрошенных указали на неприемлемую стоимость тура, тогда как в других группах опрашиваемых на этот фактор указали более 40 % опрошенных. Однако этот фактор скорее может быть отнесен к транспортному туризму, который нами не рассматривается как форма активного туризма.
Выводы:
1. Туризм, рассматриваемый как разновидность рекреации отличается активными формами отдыха и в свою очередь может различаться по степени активности, а именно как: спортивный туризм, активный туризм и пассивный туризм.
2. Потребителями услуг в сфере активного туризма являются преимущественно молодёжь и люди среднего возраста.
3. Активный туризм по своей функции наиболее соответствует социальной направленности на совершенствование человека как в физическом, так и в нравственном и духовном отношении.
1.
2.
3.
4. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. — М.: Советский спорт, 1999.
5.
6. Бейдик О.О. Рекреаційно-туристські ресурси України: Методологія та методика аналізу, термінологія, районування: Монографія. — К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2001. — 395 с
7. Береснева М.А. Исследование рынка потребителей туристских услуг в Крыму / М.А. Береснева, Д.С.Новикова; ред. В.П.Казарин; под общ. ред. Казарина В.П. — Симферополь: Крымский архив, 2002. — 29 с.
8. Береснева М.А., Новикова Д.С., Фарбей Г.Г. Исследование рынка потребителей крымского турпродукта // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 50.- Т.3.- С.7-57.
9. Горбань Г.П. Эволюция теоретических подходов к определению понятия «Туризм» // Экономика и управление. — 2006. — № 2-3. — С. 47-50.
10. Скоробогатова Т.Н. Туризм как многофункциональная структура // Экономика и управление. — 2002. — № 2-3. — С. 49-53.
11. Старовойтенко О. Принципы систематизации видов туризма // Экономика Украины, 2002. — № 5. — С. 48-53.
12. Хамидова О.М. Методические основы определения терминологии туризма // Экономика и управление. — 2002. — № 2-3. — С. 46-49.
В физическом воспитании дошкольников определенное место занимают дни здоровье, физкультурные праздники, развлечения, пешеходные переходы как наиболее эффективные формы активного отдыха детей.
Их цель — активное участие всей группы в предложенном мероприятии, определение развития физических качеств и двигательной подготовленности детей в игровых ситуациях, воспитание стойкого интереса к активной двигательной деятельности. В рациональном сочетании с другими организационными формами физического воспитания они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей организма, улучшает работоспособность и закаленность детей.
День здоровья.
Основная цель дня здоровья — охватить всех воспитанников группы разными физкультурными мероприятиями. Мероприятия проводятся на протяжении всего дня: утром — игры средней подвижности (во время приема детей), утренняя гимнастика, физкультурное занятие (другие учебные занятия в этот день не проводятся), во время прогулок планируют многообразные соревнования в играх и упражнениях спортивного характера, эстафетах (для детей старших групп) игр, аттракционы развлечений, выполнения физических упражнений (бег, прыжки, метания, лазание).
Организовывая дни здоровья, учитывают климатические особенности сезона, возможности использования естественных факторов (лес, парк, луг, берег водоема и др.).
Например, зимой в программу дня здоровья входят подвижные игры, соревнования на санках, лыжах, коньках. Младшие дети принимают участие в катании на санях с горы, ходьбе по снежным валам, лепке снеговика и др.
Старшие — в катании на лыжах с горы, игре в хоккей с шайбой, катании на коньках, играх на лыжах и коньках и тому подобное. Для этого предварительно готовят снежные горы, ледовые катки, физкультурную площадку.
В регионах, где зимой выпадает снег, со старшими детьми в этот день можно провести лыжный поход. Длина его маршрута для средней группы до 600-800 м, старшей — до 1-1,5 км, подготовительной к школе группы до 2-2,5 км. Планируя поход, нужно предварительно продумать маршрут (особенно его безопасность), экипировку детей и организацию активного отдыха (когда дети придут на конечный пункт маршрута).
В весенне-летний период возможности для более насыщенного проведения дней здоровья значительно увеличиваются. Дети могут принимать участие в многообразных играх, соревноваться в исполнении физических упражнений (кто дальше бросит мяч, прыжках в длину и др.), катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках и тому подобное.
Желательно шире применять веселые аттракционы, игры-эстафеты, развлечения. Так, младшим дошкольникам предлагают попасть мячом в обруч (корзина, прокатить мяч, сбить булаву и др.).
Старшие дети соревнуются в ведении мяча толчком руки или ногой между булавами (кубиками), которые поставлены на землю на расстоянии 1,5 м; беге на скорость в парах (держась за руки) и тому подобное.
На протяжении всего теплого периода года в день здоровья рекомендуется проводить пеший переход, который по времени занимает всю прогулку.
Настроение детей, их активность будут тем выше, чем более тщательной будет подготовка воспитателя, продуманными игры и соревнования, каждое физкультурное мероприятие дня здоровья.
Физкультурные праздники
Участие в физкультурных праздниках способствует выявлению самостоятельности и инициативы в исполнении двигательных заданий, достижение лучших результатов в условиях соревнований, воспитания коллективизма, настойчивости, ответственности, дисциплинированности и других морально-волевых качеств. Привлечение родителей к непосредственному участию в физкультурном празднике способствует пропаганде физической культуры среди широких слоев населения и является одной из активных форм работы педагогического коллектива детского сада с родителями по вопросам физического воспитания.
Физкультурные праздники проводятся два-три раза в год, непосредственное участие в них принимают дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Длительность его в пределах одного часа, она зависит от возраста детей, условий проведения и содержания программы праздника. Более целесообразное проведение физкультурного праздника для детей одного дошкольного заведения. Однако иногда допустимое объединение несколько групп старших дошкольников двух-трёх детских садов, которые расположены близко один от другого.
Организаторы физкультурного праздника должны позаботиться о том, чтобы все дети активно участвовали в этом празднике: в исполнении гимнастических упражнений, эстафетах, играх и других номерах программы.
Наибольшую пользу для укрепления здоровья и закаливания детей имеют те физкультурные праздники, которые проводятся на открытом воздухе. Они могут проходить в разных естественных условиях местности. Например, праздник можно проводить не только на физкультурной площадке, но и на стадионе, в парке, на берегу моря (летом).
От конкретного места проведения праздника зависят его тематика, структура, содержание и оформление.
Подготовка к празднику начинается с составления программы, в которой определяются цель, дата, время и место его проведения, перечень номеров программы: парад участников, массовые гимнастические выступления, соревнования в разных видах упражнений и играх, конкурсов; определить ответственных за подготовку и проведение праздника (среди них заведующая или методист, воспитатели групп, музыкальный руководитель, медицинская сестра, члены родительского совета); отметить количество участников праздника, из каких они групп; кто из приглашенных (школьников-спорт-сменов) принимает участие в показательных выступлениях (художественная гимнастика, акробатика), состав судейского жюри, подведения итогов соревнования и награждения участников праздника.
Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурному празднику является разработка сценария.
В основу его должны быть положены программные и методические требования, которые определяются перед физическим, эстетичным, моральным и гигиеническим воспитанием дошкольников. Составляя сценарий, нужно пытаться, чтобы содержание праздника было интересным, создавало возможность активного участия в нем всех дошкольников, чтобы он приносил радость и удовольствие детям и всем присутствующим взрослым.
Содержание праздника в значительной мере зависит от времени года и конкретных условий, в которых он проводится. Так, если праздник проходит в теплую погоду на физкультурной площадке, в его содержание входят массовые выступления детей, которые нуждаются в значительном пространстве для гимнастических упражнений, игр — эстафет с бегом, прыжками, катанием наперегонки на велосипедах или самокатах, веселых аттракционов (бег в мешках, перетягивание каната и др.).
Если праздник проводится зимой (где есть снег), то используют подвижные игры и упражнения, которые можно выполнять, применяя санки, лыжи и коньков.
В разработке сценария праздника учитывают основную его идею, девиз, под которым оно проводится: «Веселые старты», «Олимпийцы среди нас», «Ловкие, быстрые, смелые». Например, если праздник проходит под девизом «Здравствуй, зима зимушка!», главной задачей его является пропаганда физической культуры, холодного воздуха, как важных средств укрепления здоровья и закаливания, воспитание у детей интереса к катанию на санках, лыжах или коньках и подвижных игр.
В программу такого праздника нужно ввести: катание на санках с выполнением игровых заданий («Кто дальше проедет?», «Попади в цель» и др.), эстафеты игр на лыжах или коньках с элементами игры в хоккей (ведение шайбы, броски клюшкой шайбы в ворота), соревнование между командами — «Кто быстрее сделает снеговика?» но др. На зимнем празднике дети не поют и не рассказывают стихотворения, однако музыка, обращения к ним ведущего (в стихотворной форме) создают эмоциональное и праздничное настроение у тех, кто принимает участие в празднике, и у зрителей.
Физкультурный праздник летом на площадке или в зале проводится по такой схеме:
1. Открытие праздника, парад участников под праздничный марш, приветствие команд.
2. Выступления участников праздника с гимнастическими упражнениями.
3. Проведение соревнований между командами, участие в эстафетах игр, аттракционах, сюрпризный момент.
4. Завершение праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.
С целью создания торжественной обстановки желательно ярко оформить физкультурный зал или территорию площадки. В помещении детского сада и на площадке развешивают разноцветные шарики, фонарики, гирлянды, плакаты со спортивной тематикой, устанавливают флажки и др. Территория участка подметается, засыпается песком, зеленые насаждения поливают.
Зимой площадка украшается снежными фигурами знакомых детям животных, от снега расчищают дорожки, заливают каток и др.
В праздничном оформлении помещения и территории детского сада наряду с воспитателями и родителями активно участвуют старшие дети. Для открытия праздника подбирают выразительную торжественную музыку, для парада — бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений детей должно отвечать их характеру: выполнение гимнастических упражнений сопровождается ритмичной или медленной музыкой, игры — аттракционы — веселой, бодрой. Запись музыкальных произведений для праздника лучше всего сделать на магнитофонную пленку и обеспечить своевременную трансляцию ее во время праздника.
Важную роль при проведении праздника играет ведущий. Им может быть воспитатель, физрук, организатор работы по физическому воспитанию, музыкальный руководитель или методист детского сада. От ведущего зависит успех в проведении праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений его участников, четко объяснить задание командам, быть активным, изобретательным, быстро находить выход из разных ситуаций. На протяжении всего праздника он активизирует каждого из его участников, своевременно подбадривает малоактивных детей, используя для этого юмор и шутки. В процессе руководства праздником обязательной является поддержка контактов ведущего с судейским жюри, к которому входит заведующая детским садом или методист, кто-нибудь из родителей, приглашенных гостей. Члены жюри должны быть внимательными, доброжелательными и объективными.
Во время анализа результатов соревнований между командами в играх и аттракционах необходимо отметить старательность детей, четкое выполнение ими правил. Также беспокоясь о поддержке дружеских взаимоотношений между дошкольниками, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательности относительно своих товарищей.
Открытие праздника начинается с торжественной части — выхода участников на физкультурную площадку или в зал, построение, приветствие заведующей детским садом или представителя других организаций (ветерана спортсмена, представителя завода и др.).
Открытие завершается подъемом флага и парадом участников.
После торжественной части проводятся показательные выступления детей с гимнастическими упражнениями (10-12 упражнений).
Они выполняются с разными предметами: обручами, мячами, вымпелами, разноцветными лентами и флажками.
После выполнения этих упражнений дети распределяются на группы по количеством участников команды и начинаются соревнования между ними.
Большой интерес вызывают у детей аттракционы игр: ударить по мячу ногой с завязанными глазами, сбить подвешенный на бечевке предмет с закрытыми глазами; бег в мешках, перенесение шариков в ложке — кто быстрее? — и др. Между командными соревнованиями проводят показательные выступления приглашенные на праздник гимнасты или акробаты, фигуристы (зимой) или массовые танцы, в которых принимают участие все дети.
Созданию праздничного настроения способствует «сюрпризный момент» -внезапное появления доктора Айболита, Чебурашки, Снегурочки, Нептуна и других сказочных героев, их общение с детьми, участие в танцах и играх доставляет участникам праздники много радостей и удовольствия.
В конце подводятся итоги праздника, проводится награждение, общий хоровод или танцы и парад его участников. Победившая команда или отдельные дети могут быть отмечены тем, что пройдут круг почета и опустят флаг соревнований.
Если в празднике принимают участие родители вместе со своими детьми, награждение может быть не только при успехах в индивидуальных соревнованиях, но и за победу семейной команды. Награждение победителей может быть памятными вымпелами или медалями, сладкими призами. Желательно также отметить детей, которые активно участвовали в подготовке и проведении физкультурного праздника.
Успешное проведение праздника — это результат совместной работы по физическому воспитанию дошкольников всего педагогического коллектива детского сада: заведующей, методиста, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и воспитателей групп, которые принимали в этом непосредственное участие.
Физкультурные развлечения.
Планирование физкультурных развлечений осуществляется воспитателем в соответствии с двигательной подготовленностью детей, наличия физкультурного инвентаря и оборудования. Главная цель воспитателя во время проведения физкультурных развлечений — создать у детей радостное настроение, усовершенствовать их двигательные умения и навыки в непринужденной игровой обстановке, вовлечь дошкольников в систематическое выполнение физических упражнений. При этом дети ведут себя более свободно, чем во время занятий физической культурой, и эта раскованность позволяет им двигаться без лишнего напряжения, обнаруживать творчество в двигательной деятельности.
В младшей и средней группах планируют подвижные игры или игровые задания, которые вызывают у детей эмоциональное настроение: кто точнее прокатит мяч в ворота, добежит к кубику и положит его в корзину. Значительное место здесь занимают подвижные игры сюжетного характера, в которых принимает участие вся группа.
В старших группах детям предлагают соревнование на лучшее выполнение физических упражнений. Например, выполнить четко лазание по гимнастической стенке или лесенке разноименным способом, попасть мячом в цель, кто дольше пропрыгает со скакалкой и др. В содержание развлечений входят аттракционы игр, а также соревнования между командами в играх спортивного характера (футбол, баскетбол, хоккей).
Длительность физкультурных развлечений зависит от возраста детей и составляет 30-50 минут.
Ориентировочный план физкультурного развлечения на площадке (старшая группа):
1. Игра «Запрещенное движение» (повторить 4-5 раз).
2. Игра «Чья команда быстрее соберется?» (повторить 3-4 раза).
3. Аттракцион — «Кто больше соберет кеглей с завязанными глазами» (длительность 10-12 мин).
4. Игра «Мяч капитану» (повторить 3-4 раза).
5. Игра «Найди и промолчи» (повторить 3 раза).
Физкультурные развлечения не нуждаются в специальной подготовке. Они в основном строятся на ранее изученных детьми упражнениях и играх. Однако это не исключает разучивания новых подвижных игр с несложными правилами и сюжетом. В старших группах новые игры эстафетного характера можно широко применять под время
развлечений.
Воспитатель активно участвует в проведении физкультурных развлечений. Он организует игру, является судьей соревнований, подает команды к началу и окончанию игры; делает замечание детям, которые нарушают правила, подводит итоги развлечений.
Пешеходные переходы.
Двигательная деятельность в сочетании со свежим воздухом, солнцем повышает защитные реакции организма дошкольников, закаляет их. Окружающая природа, многообразные впечатления обогащают знания, воспитывают эстетичные чувства детей.
Во время проведения пешеходных переходов следует использовать их для воспитания дисциплины и ознакомления с правилами действий пешеходов на улице, а также для решения образовательных заданий: знакомство с архитектурой домов, породами деревьев, рядом с которыми проходят дети, и тому подобное.
Дозирование прогулок зависит от возраста, состава и подготовленности детей. Оно изменяется в зависимости от времени года, погоды, содержания прогулок. Расстояние как пешеходных, так и лыжных переходов постепенно увеличивается на протяжении года от одной возрастной группы к другой. Длина пути в один конец не должна превышать для детей 4-5 лет — 1,5 км, для старших дошкольников — до 2 км. После каждых 15 мин ходьбы следует делать кратковременные (4-5 мин) остановки для отдыха детей.
Воспитатель предварительно готовится к проведению пешеходного перехода, разрабатывает его план и маршрут, предусматривает проведение активного отдыха (выполнение основных движений, игр), подготавливает необходимый инвентарь (мячи, скакалки и др.).
Выбор маршрута и скорость передвижения группы зависят от физической подготовленности детей. Важно также определить, в какой одежде и обуви детям более целесообразно отправляться на эту прогулку.
Во время передвижения по маршруту дети могут идти свободно, стайкой, потому что ходьба в парах сковывает свободу передвижения и вызывает негативные эмоции. Построение в пары оправданно только при переходе дороги, по которой двигается транспорт, и в то время, когда группа идет по пешеходному тротуару.
В любое время года следует интересно и многообразно использовать рельеф местности и естественные условия для выполнения движений. В лесу или парке детям предлагают ходьбу и бег между деревьями, переступание через ветви, пеньки, канавку; подлезание под низко опущенные ветви деревьев или кустарников; прыжки в глубину с пеньков, подпрыгивание с доставанием ветвей деревьев, кустов; метание шишек, каштанов в цель (дерево, пенек) или на дальность.
На лугу: ходьба и бег по траве с высоким поднятием бедра; перепрыгивание через кочки или невысокие кустики; ходьба босиком по траве и др.
На берегу водоема (река, озеро, море): ходьба и бег по песку, гальке; ходьба, ступая «след в след», метание камней в воду, прыжки в длину и высоту с места на песке.
Во всех возрастных группах следует проводить подвижные игры и игровые задания. В старших группах оправдывает себя проведение игр, которые объединены единым сюжетом: «Охотники», «Путешественники», «Следопыты» и др.
Зимой прогулки для старших дошкольников планируются с использованием лыж и санок. Дети могут идти пешком к месту, где есть горы, из которых они могут кататься и играться в подвижные игры.
Регулярное проведение пешеходных переходов позволяет значительно повысить двигательный режим дошкольников в этот день, улучшить двигательную подготовленность и дает детям эстетичное удовольствие от общения с природой.
Каникулы.
Зимой, во время прогулок в тех регионах, где есть снег, дети катаются на санках, лыжах, коньках. Весной проводятся подвижные игры, упражнения и игры спортивного характера. При благоприятной погоде можно провести пешеходный переход за пределы детского садика. Организация оздоровительной физкультурно-массовой работы во время каникул требует от воспитателя продумать и спланировать на этот период все основные формы физического воспитания детей своей группы.
Каждый день каникул должен проходить интересно. С этой целью нужно совершенствовать формы и методы оздоровительной работы на протяжении дня. Воспитатель может спланировать «День игр» или «День здоровья». Например, в «День игр» осуществляется комплексная форма игровой деятельности детей. Подбираются многообразные по направленности, заданиям и формой подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Для детей старших групп интересно проведение «Дня туриста». В этот день сразу же после завтрака дети идут в поход за пределы детского сада или принимают участие в интересной экскурсии.
Эффективное проведение каникул зависит от четкого планирования работы по физическому воспитанию во время каникул и творческого подхода воспитателя к содержанию физкультурно-оздоровительных мероприятий для каждого дня.
Задание по физической культуре домой.
Для реализации общих задач по физическому воспитанию в детском саду и семье воспитатель проводит групповые консультации для родителей, во время которых можно разучить с ними комплексы утренней гимнастики, показать и рассказать об обучении детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, велосипеде во время совместных прогулок.
Регулярное выполнение домашних заданий по физической культуре дает возможность сформировать у детей стойкую потребность к ежедневному выполнению физических упражнений в их повседневной жизни.
Планирование и учет работы по физическому воспитанию
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.