Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности. Характеристика педагогических целей

По словам Ряписовой А.Г., основной педагогический термин «метод» происходит от греческого «methodos», что означает путь, способ действия. Следовательно, и методы воспитания можно определить как способы педагогически целесообразного взаимодействия с учащимися, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных качеств. [3]

Применение методов стимулирования и мотивации деятельности учащихся в образовательном процессе выполняют ряд важных функций:

  • предъявление культурного образца на уровне ценностного отношения к миру;
  • стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения;
  • коррекция (в случае необходимости) возможных отклонений в процессе самостоятельной выработки отношения.

При применении методов стимулирования и мотивации деятельности необходимо признавать уникальность и неповторимость личности каждого ученика, тактично и бережно относиться к ребенку. [3]

Методы стимулирования

Само понятие стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования.

Наилучшей является такая психолого-педагогическая ситуация, которая, порождая внутреннее побуждение, одновременно поддерживает его соответствующей внешней стимуляцией, то есть когда стремление ребенка к самосовершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс чувству, мысли и действию.

К методам стимулирования и мотивации деятельности обычно относят поощрения, запреты, наказания, создание ситуации успеха. Рассмотрим данные методы

Поощрение

Поощрение — это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. [5]

7 стр., 3322 слов

Особенности мотивации личности

... в деятельность коры больших полушарий. В результате человек начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности. Суть этих процессов четко выразил А.Н. Леонтьев (1977) в словах: мотивация ...

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способа деятельности. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, как захваленные, так и обойденные его вниманием. Применяя поощрение, нужно, в первую очередь, «поднять» ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную репутацию в классе. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на «пьедестале» своих и общечеловеческих достижений, прожил какую-то часть жизни в контексте современной культуры, на основаниях общечеловеческих ценностей. Если это удается сделать, то ему самому не захочется спускаться вниз, на прежний уровень своей жизни, лишенной этих оснований.

Применение метода поощрения требует специальных умений. Владение приемами поощрений свидетельствует об уровне профессионализма и компетентности педагога. Наиболее эффективными признаны такие приемы поощрения — одобрение и похвала.

Одобрение

Похвала это аргументированное одобрение («Особенно в твоей работе мне понравились красочные, убедительные примеры, иллюстрирующие…»), поэтому данный прием действует сильнее на психику ребенка и оказывает стимулирующее влияние. [3]

По мнению Ряписовой А.Г., традиционная отечественная практика воспитания построена на запретах и ограничениях. Более того, многие педагоги и родители полагают, что запреты воспитывают, а разрешения балуют детей. Так действительно бывает, если в запреты вкладывают больше душевных сил и чувств, чем в разрешения, и только поэтому они порой имеют воспитательный эффект.

Педагог изначально должен определить совместно с детьми как можно меньше запретов. Огромное количество запретов ребенку тяжело удержать в памяти, а, следовательно, и выполнять правила, число которых затрудняется назвать сам взрослый. [3]

метода наказания

Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. [5]

Наказание должно производиться обязательно в тех случаях, когда идет явное, открытое и осознанное попирание социально-культурных норм поведения, когда возникает угроза благополучию любого человека и самого нарушителя в том числе. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физического, ни психического. Использование методов наказания основывается на принципе гуманизма, в них проявляется забота о развитии личности. [3]

метод соревнования.

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма.

В настоящее время социалистическое соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится. Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. [2]

4 стр., 1947 слов

Социальные аспекты инновационной деятельности предприятий

... социальные аспекты инноваций именно с этих двух сторон – социальной цены (влияния персонала и практик управления персоналом на ход инновационного процесса) и социальных ... маркетинговая деятельность ... групп ... формирования как единой кадровой политики и общей системы управления трудом на предприятиях, так и специфицированной кадровой политики в отношении инновационных ... целей реализации инновационного ...

Кроме описанных приемов стимулирования и мотивации деятельности школьников педагогической практикой доказана эффективность и ряда других: демонстрация расположенности, активное слушание, проявление интереса, поддержание оптимистического рубежа, положительное подкрепление, признание, оказание поддержки, повышение социальной роли и статуса ребенка [3]

педагогический цель воспитание ребенок

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

видов педагогических целей

Нормативные государственные цели, Общественные цели, Инициативные цели

Каждая цель имеет свой предмет — то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:

  • первая группа — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;
  • вторая группа — цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.

д.;

  • третья группа — цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков и интересов учащихся.

Организационные цели, Методические цели