Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Курсовая работа

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье — это здоровье будущего общества, что определяет актуальность исследования особенностей формирования здорового образа жизни у детей.

На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

6 стр., 2927 слов

Социальные аспекты здоровья и здоровый образ жизни

... считая это необходимым. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития ... часть населения не задумывается о социальной природе происхождения тех или иных заболеваний. Социум осведомлен о здоровом образе жизни, но не следует ему, не ...

Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики (В.Г. Алямовская [2], О.А. Ахвердова [4], В.И. Бондин [6], Г.К. Зайцев [10], Э.М. Козин [14], В.П. Озеров [18] и др.).

Авторами в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Объект: здоровый образ жизни дошкольников.

Предмет: методы и средства формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Задачи исследования:

1. Исследовать понятие здоровый образ жизни как основу валеологического воспитания.

2. Проанализировать психолого- педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.

3. Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.

4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников; опрос; анкетирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.

База исследования: ГУО «Ясли-сад № 87 г.Гродно».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания

Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье — валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в науку — науку фундаментальную и необходимую — как нужно и необходимо сохранить своё здоровье.

Здоровье — одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Педагогическая валеология, развиваемая учёными Г.К. Зайцевым [10], Л.Г. Татарниковой [27], В.Н. Яшиным [30] выдвигает в качестве основной задачи сохранения и укрепление здоровья детей.

Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном учреждении» [25, c. 54].

Образовательные учреждения – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди данных факторов, Г.Л. Апанасенко [3] выделяет следующие:

2 стр., 941 слов

Образ детей в литературе классицизма

... стала исключением. В это время писатели используют в своих произведениях образ ребенка, лишенного войной детства. Образы детей в произведениях того времени крайне символичны: дети - это жизнь, война – смерть. Позже начинает появлятся образ ребенка - мстителя. Дети в произведения выступают тружениками, ...

  • организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);
  • методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
  • психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
  • санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);
  • двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
  • рациональное питание (меню и режим питания);
  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:

1. Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно- профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребёнка.

4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно- развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Велеологическая педагогика строится не только на общепедагогических принципах, но и на самостоятельны выработанных [27]:

1. Развитое воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы.

2. Формирование осмысленной моторики. А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

3. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы.

4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживание.

Основываясь на принципы педагогической валеологии, здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он: в физическом плане — умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане — проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане — честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном плане — коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в эмоциональном плане — уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Он формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов [24].

Здоровье детей во многом детерминировано социально- экономическими условиями. По мнению Г.С.Никифорова, В.А.Ананьева, И.Н.Гурвича [21, c. 87], здоровье человека более чем на 50% зависит от окружающей среды и на 15 — 25% — от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям обусловленность здоровья социальными условиями становится еще больше [21, c. 88]. Ведущими формирующими факторами применительно к детям оказывается — режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

6 стр., 2994 слов

Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

... здоровья общества всегда возлагает на личность ответственность не только за свое поведение перед обществом, коллективом, близкими людьми, но и за отношение к своему собственному здоровью как социальной ценности. II. Здоровый образ жизни ... значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики. Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в ...

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезнен и физических дефектов.

Одной из центральных концепций валеологии является концепция о здоровом образе жизни.

По данным Ю.П. Лисицина здоровый образ жизни занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения [16, c. 11].

Здоровый образ жизни — активная деятельность людей направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и стиль жизни.

Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь), умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ — гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное (оптимальное) удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих возможностей.

Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский указали, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой [17].

Авторы выделили три основных компонента здорового образа жизни [17, c. 48]:

1) объективные общественные условия;

2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;

4) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.

Ю.П. Лисицын дает следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни» [16, c. 19]. Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.

Итак, здоровый образ жизни является основой валеологического воспитания. Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Структура здорового образа жизни включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, культурньих, коммуникационных факторов.

4 стр., 1977 слов

Образ жизни беременной женщины и здоровье ребенка

... здоровья женщины. Целесообразно выделение части акцизных сборов с продаж табака и алкогольных напитков для дополнительного финансирования лечебно – профилактических учреждений, обслуживающих беременных женщин. ^ 2.1. Забота беременной женщины о себе и о своем будущем ребенке. ... количество сперматозоидов и ограничивается их подвижность – у бросивших курить сперматозоиды здоровее и активнее. Часто ...

1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни

Здоровье ребёнка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, особенно в начале 50-х годов, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.