Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев
Первым шагом в этом направлении может служить
На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Информация. Современное определение понятия информация. Роль ...
... можем найти десятки определений «информации», обладающих различным смыслом. Роль информации в жизни личности, общества и государства. Возникновение «информационного общества» относят к 1970-м годам. Именно с этого момента возрастает роль «информации» в жизни человека, общества и государства. Появляются такие понятия как «информационные ...
Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики (В.Г. Алямовская [2], О.А. Ахвердова [4], В.И. Бондин [6], Г.К. Зайцев [10], Э.М. Козин [14], В.П. Озеров [18] и др.).
Авторами в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Объект: здоровый образ жизни дошкольников.
Предмет: методы и средства формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие здоровый образ жизни как
2. Проанализировать психолого-
3. Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов
4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников; опрос; анкетирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 87 г.Гродно».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Здоровый образ жизни – основа
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье — валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в науку — науку фундаментальную и необходимую — как нужно и необходимо сохранить своё здоровье.
Здоровье — одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и
Педагогическая валеология, развиваемая учёными Г.К. Зайцевым [10], Л.Г. Татарниковой [27], В.Н. Яшиным [30] выдвигает в качестве основной задачи сохранения и укрепление здоровья детей.
Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном учреждении» [25, c. 54].
Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
... для медработников и преподавателей физической культуры. Медицинским работникам школ необходимо постоянно проводить с родителями и детьми индивидуальные и коллективные беседы о роли двигательной культуры и основах здорового образа жизни ... Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120–130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в ...
Образовательные учреждения – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди данных факторов, Г.Л. Апанасенко [3] выделяет следующие:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
- санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);
- двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
- рациональное питание (меню и режим питания);
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:
1. Представление о здоровом ребёнке, который
2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-
4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-
Велеологическая педагогика строится не только на общепедагогических принципах, но и на самостоятельны выработанных [27]:
1. Развитое воображение становится необходимым
2. Формирование осмысленной моторики. А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
3. Создание и закрепление целостного позитивного
4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживание.
Основываясь на принципы педагогической валеологии, здоровье ребёнка можно считать
Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Он формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов [24].
Здоровье детей во многом детерминировано социально-
Здоровый образ жизни — основа здоровья
... сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие ... ответственность за ваше здоровье. Осознайте, что именно вы, ваш образ жизни определяют уровень вашего благополучия. Сохраняйте оптимистический взгляд на жизнь. Любите жизнь и стремитесь ...
Здоровье, по определению Всемирной организации
Одной из центральных концепций валеологии является концепция о здоровом образе жизни.
По данным Ю.П. Лисицина здоровый образ жизни занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения [16, c. 11].
Здоровый образ жизни — активная деятельность людей направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и стиль жизни.
Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь), умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ — гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное (оптимальное) удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих возможностей.
Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский указали, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой [17].
Авторы выделили три основных компонента здорового образа жизни [17, c. 48]:
1) объективные общественные
2) конкретные формы
4) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.
Ю.П. Лисицын дает следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни» [16, c. 19]. Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
Итак, здоровый образ жизни является основой валеологического воспитания. Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Структура здорового образа жизни включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, культурньих, коммуникационных факторов.
Образ жизни беременной женщины и здоровье ребенка
... здоровья женщины. Целесообразно выделение части акцизных сборов с продаж табака и алкогольных напитков для дополнительного финансирования лечебно – профилактических учреждений, обслуживающих беременных женщин. ^ 2.1. Забота беременной женщины о себе и о своем будущем ребенке. ... количество сперматозоидов и ограничивается их подвижность – у бросивших курить сперматозоиды здоровее и активнее. Часто ...
1.2. Психолого-педагогические
Здоровье ребёнка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, особенно в начале 50-х годов, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.