Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев
Первым шагом в этом направлении может служить
На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Информация. Современное определение понятия информация. Роль ...
... можем найти десятки определений «информации», обладающих различным смыслом. Роль информации в жизни личности, общества и государства. Возникновение «информационного общества» относят к 1970-м годам. Именно с этого момента возрастает роль «информации» в жизни человека, общества и государства. Появляются такие понятия как ...
Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики (В.Г. Алямовская [2], О.А. Ахвердова [4], В.И. Бондин [6], Г.К. Зайцев [10], Э.М. Козин [14], В.П. Озеров [18] и др.).
Авторами в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Объект: здоровый образ жизни дошкольников.
Предмет: методы и средства формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие здоровый образ жизни как
2. Проанализировать психолого-
3. Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов
4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников; опрос; анкетирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 87 г.Гродно».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Здоровый образ жизни – основа
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье — валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в науку — науку фундаментальную и необходимую — как нужно и необходимо сохранить своё здоровье.
Здоровье — одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и
Педагогическая валеология, развиваемая учёными Г.К. Зайцевым [10], Л.Г. Татарниковой [27], В.Н. Яшиным [30] выдвигает в качестве основной задачи сохранения и укрепление здоровья детей.
Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном учреждении» [25, c. 54].
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
... теоретически аспекты о формировании здорового образа жизни у старших дошкольников. - Исследовать уровень здоровья детей старшего дошкольного возраста. - Изучить деятельность воспитателя по формированию здорового образа жизни через двигательную активность у дошкольников. - Рассмотреть педагогические условия охраны и укрепления здоровья детей. - Воспитание нравственно ...
Образовательные учреждения – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди данных факторов, Г.Л. Апанасенко [3] выделяет следующие:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
- санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);
- двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
- рациональное питание (меню и режим питания);
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:
1. Представление о здоровом ребёнке, который
2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-
4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-
Велеологическая педагогика строится не только на общепедагогических принципах, но и на самостоятельны выработанных [27]:
1. Развитое воображение становится необходимым
2. Формирование осмысленной моторики. А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
3. Создание и закрепление целостного позитивного
4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживание.
Основываясь на принципы педагогической валеологии, здоровье ребёнка можно считать
Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Он формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов [24].
Здоровье детей во многом детерминировано социально-
Здоровый образ жизни — основа здоровья
... сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют ... окружающей среды,20%-наследственными факторами, и на 50%-образом жизни. 1. Определение здоровья и благополучия Термин «здоровье» неоднозначен. С давних времен принято толковать его ...
Здоровье, по определению Всемирной организации
Одной из центральных концепций валеологии является концепция о здоровом образе жизни.
По данным Ю.П. Лисицина здоровый образ жизни занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения [16, c. 11].
Здоровый образ жизни — активная деятельность людей направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и стиль жизни.
Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь), умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ — гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное (оптимальное) удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих возможностей.
Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский указали, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой [17].
Авторы выделили три основных компонента здорового образа жизни [17, c. 48]:
1) объективные общественные
2) конкретные формы
4) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.
Ю.П. Лисицын дает следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни» [16, c. 19]. Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
Итак, здоровый образ жизни является основой валеологического воспитания. Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Структура здорового образа жизни включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, культурньих, коммуникационных факторов.
Образ жизни беременной женщины и здоровье ребенка
... здоровья женщины. Целесообразно выделение части акцизных сборов с продаж табака и алкогольных напитков для дополнительного финансирования лечебно – профилактических учреждений, обслуживающих беременных женщин. ^ 2.1. Забота беременной женщины о себе и о своем будущем ребенке. ... количество сперматозоидов и ограничивается их подвижность – у бросивших курить сперматозоиды здоровее и активнее. Часто ...
1.2. Психолого-педагогические
Здоровье ребёнка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, особенно в начале 50-х годов, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.