Атмосфера аптеки — это сложное динамическое социально-психологическое явление которое нельзя измерить, взвесить, рассчитать. Однако этот феномен оказывает сильнейшее влияние на настроение клиента, качество обслуживания и реализацию покупательского решения.
Само восприятие аптечного работника как человека в белом халате подразумевает ожидание от него поддержания высоких этических и профессиональных стандартов.
Выполняя профессиональные обязанности, каждый из нас опирается на свой опыт и знания. Но есть кое-что, о чем должен помнить любой сотрудник аптеки: это этика и деонтология фармацевтической деятельности.
Провизоры и фармацевты, работающие за первым столом и контактирующие с покупателями, сталкиваются со многими сложными проблемами, в т. ч. психологического свойства. Ведь посетители аптеки – это на 80% люди, имеющие проблемы со здоровьем или покупающие лекарства для больных родственников или друзей. Чаще всего это раздраженные, нетерпеливые, нервные, нередко ожесточенные и агрессивные покупатели, находящиеся в стрессовой ситуации, по сути своей — несчастные люди, требующие к себе особого отношения, внимания и заботы.
Профессиональный подход и умение общаться с клиентами, грамотное и своевременное разрешение конфликта или умелое погашение его является одной из профессиональных черт работника первого стола. К сожалению, только очень немногие первостольники владеют искусством общения с трудными клиентами и разрешения конфликтных ситуаций.
Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Именно поэтому колыбелью нового вида профессиональной этики была этика врача и медицинская этика. Эти два «родственных» вида профессиональной этики имеют единую «корневую систему». Фармацевтическую этику можно представить в виде крепкого быстрорастущего побега, который, отпочковавшись от «древа» медицинской этики, уже сам в процессе дальнейшего развития специализации в фармации оброс множеством молодой поросли.
Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи, в положениях которого определялись и этические нормы поведения аптекаря, и нравственные требования к его личности.
Социальное взаимодействие социального работника и клиента
... всего в семье). Следовательно, в общении и взаимодействии социального работника и клиента учитываются как личностный, эмоциональный, психологический, так и функционально-рулевой тип общения. Социологический анализ социального взаимодействия работника и клиента позволяет понять, что в этом процессе, ...
В целях создания благоприятных условий для выполнения главной задачи любого фармацевта, заключающейся в том, чтобы путем предоставления высококачественной и квалифицированной лекарственной помощи максимально способствовать стремлению людей поддержать свое здоровье, фармацевтические сообщества разных стран на определенном этапе своего развития пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так появились первые этические кодексы фармацевта , которые по сути представляли собой принятые сообществом объединившихся аптекарей декларативные заявления, состоящие из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений.(19)
Целью данной работы является изучение этики и деонтологии фармацевтической деятельности.
В работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия этики и деонтологии фармацевтической деятельности;
- познакомиться с историческими моментами возникновения и развития этики и деонтологии фармацевтической деятельности;
- изучить особенности, а также проблемы фармацевтической деонтологии;
- рассмотреть социальную и нравственную ответственность фармацевтических работников;
Глава 1. История фармацевтической этики и деонтологии.
1.1 Основные понятия этики и деонтологии фармацевтической деятельности.
Этика (от др.-греч. — «этос», нрав, обычай) был использован
Фармацевтическая этика — это совокупность неформальных норм нравственного поведения
Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника — фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях — аксиологию.
Деонтология — наука, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний. В начале XIX в. И. Бентам ввел в словарный состав языка термин «деонтология», который использовал его для обозначения теории нравственности в целом. Однако, впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии — учения о добре и зле.
Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда. Она охватывает социально-этические аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.
Фармацевтическая деонтология — практическая наука, призванная дать специалистам не только те знания, которые необходимы для выполнения функционально-должностных обязанностей, но и те, которые вытекают из общественной ценности профессии провизора (фармацевта).
Психология управления персоналом фармацевтической организации
... квалификации, научно-практические конференции, семинары, участие в управлении проектами, стратегия развития организации, стандарты фармацевтических услуг, персональные программы обучения и др. Еще ... оказывая людям качественную фармацевтическую помощь, включающую фармацевтические услуги, фармацевтические товары, фармацевтическую информацию. При этом качество зависит не только от фармацевтов, но и от ...
Кроме того, категория долга имеет два уровня: объективный и субъективный.
Объективный – это совокупность обязанностей, вытекающих из профессиональной деятельности специалиста.
Субъективный — это отношение фармацевтических работников к выполнению своих обязанностей. На основе этою единства возникает взаимосвязь этики провизора (фармацевта) и фармацевтической деонтологии.
Практическое назначение фармацевтической деонтологии состоит в том, что аптечные работники должны быть подготовлены к разрешению возникающих конфликтных ситуаций с врачами, с больными и их родственниками (15).
Провизор (фармацевт) всегда должен поддерживать авторитет врача, в то же время он вскрывает врачебные ошибки при выписке рецептов (ошибочные дозы лекарств, фармакологическая и химическая несовместимость в рецептах и т.д.), регистрирует их и доводит до сведения руководителя лечебного учреждения, тоже действуя в интересах больных.
Конфликтные ситуации с больными и их родственниками обычно вызваны как недостаточной информацией последних о работе аптеки, о сроках действия рецепта, о правилах отпуска лекарств из аптеки и т.д., так и неправильным поведением провизора (фармацевта).(18)
Потому фармацевтическая деонтология, входя в состав профессиональной деонтологии и этики, является в гоже время составной частью фармацевтических наук.
Фармацевтическая деонтология есть наука, т.к. она имеет свой предмет, свое содержание и методы исследования.
Предметом фармацевтической деонтологии является совокупность функциональных обязанностей и норм морали и права, формирующая отношение провизора (фармацевта) к их выполнению.
Фармацевтическая деонтология имеет свое содержание. Основными категориями фармацевтической деонтологии являются долг, обязанность, ответственность и связанные с ними добросовестность, сострадание, сочувствие, сопереживание, доброжелательность, чуткость и др.
Существуют различные уровни обязанностей и отношения к ним, которые регулируются различными видами долга.
Первый уровень — это долг перед Отечеством, перед народом.
Второй уровень — обязанности перед своей профессией. Это касается понимания социальной значимости своего труда.
Третий уровень обязанности, определяющие взаимоотношения в системе провизор (фармацевт) — больной.
Четвертый уровень — обязанности провизора (фармацевта) перед своим коллегой по работе, определяющие взаимоотношения в системе провизор — провизор и в системе провизор — врач.
Фармацевтическая деонтология имеет и свои методы исследования. К ним относятся наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опросы как провизоров (фармацевтов), так и посетителей аптеки, метод контакт — анализа.
Этика и деонтология в работе медицинской сестры
... этики и деонтологии в работе медицинской сестры Задачи: 1) изучить основные этические принципы работы сестринского персонала; 2) изучить роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры на примере одной из поликлиник города Санкт-Петербурга. ГЛАВА 1. РОЛЬ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ Основные стороны медицинской этики ...
1.2. История возникновения фармацевтической этики и деонтологии.
Впервые термин «этика» был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой).
Одним из разделов этики является деонтология — наука, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний. Термин «деонтология» введен в словарный состав языка в начале XIX в. И. Бентамом, который использовал его для обозначения теории нравственности в целом. Однако, впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии — учения о добре и зле.
В XV веке впервые появляется термин «провизор» (от лат. provisor – предвидящий, предчувствующий, предугадывающий).
Это говорит о важной роли провизора в процессе лечения. Врач ставит диагноз, а провизор предвидит направление болезни и при помощи лекарств предопределяет, корректирует ее течение и дальнейшее развитие.
Первые учебные заведения, готовящие провизоров, были открыты в Монпелье (юг Франции), Падуе, Барселоне (Испания) в середине XVI века.
Наиболее полные и регламентированные «методические рекомендации» по созданию аптек и тому, что мы сегодня называем «фармацевтическим менеджментом», были созданы в конце XVII – начале XIX вв. В этот же период основываются и общественные ассоциации фармацевтов – «Obercollegium Medicum et Sanitatis» в Берлине в 1796 году, «Sосiеtе libre des Pharmacients» в Париже и «Королевская аптекарская школа» в Лондоне в 1842 году.
К середине XIX века медицина и производство лекарственных средств начинают понемногу выделяться в отдельные направления. Для фармацевтов создаются специальные кафедры в университетах, в разных странах и городах формируются специальные своды законов и правил, регулирующие как их профессиональную подготовку, так и практическую деятельность.
Обучение будущих аптекарей в университетах впервые
Способность фармацевтов соблюдать нормы