Детские дома интернаты для умственно отсталых детей

Курсовая работа

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по разному. Именно своеобразие психического развития умственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно отсталого ребенка и изучения в нашей работе.

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного

Причиной умственной отсталости является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т. д.).

Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть.

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомогательных школах — гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами. Школа, интернаты дают детям необходимые знания и умения, способствуют преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулируют дальнейшее психическое развитие, помогают стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы, интерната должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психологии умственно отсталого ребенка.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недостатков этих детей оказывается иногда полезным для теоретического и методического углубления общей педагогики и психологии.

В своей работе мы поставили цель: изучить особенности психического развития детей с умственной отсталостью, обучающихся в школе-интернате.

Мы предполагали, что обучение в школе-интернате имеет большое значение для детей с умственной отсталостью. Только обучаясь в специализированных школах- интернатах больной ребенок сможет развиваться, получать знания и умения по общеобразовательным предметам, подготовиться к дальнейшей взрослой жизни и получит профессиональную подготовку, специальность, которая даст возможность ему работать и быть среди людей.

7 стр., 3238 слов

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой ...

... работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на ... ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств. Следующим блоком задач является организация коррекционной ...

В соответствии с целью и выдвинутой нами гипотезой, мы определили задачи нашей работы:

1.изучить психолого-педагогическую и дефектологическую литературу по вопросу психического недоразвития умственно отсталых детей, воспитывающихся в школе — интернате;

2.рассмотреть общие понятия умственной отсталости;

3.выяснить психологические особенности детей с умственной отсталостью;

4.изучить особенности работы школ-интернатов для детей с умственной отсталостью;

5.рассмотреть понятия социальной адаптации детей данной группы и профессиональной ориентации.

Предмет нашей работы: особенности психического развития умственно отсталых детей, воспитывающихся в школе-интернате.

Объектом исследования является психическое недоразвитие умственно отсталых детей, воспитывающихся в школе- интернате.

Цель: изучить особенности психического развития детей с умственно отсталостью, воспитывающихся в школе-интернате.

При написании работы мы использовали труды таких педагогов, психологов и дефектологов, как Власовой Т.А, Лубовского В.И., Цыпиной Н.А., Выготский Л.С, Лурия А.Р, Немов Р.С и др.

1,200 руб.

Согласно данным научной литературы, у детей с умственной отсталостью с первых дней жизни отмечается недоразвитие всех психических сторон:

— дети позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, испытывают трудности в переключении движения, смене поз и действий. Нарушены все психические процессы – восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера. Для этих детей характерно поверхностное, глобальное восприятие (восприятие предметов в целом).

Логическая и механическая память у них не развиты, но вероятны случаи гипертрофированной памяти (частичная память на события, места, числа).

В младшем школьном возрасте дети недостаточно осмысливают чужую речь, улавливают только тон, интонацию, отдельные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. Самостоятельная речь детей проявляется преимущественно в виде отдельных слов, фраз, она характеризуется недостаточной модуляцией, косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Беден и словарный запас детей, вследствие чего нарушается общение с окружающими. Типичными для личности этих детей является отсутствие инициативы, самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из них очень чувствительны к оценке своей личности другими людьми – могут быть агрессивны, вспыльчивы, часто обижаются при порицании, когда хвалят их – бурно проявляют свою радостью

Эмоциональные реакции детей проявляются по-разному. Так, для одних характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. У других — реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующим вызвавшим их причинам, в ряде случаев – неадекватные. Вместе с тем, у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью.

43 стр., 21184 слов

«Особенности работы с одарёнными детьми в общеобразовательной ...

... деятельности. Одаренные дети: дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, ... Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002. создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы ... как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. ...

В связи с повышенной подражательностью, внушаемостью, несамостоятельностью и слабостью. Осмысление поведения детей часто находится в зависимости от влечений и аффектов, а также от ситуации и обстоятельств.

Уровень зрелости личности умственно отсталых детей определяется степенью недоразвития, возрастом, условиями воспитания, обучения.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы у умственно отсталых детей иногда отмечаются болезненные проявления чувств, о которых необходимо знать воспитателю, с учетом этого осуществлять квалифицированную психолого-педагогическую помощь больному ребенку.

Умственно отсталый ребенок часто не в состоянии отказаться от чего-либо непосредственно желаемого, даже ради более привлекательного и важного, но далекого. Отдаленные во времени благости и горести оказываются немощными, бледными тенями рядом с непосредственно близкими хотя бы ничтожными удовольствиями или лишениями. Умственно отсталый ребенка легко подговорить совершить какой-либо плохой поступок, сказать что-либо плохое учителю или родным людям, и наряду с этим те же дети в отношении отдельных вещей, указаний со стороны окружающих могут проявить необычайное упрямство, длительное бессмысленное сопротивление разумным доводам, непреодолимое стремление сделать наперекор тому, о чем их просят.

Таким образом, мы смогли рассмотреть вопросы, касающиеся психического недоразвития детей с умственной отсталостью и выявили, какую роль играет обучение в школе-интернате для детей с умственной отсталостью. В заключение следует отметить достоверность нашей гипотезы о том, что школы-интернаты играют огромную роль в жизни детей-инвалидов. Мы смогли доказать, что обучение детям необходимо. И только специализированные школы смогут открыть дорогу в жизнь таким детям. Тем самым, мы подтвердили гипотезу, поставленную в начале работы.

1,200 руб.

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987

2.Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ. Издательство АПН РСФСР, 1960

3.Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1983, т. 5, 6

4.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.Воронковой, М., 1994

5.Грабаров А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961

6.Дети с ЗПР./ Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984

7.Долгобородова Н.П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1968

8.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе./ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. М., 1981

9. Журнал «Дектология», №2, 2000 г.

10. Журнал «Дектология», №3, 2000 г.

11. Журнал «Дектология», №6, 2000 г.

12.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., Просвещение. 1995

13.Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М.. 1974

11 стр., 5389 слов

«Причины умственной отсталости»

... часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908— 1910 гг. 1. Определение понятия «Умственная отсталость» Правильное определение понятия "умственная отсталость" имеет не ...

14.Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., 1969

15.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., АПН РСФСР, 1960

16.Мамкина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе- интернате, 2-е издание, М., Просвещение, 1983

17.Немов Р.С., «Психология», Москва, 1,2,3 т., 1998 г.

18.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И.Шиф, М., Просвещение, 1965

19.Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., АПН РСФСР 1959

20.Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., Педагогика. 1977

21.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., Просвещение, 1986

22.Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С.Певзнер, К.С.Лебединской. М., 197

23. Худиков В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. – Киев, 1993.

24.Эльконин Д.В., «Избранные педагогические труды», Москва 1989 г

1,200 руб.