Потребности — это физиологический и психологический недостаток чего-либо, что вызывает стремление к соответствующей деятельности. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные производятся в процессе познания и получения жизненного опыта.
Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерять. О существовании потребностей свидетельствует поведение людей. Потребности — это реальные причины выявления интересов, которые служат мотивом к деятельности.
Интерес — это объективно предопределенный мотив деятельности субъекта (отдельного человека, социального сообщества), который формируется из осознания самой потребности и выяснения условий и средств ее удовольствия. В процессе реализации интереса человек непременно принимает во внимание не только сам предмет потребности, а еще и обстоятельства и условия его получения — существующие нормы и регламенты человеческих отношений, социальные институты и учреждения.
Содержание интересов выражает внутреннюю сущность субъекта, мировоззрение, его восприятие окружающего мира, имеются материальные и духовные ценности культуры. Это не просто сумма индивидуальных интересов членов сообщества и не просто чей-то один интерес, который принято считать общностью для многих. Это интегрировано обобщённое выражение единичных интересов, которые является действительно общим для совокупности людей, причастность к которому является определяющим признаком членов определенной группы.
Политика также является “соревнованием интересов, не отстраненных, абстрактных идеалов, а вполне реальных, земных потребностей конкретных людей и совокупных группировок”. Потому исследуя индивидуальные интересы и потребности, можем их считать основой для формирования более сложных парадигм — общественных организаций.
Потребности служат мотивом к действию.
Научным базисом мотивации являются современные теории мотивации.
Среди них, выделяют два основные направления — содержательные и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так или иначе.
потребность маслоу мотивационный
Теория потребностей М. Туган-Барановского
Известный украинский ученый М. Туган-Барановский (1865-1919 гг.) одним из первых предложил четкую классификацию потребностей. Он выделил:
Психологические механизмы мотивации человека
... сознание в поведении человека, где сознательная регуляция ставится на первый план. Так же эта теория пытается внести понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такие понятия как: социальные потребности, мотивы, жизненные цели. ...
5 групп потребностей: физиологические, положительные, альтруистские, симптоматические потребности, а также инстинкты и потребности практического характера;
- Особое значение уделяется национальной принадлежности, а также моральным и религиозным взглядам.
Еще одна теория потребностей С.Функнера.
Теории потребностей С. Функнера
Условно потребности человека можно разделить на три категории — низшие(животные), основные (материальные и социальные) и высшие (духовные).
1. Животные (низшие) — это потребности в воздухе, воде, пище, сне, выделениях, продолжении рода, безопасности…
2. Материальные — это потребности в материальном благополучии, надежности, стабильности, обеспечении своей семьи, комфортном отдыхе…
3. Социальные — это потребности в общении, понимании, признании, уважении, значимости…
4. Духовные (высшие) — это потребности в познании, самосовершенствовании, самореализации, полезности, благотворении, гармонии и выполнении своего предназначения…
Животные потребности (в воздухе, воде, пище, сне, выделениях, продолжении рода, безопасности) — это естественные потребности живого организма. Помимо животных потребностей, у человека есть материальные, социальные и духовные потребности. ИМЕННО НАЛИЧИЕМ ЭТИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ человек и отличается от животного. Вы не встретите животного, которое бы испытывало материальные, социальные и духовные потребности, ибо животное НЕ СПОСОБНО ТВОРИТЬ, СОЗИДАТЬ, СТРОИТЬ, ПЕРЕДАВАТЬ ЗНАНИЯ…
Жить — значит иметь потребности. Уметь удовлетворять их — значит управлять своей жизнью. Там, где заканчиваются потребности, заканчивается и жизнь…
Теория иерархии потребностей А. Маслоу
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ
Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
1. Физиологические (голод, жажда, секс …);
2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха…);
3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.
При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов).
Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены хотя бы частично потребности низшего уровня.
Пирамида потребностей маслоу
... структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу». [III.2)] IV.Иерархия потребностей Итак, «Пирамида Маслоу» говорит нам о ... Рис.1 Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и ... Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую».[III. 4)] III.Понятие о потребностях Потребность ...
Применение теории:
- Знание иерархии потребностей требует от руководителя в первую очередь определить, какой уровень иерархии является для работника наиболее актуальным;
- Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни актуальных потребностей работников могут различаться;
- Данная теория помогает организации определить последовательность мотивирования работников, учитывая не только физиологические потребности, но и потребности более высокого уровня.
Учет динамических потребностей. Нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Теория ERG К. Альдерфера
Теория Альдерфера отражает последние результаты в изучении теории мотивации. Знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает перспективы поиска эффективных форм мотивирования, создание условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп существует три, и они соотносятся с группами потребностей теории Маслоу:
1. потребность существования (безопасность, физиология);
2. потребность связи (причастность, принадлежность, безопасность);
3. потребность роста (самовыражение, причастность).
Движение вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения, а процесс движения вниз — процессом фрустрации.
Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу, расположены иерархически, но в отличие в том, что движение идет в обе стороны, а не последовательно снизу вверх, как у Маслоу. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребность роста, или у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения этой потребности, у него опять «включится» потребность связи (начинается процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний), и он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивации данного человека.
В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. Эта теория, хотя и нашла широкое признание благодаря ее относительной простоте, в большей своей части совпадает с теорией Маслоу. Обе системы исходят из существования различных видов потребностей и предполагают их взаимосвязь, которой можно воспользоваться при выработке программ мотивации и поощрения индивидуального поведения в организационных структурах.
Важно, что Альдерфер не соотносил потребности с иерархической структурой и утверждал, что все потребности могут быть активными в любой данный момент. Некоторые из них, например, потребности в росте, могут практически усиливаться по мере того, как удовлетворяются. Несмотря на то, что результаты практических исследований в области человеческих потребностей лучше вписываются в теорию Альдерфера, она не составила альтернативы популярной и более понятной иерархии потребностей Маслоу.
Потребности и способности человека
... и т.д. 5. Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации. Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека Способности Способности ... книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Так появилась научная теория, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны ...
Различие теорий К. Альдерфера и А. Маслоу состоит в том, что по А.Маслоу, движение от одной потребности к другой происходит только снизу вверх. К. Альдерфер считает, что движение происходит в обе стороны: вверх, если не удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. В тоже время, по мнению К. Альдерфера, одновременно для одного и того же человека актуальными могут быть несколько уровней потребностей.
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
Эта теория исходит из того, что на мотивацию и поведение людей существенно влияют три основные потребности, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения: в достижении цели (люди с выраженной потребностью в достижении выбирают персональные, умеренно ложные задачи и цели, несущие в себе элементы вызова и гарантирующие немедленный ощутимый результат);
— Потребность успеха находится также посередине потребностей уважения и потребностей самовыражения. Данная потребность является довольной не провозглашением успеха соответствующего человека, который лишь подтверждает ее статус, а процессом доведения работы к успешному завершению.
в соучастии, проявляющаяся в стремлении к дружеским отношениям с окружающими;
- во власти, проявляющаяся в стремлении контролировать ресурсы и происходящие вокруг процессы.
Потребность власти выражается как желание влиять на других людей. В схемах иерархической структуры Маслоу, потребность власти находится в промежутке между потребностями уважения и самоуважения. Люди, которые имеют способность к руководству, нуждаются во власти,
поскольку последняя обеспечивает возможности для ее проявления, реализации.
Мотивационно-гигиеническа теория (Теория двух факторов Ф. Герцберга)
Эта теория ориентирует на две группы факторов, влияющих на удовлетворенность человека работой:
- гигиенические (или факторы «здоровья») — зарплата, безопасность на рабочем месте, статус, правила, распорядок работы, качество контроля со стороны руководства, отношение к коллегам и подчиненным;
- наличие таких факторов снижает у человека чувство неудовлетворенности работой;
- мотивирующие — достижение, признание, ответственность, продвижение, содержание работы, возможность роста;
- именно эти факторы заставляют человека работать в полную силу.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы.
Метамодель потребностей Уильяма Тэлли
Предыстория появления новой теории потребностей
У. Тэлли известен как математик и психолог, специалист в области теории социального научения, ученик Бандуры (Bandura) , который характеризовал Тэлли как «феноменально скучного человека, у которого, впрочем, есть чему поучиться, если речь идет о системном мышлении…» (5) Немногий из ученых, кто, помимо научной деятельности, непосредственно вовлечен в бизнес — с 1969 года вице-президент солидного рекламного агентства «Target Art Groop», и его главный научный руководитель годом позже.
Контрольная работа: Теория человеческих потребностей и их значение ...
... рынок. Маркетинг изучает различные теории человеческих потребностей – это теории Маслоу, Д. Мак-Клеланда, Ф.Герцберга, Уильяма Тэлли и т.д. Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в ... качества жизни, а средством ее достижения - применение концепции социально-этичного маркетинга. Общая тенденция развития маркетинга – перенос акцента на потребителя и все ...
Как и Маслоу, который открыл теорию потребностей скорее случайно, чем закономерно, Тэлли в 1986 столь же случайно создал новую потребностную модель, работая в стороне от этой задачи и занимаясь узко специфичным исследованием. В 1981 году несколько крупных американских компаний, специализирующихся на изготовлении высоконадежных дверных замков и механических средств защиты от взлома помещений, инициировали исследования новых возможностей и подходов в сфере психологии продаж на этом ранке. После объявления Рейганом о начале программы «звездных войн» их традиционная маркетинговая и рекламная политика перестала быть эффективной и потребовались новые идеи.
Тэлли и его сотрудники (Tally, 1982(6)), на основе социологического опроса почти пяти тысяч американцев (4790), показали существенные различия в маркетинговой политике средств безопасности и защиты среди нескольких групп, названных ими, «группами специфической социальной позиции» (6).
В дальнейшем все эти группы были классифицированы и подробно описаны. Развитие этих групп, что было показано Тэлли в 1982 году, имеет тот же принцип иерархического развития, что и в теории Маслоу. И этот принцип — пожалуй, единственное, в чем схожи эти теории.
Модель групп специфической социальной позиции Уильяма Тэлли
Исследуя особенности человеческой потребности в безопасности, Тэлли показал, что существуют четыре области человеческого бытия, где эти потребности проявляются и требуют удовлетворения в соответствии со специфичными условиями деятельности человека. Так например, для человека, обеспокоенного и фрустрированного давлением чужих интеллектуальных установок и парадигм, отличных от его опыта и знания, неутешительны любые материальные субстраты, призванные удовлетворить его потребность в безопасности. Напротив же, человек, личностное пространство которого серьезно нарушено, не сможет довольствоваться заверениями других людей о том, что он в полной безопасности, даже если они представляют собой власть или безусловный авторитет.
Тэлли выделяет следующие компоненты социальной позиции:
1. Человеческая индивидуальность
2. Когнитивная сфера личности
3. Социальная деятельность, взаимодействия с окружающим миром
4. Ближний социальный круг, приоритетная группа
К человеческой индивидуальности Тэлли отнес все особенности одного конкретного лица. Это его конституциональные и морфологические особенности личности, темперамент, характер, индивидуальные черты личности, самооценка, самосознание, умение, навыки, вкусы, привычки, и прочее.
К когнитивной сфере личности — интеллект, креативность, творчество, мышление. Любой процесс обучения, творчества, поиска, размышления, усвоение интеллектуального опыта. Процесс активного информационного обмена с окружающей средой.
К социальной деятельности — любые социальные взаимодействия. Работа, активный отдых, спорт, церковь, театр, и прочее.
Духовность и духовные потребности человека
... явлений действительности. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, так как он личность, способная обладать не только «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти. Потребности человека разделяются на несколько ...
К приоритетной группе — дети, семья, родственники, друзья, домашние животные и т.д.
Теория морального стимулирования направлена к потребностям высшего порядка (признание, причастности и т.д.) и базируется на использовании системы моральных стимулов, т.е. морального побуждения к деятельности, которое основывается на разноплановых формах общественного признания и оценки трудовой активности персонала (награждение грамотами, медалями, орденами, почетными званиями, вынесение благодарностей и похвал и т.д.).
Теория материального стимулирования. Одной из важнейших теорий мотивации является материальное стимулирование персонала, которая представляет собой процесс формирования и использования систем материальных стимулов труда и заработной платы. Система материальных стимулов труда складывается из разноплановых побуждающих мотивов, которые дополняют один одного и связаны единым процессом создания материальной заинтересованности в осуществлении трудовой деятельности.
Значение теории Тэлли
Теоретическая модель У. Тэлли привлекательна по нескольким причинам. Первая — это представление о том, что человек даже на уровне дефицитарных (физиологических) потребностей не является всецело зависящим от их подавляющих личность и личностный рост воздействий и, во многих ситуациях и при многих обстоятельствах временного (нехронического) дефицита, может легко обходиться без их прямого (часто невозможного) удовлетворения путем переключения своей активности в другую сферу жизнедеятельности. Чувство голода, например, в значительной мере может утоляться сенсорными сигналами внешнего мира или коммуникативным событием. Вторая — позиция Тэлли, в понимании которого человек не имеет той категоричной однонаправленности своей самореализации, как это предполагал Маслоу, а имеет возможности спонтанного (или осознанного) выбора ее сферы и направления. Тэлли предлагает более сложный трехмерный мир по сравнению с плоским одномерным Абрахама Маслоу, который имеет не только больше возможностей, но и больше подводных камней и препятствий, которые необходимо учитывать в практиках помощи личности при ее трудностях в самореализации. Дефицитарная заменяемость может дать человеку новые возможности и снять некоторые искусственно возведенные барьеры на его пути, но может и сама быть патогенным фактором, если приобретает свойства удовлетворять потребность таким образом даже тогда, когда в этом отпала необходимость. Третья — Тэлли в гораздо большей степени, чем Маслоу, придает значение волевым актам и активной жизненной позиции в стремлении достичь полной самореализации. Он вводит значение «индексации потребностей» как сложную психологическую ситуацию развития, с которой человек не только должен справиться, но и найти и использовать все необходимые ресурсы для того, чтобы очередная вершина той или иной потребности перестала казаться и быть недостижимой. Тэлли полагает, что многие потребности человека — потребности социогенные, не имеют биологических корней и не гарантируют «изначальной нравственной» или «доброй» природы человека. Если говорить в терминах Роттера, позиция Тэлли интернальна по своей сути: человек таков и природа его такова, какой его «сделало» общество. Человека нельзя испортить, отобрать у него «доброе начало», которого он не имеет: он лишь может достичь определенного уровня развития в ту или иную сторону, и это всегда — со-творение — его индивидуальности и его личности — окружающим его миром и им самим.
Психологическая устойчивость личности человека
... для людей поступки. В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует ...
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/teorii-potrebnostey/
1. Годфруа Ж. Что такое психология?, М. «Мир», 1992, т.1, стр. 79, 91, 245.
2. 2. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. М., «Прогресс», 1989 год, цит. по: Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations, С-Пб., «БП», 1998 год, стр. 146.
3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. — 3-е изд. — СПб. : Питер., 2003. — 392 с.
4. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 296 с.
5. «История менеджмента» И.И.Семенова, изд. Юнити Москва 1999г.
6. «Ваше время — в Ваших руках» Лотар Зайверт, АО «Интерэксперт»
Москва 1995г.