Кризис в любой сфере жизни, в первую очередь, отражает необходимость изменений. Кризис профессиональный означает, что человек не может реализовывать себя в профессии так, как делал это раньше. А новых способов профессиональной самореализации еще не выработано.
Когда люди обращаются к психологу с проблемой профессионального кризиса, от них звучат такие фразы: «Работа больше не приносит удовольствия», «Не понимаю, зачем я этим занимаюсь», «Делаю какую-то бессмысленную, никому ненужную работу» или «Я понимаю, что это не мое. Я хотел бы заниматься чем-то другим, но чем именно, не знаю».
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-
1. Общая характеристика профессиональных кризисов
Кризисы профессионального развития можно определить как резкие изменения вектора профессионального
В качестве факторов, детерминирующих кризисы профессионального развития, могут выступать постепенные
Профессиональные кризисы
... новой социальной ситуации развития). Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. 2.3 Возрастные кризисы профессионального роста. Кризис профессионального роста (23 ... специалистов 12 Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию) - Новый способ жизнедеятельности, ...
К кризисам профессионального развития могут приводить социально-
Кризисы профессионального развития нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации или лицензировании специалистов.
Также могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.).
Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты, одержимые работой как
Кризисные явления нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточ
Фазы развития кризиса. При анализе кризисов можно выделить три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. В первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими
В кризисах профессионального развития личности указанные фазы могут проявляться
1. Предкритическая фаза обнаруживается в
Профессиональное самоопределение личности
... трудовой деятельности, дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самосознание правильности выбора, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, развитие ПВК, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств, значимых черт личности профессионала; ...
2. Критическая фаза отличается осознанной
3. Посткритическая фаза предполагает переход к новой социальной ситуации
Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности [1]:
- мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;
- когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности;
- поведенческий, вызванный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-
профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п.
Конфликт сопровождается рефлек
Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития [4].
Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стреми
Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.
Кризисы профессионального становления личности отличаются своеобразием профессиональной ситуации развития и индивидуально окрашенными способами
Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности, вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер [3].
К эффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления относятся психопрофилактика кр
Интеллект и эффективность управленческой деятельности
... различий понятию «бюрократия» противо Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполагание. Оно же ... Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Об Все положительные общечеловеческие качества, и ...
2. Кризисы профессиональной деятельности и пути их преодоления
В развиваемой концепции профессионального становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления. Рассмотрим их психологические особенности, следуя логике профессионального становления.
1. Профессиональное становление личности
Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-
Старшеклассники, продолжившие учебу в 10– 11-х классах, отчетливо переживают этот кризис в 16–17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.
Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я-концепцию».
Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.