Донаучная или житейская психология

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях. Эпоха Средневековья не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией.

Важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию. В VII—VI вв. до н. э. зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

1. Донаучная или житейская психология

Донаучное, или житейское, мировосприятие и соответствующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, которое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, например: «в тихом омуте черти водятся», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья», «какие труды, такие и плоды», «учение — свет, а не ученье — тьма» и т.п. Поэтому донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась лишь символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в котором обитали тот или иной род или племя.

Обыденные психологические знания первобытных людей соответствовали этому несистемному, фрагментарному мировоззрению.

Тем не менее это знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека.

Зарождение этих знаний было вызвано некоторыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:

Древние люди, пытаясь объяснить эти явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда. Одним из самых древних является широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое. В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень, которая живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом. Знаменитый философ, Демокрит (V—IV вв. до н. э.) утверждал, что душа состоит из атомов; со смертью душа умирает, т. к. атомы ее с разложением тела рассеиваются. Первый посвященный душе труд принадлежит Аристотелю, чей трактат «О душе» стал первым собственно психологическим трудом, а сам Аристотель в связи с этим считается основателем психологии. Душу он определил как сущность живого тела, т е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит, т.е. не душа мыслит, но тело мыслит посредством души. Но несмотря на свою простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некоторые из этих представлений сохранили свое значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.

Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, которые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:

  • Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, которая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе;

— Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, которые он совершит в течение жизни. Например, поверье о том, что каждый человек после смерти своего тела попадает в «свой рай», а в ад человека влекут грехи. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал Серафим Саровский (1754-1833), отечественный религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к лику святых (1903).

Таким образом, древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.

2. Психология в рамках философского знания античности и средневековья

Психология как учение о душе существовала в качестве части философии в виде так называемой «философской психологии» вплоть до Нового времени, когда психологическое знание, наконец, стало обретать статус вполне самостоятельной науки.

Впервые развернутое учение о душе сложилось и развивалось в составе материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой греческой философии.

Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого был Демокрит (460-370).

Согласно данной теории, все существующее состоит из двух начал: бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота).

Атомы — мельчайшие частицы вещества, неделимые и недоступные чувствам. Они отличаются по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов.

Именно на основе этих философских представлений разрабатывалось и психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы человеческого поведения.

Демокрит — понимал душу как причину движения тела. Душа, как и все существующее, также материальна, но состоит из самых мелких, круглых и необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Отсюда Демокрит делал вывод, что душа смертна и уничтожается вместе со смертью тела.

В отличие от Демокрита, его современник Сократ (470-399 до н. э.) считал, что единой первопричиной всего сущего, в том числе и человеческой души, являются не атомы, а божественный разум. Поэтому не мертвая природа, а «божественный голос», заложенный в человеке, должен стать центром всего философского размышления.

Сократ делает вывод, что душа и тело не едины, а противоположны по своей сущности, поскольку душа в отличие от тела невещественна, нематериальна. В отличие от видимого тела душа невидима. Душа — это прежде всего разум, т.е. то, что в человеческой природе наиболее близко к божеству. Поэтому душа не смертна, а бессмертна.

Высшего развития идеалистическое понимание души достигло в философских рассуждениях Платона Афинского (427-347 до н. э.).

Согласно Платону, душа, предназначенная каждому человеку, уже до его рождения существует в далеком космосе, в особом «мире идей». Он учил, что человек «есть насаждение не земное, а небесное». При рождении человека душа соединяется с ним. Все душевные, психологические явления он подразделял на три основных вида: разум, воля и низменные желания. Эти три части души соответственно помешались в голове, груди и животе человека. Низшая из частей человеческой души — низменные желания — является общей для человека и животных, это неразумное начало души; оно проявляется в удовлетворении простейших телесных потребностей. Но эта часть составляет наибольшую долю в душе человека.

Разум есть высшее начало, оно противоположно низшему и направлено на постижение истины, добра и красоты. Третье начало обеспечивает такие качества человека, как воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

Вершиной же античной психологии является учение Аристотеля о душе (384-322 до н. э.).

Эта работа — первое в истории психологии систематическое исследование по проблеме духовного мира человека. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела, а не нечто, привнесенное в него извне. Причем душа дает смысл существованию живого тела, сообщает цель его деятельности, направляет ее. Роль тела, таким образом, состоит в том, чтобы быть инструментом, находящимся на службе у души. Он полагал, что орудиями души является не только человеческое тело, но и тело животных, растений, т.е. все, как он выражался, «естественные тела», что их и отличает от «искусственных тел», например от топора, у которого души нет.

Действует, конечно, не сама душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. Не душа, а сам человек благодаря душе трудится, учится, размышляет. Все душевные состояния — сон, бодрствование — сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души должно быть делом двух специалистов: естествоиспытателя, который изучает тело, и философа, психолога, которые исследуют душу. Существует и главный орган, который обеспечивает работу человеческой души. Таким органом является сердце. Мозг же выполняет лишь вспомогательную функцию.

Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психике, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум. Нетрудно заметить, что подобная характеристика разума противоречит общей установке Аристотеля о неразрывной связи души и живого организма.

Аристотель впервые ввел в психологию идею «диалектики души», т.е. развития от низших уровней к ее высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения из младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее — к разумной душе.

При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость, т.е. представления Аристотеля о душе были в целом рационалистичны. Эта рационалистическая установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

Существенной особенностью эпохи средневековья является восстановление преемственности в развитии психологических идей, нарушенной падением древнегреческой цивилизации. Теологическая направленность подавляющего числа «душевных доктрин» послужила причиной формирования в массовом сознании стереотипа в восприятии эпохи средних веков как периода научной депрессии и деградации, что в корне противоречит результатам и общей значимости вклада ученых этого периода в поступательное развитие человеческой культуры.

Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало присущими ему средствами (католическая инквизиция) свои формы мировоззрения. Они отличались от античных образцов и современных им восточных примеров. Утверждается душевный самоанализ, связанный с христианской добродетелью смирения и покаяния. Устанавливаются церковно-обрядовые формы самоанализа: проповедь, исповедь, аскетизм, молитва.

Специфика европейской культуры средневековья отразилась в психологических взглядах этой эпохи. Их главной особенностью было противостояние двух направлений научной мысли: номинализма (отрицалась реальность существования общих понятий – универсалий) и реализма в рамках схоластики (признавалось бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов).

В средневековой схоластике (от греч. «схоластикос» — школьный, ученый) имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование античных авторов. При этом позитивное исследование реальных проблем подменялось вербальными операциями. Как следствие, античная и средневековая науки представляли собой замкнутый нормативный «круг». Из двух уровней этой системы знания (божественного откровения и религиозных комментариев Платона и Аристотеля) выводилась «вечная истина». Эта концепция была направлена против представлений о вечности мира, об уничтожаемости индивидуальной души, об относительности истин.

Святой Августин (Августин Блаженный) (354-430) — один из «отцов церкви», творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Психологические воззрения Августина выражаются в приверженности психологизму. Он придал трактовке души особый характер: ее основу образует воля, а не разум. Августин стал инициатором учения, названного позднее волюнтаризмом (от лат. «волюнтас» — воля).

Ценным для совершенствования психологического знания представляется выделение Августином внутреннего опыта как способа понимания психики и сознания. В дальнейшем определение внутреннего опыта, освобожденное от божественной предопределенности, слилось с представлением об интроспекции как методе исследования сознания, которым владеет психология. Новое в развитии психологического знания у Августина — мысли о динамике человеческой личности и общечеловеческой истории.

Фома Аквинский (1225-1274) – «ангельский доктор», видный схоластик, основатель томизма, система которого стала ведущим направлением католицизма. В 1567 году признан «пятым учителем церкви». Решал задачу обоснования религиозного мировоззрения. Выступал против «восточных антихристов» — естественно-научного направления в исследовании психики. В психологических идеях следует своим мировоззренческим принципам. Во всей психологии Фомы проглядывается структурность и иерархичность: от низшего к высшему. Например, формы душевной жизни размещаются в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду. Психология Фомы Аквинского представляет собой классический образец средневековой схоластики. Принципы ее построения: структуры, иерархичности, последовательности, системности, строгой определенности, заняли прочное место в арсенале психологической мысли. Идеи о человеке как общественном существе, о личности как самом благородном во всей разумной природе, о приоритетной роли интеллекта в деятельности людей сделали его выдающимся представителем средневекового психологического знания.

Роджер Бэкон (1214-1292) — английский философ и естествоиспытатель. В критике нравов своей эпохи никого не щадил, включая Папу. Научные идеи направлены против схоластических догм. В науке и ее логике Р. Бэкон — новатор, далеко опередивший свое время.

Главным условием построения новой научной системы Р. Бэкон считал преодоление схоластических предрассудков, целью всех наук — увеличение власти человека над природой. Его метод в формуле «опыт — эксперимент — математика». Подчеркивая роль математического анализа в исследовании естественных явлений, ученый утверждает, что психика включается в естественный ряд природных явлений, который поддается опыту, эксперименту и математической обработке. В научном анализе психики ученый исследовал зрительные ощущения. Психологические идеи Р. Бэкона, его научный метод — явились этапным событием в эволюции знаний о человеке. После него схоластика в новоевропейской науке о душе начинает исчезать.

Дунс Скотт (1270-1308) – монах, британский философ. Д. Скотт проявил себя в философии, как настоящий материалист. Признавая существование Бога, ангелом, души, он доказывал, что все они являются материальными существами. Он даже допускал возможность того, что материя может мыслить.

Тестовое задание

Философы средневековья:

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;

  • б) опирались в своих исследованиях только на богословов;
  • в) пытались защитить догматы христианской религии;
  • г) все ответы неверны.

Правильный ответ – в).

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится “служанкой” теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии» и предполагало защиту философами церковных догматов.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Заключение

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний, которые возникли в тот период.

Античные ученые впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и рациональное и многое иное. Таким образом, были поставлены проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке.

Период Средневековья стал новым этапом развития психологии, связанным с фактическим изменением ее предмета. Ведь психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Так в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. Тем самым было положено начало научной психологии, развитие и изучение которой, длится и по сей день.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/donauchnaya-psihologiya/

1.Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. — М.: Академический проект, 2004.

2.Тертель А.Л. психология: курс лекций. – М.: Проспект, 2006.

3. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. — М.: МПСИ, 2008.

4.Сорокун П.А. Основы психологии. — Псков: ПГПУ, 2005. — 312 с.

5. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004.