Все психические явления современная наука условно делит на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [4].
Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.
Психические свойства, Способности
Способности возникают и развиваются на основе задатков – биологически обусловленных анатомо-функциональных особенностей организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения).
Однако для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.
Общие способности
Разновидностей специальных способностей существует столько же, сколько и видов деятельности человека, а к общим способностям относятся следующие [2; 4]:
- Обучаемость – способность к усвоению нового (приобретению знаний);
- Интеллект – способность к применению усвоенного;
- Креативность – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.
Однако к настоящему времени ученые не пришли к единому понятию интеллекта, и существует множество разнообразных подходов и точек зрения на сущность данного термина: «Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц» [2, с.16].
интеллект
1. Методы психологической диагностики интеллекта
Психологическая диагностика интеллекта представляет определенную сложность, связанную с недостаточной разработанностью в современной психологии теории общих способностей человека и отсутствием единого подхода к определению интеллекта.
Однако в настоящее время широко используются различные методики диагностики интеллекта, разработанные преимущественно зарубежными авторами: шкалы Бине-Симона, тест Стэнфорд-Бине, шкалы Векслера, тесты Кауфмана и другие [1].
В отечественной литературе наибольшее распространение получили тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра [1; 3] и методика «Таблицы Равена» («Шкала прогрессивных матриц») [5].
Зигмунд Фрейд – исследователь психической жизни человека
... восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека [3, С. 3]. 1. Зигмунд Фрейд - основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд назвал свое ... только предмет психологии, но и приоритеты, поставив на первое место не интеллект, но мотивацию. Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры ...
Тест структуры интеллекта
ТSI состоит из девяти субтестов, каждый из которых включает от 16 до 20 типичных заданий (всего в 9 субтестах 176 заданий).
Перед каждым субтестом обследуемому необходимо ознакомиться с инструкцией и разобрать предложенные примеры решения заданий, типичных для данного субтеста. Время выполнения каждого задания имеет определенное ограничение; общая продолжительность прохождения теста составляет 90 минут.
Описание субтестов методики Амтхауэра
Субтест | Описание заданий субтеста |
I | Дополнение предложений (логический отбор) . Задача испытуемого – закончить предложение одним из слов, предложенных в качестве вариантов ответа. |
II | Исключение слов (определение общих черт) . В каждом задании испытуемому предлагают 5 слов, из которых 4 объединены смысловой связью, а одно – лишнее – следует выделить в ответе. |
III | Аналогии . В каждом задании предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. Из вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и второе слово с первым. |
IV | Обобщение (классификация) . Необходимо обозначить два слова, предложенных в каждом задании, одним общим понятием. |
V | Арифметические задачи (задания на счет) .
|
VI | Числовые ряды . В каждом задании необходимо установить закономерность предложенного числового ряда и продолжить его. |
VII | Пространственное воображение (выбор фигур) . Испытуемому предъявляют карточки с изображением разделенных на части геометрических фигур. При выборе ответа следует найти карточку с целой фигурой, которая складывается из данных частей. |
VIII | Пространственное обобщение (задания с кубиками) . В каждом задании предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к исходному ряду кубов, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из исходных. |
IX | Память (задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное) . Необходимо запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. |
Каждый правильный ответ респондента оценивается в 1 балл (кроме заданий IV субтеста, где за каждый верный и точный ответ присваивается 2 балла).
По итогам тестирования выстраивается графическое изображение – профиль структуры интеллекта, по которому наглядно определяются преобладающие компоненты структуры интеллекта.
Методика «таблицы Равена» («шкала прогрессивных матриц»)
Тест состоит из 5 серий, в каждой из которых содержится по 12 заданий. Каждое из заданий содержит основной структурированный рисунок с недостающим фрагментом и несколько вариантов фрагментов той же формы. Обследуемому необходимо за 20 минут отметить, какие из вариантов ответов соответствуют недостающему фрагменту в каждом из заданий. Трудность заданий возрастает внутри каждой серии и от серии к серии.
Описание серий методики Равена
Серия | Принцип построения заданий |
A | Установление взаимосвязей в структуре матриц |
B | Аналогия между парами фигур |
C | Прогрессивные изменения в фигурах матриц |
D | Перегруппировка фигур в матрице в горизонтальном и вертикальном направлениях |
E | Разложение фигур на элементы |
Каждое правильное решение оценивается в один балл. Полученный общий балл с учетом возраста переводится в проценты, и на основании процентного показателя определяется интеллектуальный уровень респондента.
Различают 5 степеней интеллектуального уровня, к одному из которых относят уровень интеллекта обследуемого по результатам теста Равена:
- 1 степень – более 95% – высокий показатель;
- 2 степень – 75-94 % – интеллект выше среднего;
- 3 степень – 25-74 % – интеллект средний;
- 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего;
- 5 степень – ниже 5% – дефект.
Для прохождения тестов интеллекта необходима сохранность психических процессов внимания (особое значение имеют свойства концентрации, объема и распределения произвольного внимания), воображения и мышления. Поэтому если по тесту Амтхауэра или Равена получен низкий результат, следует провести диагностику свойств внимания и особенностей мышления.
Кроме того, поскольку оба теста выполняются в ограниченных интервалах времени, определенное преимущество в процессе прохождения данных тестов имеют лица, обладающие большей скоростью мышления [3].
А поскольку скорость мышления определяется, главным образом, свойствами нервных процессов, это приводит к некоторому снижению валидности результатов тестов интеллекта.
Поэтому в процессе интерпретации результатов тестов, направленных на диагностику уровня интеллекта, следует учитывать повышенную вероятность недостаточной достоверности результатов и особо тщательно соблюдать этические принципы работы психолога.
2. Анализ и интерпретация результатов диагностики интеллекта , Протокол №1 психологической диагностики интеллекта
Испытуемая: М., женского пола, 28 лет.
Дата проведения диагностики : 16.08.2009.
Продолжительность тестирования : 1 час 16 минут.
Состояние испытуемой : по самоотчету, испытуемая чувствует себя хорошо, не ощущает никаких признаков физического или психологического дискомфорта, испытывает интерес к процессу и результатам диагностики, сосредоточена на выполнении заданий теста.
Условия проведения диагностики : тестирование осуществлено в отдельном помещении, при достаточном уровне освещения, при отсутствии шумов и других отвлекающих факторов, при отсутствии посторонних лиц.
Диагностический материал и оборудование : стандартный диагностический материал теста TSI Р.Амтхауэра, бланк для ответов, секундомер.
Задача : диагностика структуры интеллекта испытуемой.
Инструкция испытуемой и порядок работы : испытуемой предъявлены предложенные в источнике [3] инструкции к каждому из субтестов методики; последовательность прохождения заданий стандартная.
Ход опыта : все задания испытуемая выполнила до окончания времени, ограничивающего прохождение соответствующего субтеста. После завершения тестирования испытуемая сообщила, что чувствует утомление.
Результаты: ответы испытуемой сведены в таблицу (приложение 1).
Обработка результатов : осуществлена в соответствии с ключом к методике. Для удобства анализа графического изображения баллы по каждому субтесту переведены в проценты (где 100% – максимально возможный показатель по каждому из субтестов).
Таблица результатов тестирования структуры интеллекта
№ | Субтест | Количество набранных баллов | Максимально возможное число баллов | Процентный показатель |
1 | Дополнение предложений | 15 | 20 | 75% |
2 | Исключение слов | 16 | 20 | 80% |
3 | Аналогии | 19 | 20 | 95% |
4 | Обобщение | 21 | 32 | 67% |
5 | Арифметические задачи | 19 | 20 | 95% |
6 | Числовые ряды | 19 | 20 | 95% |
7 | Пространственное воображение | 14 | 20 | 70% |
8 | Пространственное обобщение | 11 | 20 | 55% |
9 | Память | 10 | 20 | 50% |
Итого | 144 | 192 | 75% |
Графическое изображение результатов тестирования
Анализ результатов. Нормативных данных к методике Амтхауэра в источнике [3] не приведено, поэтому анализ результатов основан на сравнении результатов по отдельным субтестам методики между собой.
Наибольший процент правильных ответов дан испытуемой на задания субтестов «Аналогии», «Арифметические задачи» и «Числовые ряды» (по 95%).
Это говорит о математической одаренности испытуемой, о преобладании математических способностей в структуре интеллекта. Вербальные способности испытуемой развиты в высокой степени, но в меньшей, чем математические (75% правильных ответов на задания субтеста «Дополнение предложений», 80% – на задания субтеста «Исключение слов»).
Наименьший процент правильных ответов дан испытуемой на задания субтестов «Память» (50%) и «Пространственное обобщение» (55%).
Выводы . В структуре интеллекта испытуемой преобладают математические и – в меньшей степени – вербальные способности. В наименьшей степени развиты конструктивные способности и память. Таким образом, в процессе обработки информации испытуемая в наибольшей мере склонна оперировать сигналами и знаками, чем наглядными образами, что говорит о больших возможностях ее теоретического мышления в сравнении с практическим.
Протокол №2 психологической диагностики интеллекта
Испытуемая: М., женского пола, 28 лет.
Дата проведения диагностики : 17.08.2009.
Продолжительность тестирования : 18 минут.
Состояние испытуемой : по самоотчету, самочувствие испытуемой в пределах нормы, испытуемая не ощущает никаких признаков физического или психологического дискомфорта, испытывает интерес к процессу и результатам диагностики, сосредоточена на выполнении заданий теста.
Условия проведения диагностики : тестирование осуществлено в отдельном помещении, при достаточном уровне освещения, при отсутствии шумов и других отвлекающих факторов, при отсутствии посторонних лиц.
Диагностический материал и оборудование : стандартный диагностический материал теста Равена («шкала прогрессивных матриц»), бланк для ответов, секундомер.
Задача : диагностика уровня невербального интеллекта испытуемой.
Инструкция испытуемой и порядок работы : испытуемой предъявлена предложенная в источнике [5] инструкция к тесту; последовательность прохождения заданий стандартная.
Ход опыта : выполнение заданий сопровождалось речевой деятельностью испытуемой, речь содержала элементы анализа заданий теста. Все задания испытуемая выполнила до окончания времени, ограничивающего прохождение теста.
Результаты: ответы испытуемой сведены в таблицу (приложение 2).
Обработка результатов : осуществлена в соответствии с ключом к методике.
Таблица результатов тестирования невербального интеллекта
№ | Серия | Количество набранных баллов | Максимально возможное число баллов |
1 | A | 11 | 12 |
2 | B | 11 | 12 |
3 | C | 12 | 12 |
4 | D | 11 | 12 |
5 | E | 9 | 12 |
Итого | 54 | 60 |
Анализ результатов. Наименьшее число правильных ответов дано испытуемой на задания серии Е: данная серия является последней и наиболее сложной. Уровень невербального интеллекта испытуемой, в соответствии с таблицей нормативных данных, приведенной в источнике [5], составляет 95% (I степень – высокий интеллект).
Выводы . Диагностируется высокий уровень невербального интеллекта, свидетельствующий о высокой способности испытуемой к осуществлению систематизированной и планомерной интеллектуальной деятельности.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/diagnostika-intellekta/
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. – (Серия «Мастера психологии»).
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 560 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
- Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
Приложение , Приложение 1. Ответы испытуемой на задания теста Р.Амтхауэра
I | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | г | в | д | д | в | а | г | б | д | в | |
Вопрос | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Ответ | а | д | б | а | г | а | в | г | б | а | |
II | Вопрос | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Ответ | д | б | а | г | б | г | в | г | в | г | |
Вопрос | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
Ответ | г | г | а | в | г | а | а | г | б | г | |
III | Вопрос | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Ответ | в | д | б | д | в | г | б | в | б | г | |
Вопрос | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | |
Ответ | в | б | б | в | г | д | в | в | б | г | |
IV | Вопрос | 61 | 62 | ||||||||
Ответ | фрукты — ягоды | вредно для организма | |||||||||
Вопрос | 63 | 64 | |||||||||
Ответ | измерительные приборы | части лица | |||||||||
Вопрос | 65 | 66 | |||||||||
Ответ | отражение | произведения искусства | |||||||||
Вопрос | 67 | 68 | |||||||||
Ответ | степень громкости | зародыши | |||||||||
Вопрос | 69 | 70 | |||||||||
Ответ | символы | рыбы | |||||||||
Вопрос | 71 | 72 | |||||||||
Ответ | потребности | живые организмы | |||||||||
Вопрос | 73 | 74 | |||||||||
Ответ | орудия труда | степени сравнения | |||||||||
Вопрос | 75 | 76 | |||||||||
Ответ | религиозные санкции | одобрение-неодобрение | |||||||||
V | Вопрос | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 |
Ответ | 85 | 630 | 235 | 24 | 36 | 60 | 35 | 50 | 720 | 90 | |
Вопрос | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | |
Ответ | 52,5 | 9 | 45 | 60 | 16 | 26 | 36 | 5 | 42 | 4 | |
VI | Вопрос | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 |
Ответ | 27 | 26 | 25 | 16 | 62 | 31 | 51 | 7 | 8 | 12 | |
Вопрос | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | |
Ответ | 2 | 13 | 42 | 9 | 12 | 71 | 15 | 17 | 63 | 14 | |
VII | Вопрос | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 |
Ответ | б | г | в | в | д | в | а | а | а | б | |
Вопрос | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | |
Ответ | а | г | д | г | в | д | г | г | б | д | |
VIII | Вопрос | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 |
Ответ | д | г | д | а | г | а | б | д | а | г | |
Вопрос | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | |
Ответ | г | б | д | д | д | г | д | а | д | д | |
IX | Вопрос | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 |
Ответ | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 | 1 | 2 | ||||
Вопрос | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | |
Ответ | 3 | 3 | 4 | 1 | 5 |
Приложение 2. Ответы испытуемой на задания теста Равена
A | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | 4 | 5 | 1 | 2 | 6 | 3 | 6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | |
B | Вопрос | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Ответ | 2 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 4 | 3 | 4 | 6 | |
C | Вопрос | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Ответ | 8 | 2 | 3 | 8 | 7 | 4 | 5 | 1 | 7 | 6 | 1 | 2 | |
D | Вопрос | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Ответ | 3 | 4 | 3 | 7 | 8 | 6 | 4 | 4 | 1 | 2 | 5 | 6 | |
E | Вопрос | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Ответ | 7 | 6 | 5 | 2 | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 2 | 1 | 5 |