Современница писала о Верлене: «В его внешнем виде сказалась своеобразная смесь самых противоречивых черт, ярко проступила двойственность его натуры. Сильно развитые мускулы рта говорят о ненасытных плотских инстинктах, о чрезмерном развитии животного элемента;
всей своей широкой фигурой, небрежной посадкой голову на короткой шее, покатыми плечами, как бы прижимающими к земле громоздкое грузное тело, Верлен напоминает рыцаря „божественной бутылки“» Рабле, или, вернее, «зеленой ведьмы», как называл поэт абсент, рано погубивший его здоровье. В верхней части лица всякие следы животной натуры исчезают бесследно. Необычайно высокий, неправильной формы лоб с резкими выступами и возвышениями придает Верлену замеченное всеми сходство с Сократом и свидетельствует о философских наклонностях в дикаре, покорном своим инстинктам; густые сдвинутые брови делают его взгляд сосредоточенным, погруженным во внутреннее содержание души, а ушедшие далеко вглубь маленькие спокойные и кроткие глаза освещают все лицо какой-то детской чистотой, не знающей границ между добром и злом».
Носитель этой замысловатой внешности в одном из своих эссе сказал о себе и о поэтах своего круга – «проклятые поэты», а самого себя представил рожденным под суровым знаком Сатурна – планеты, приносящей несчастье…
* * *
Почти все писавшие о Поле Верлене выделяют изо всего его творчества книгу «Мудрость», справедливо считая ее вершиной верленовской поэзии. В этой книге выразились наиболее полно духовные искания поэта, его путь к вере, и, вопреки бытующему до сей поры мнению, мне уже много лет тому назад стало ясным, что стремление Верлена к христианским истинам было для него не странной прихотью пьяного сознания, какой-то случайной отдушиной, а единственным способом спасения заблудившей души, его «дорогой в рай», мощенной многими грехами.
* * *
Рыщет рыцарь Несчастье на горе мое.
Подскакал он и в сердце всадил мне копье.
Заструился из сердца кровавый ручей,
Высыхая на травах от жарких лучей.
Проблема души и тела в философии Платона
... ним, начиная с характреных черт души и закончив душой самой по себе. 1. Проблема души и тела у Платона 1.1 Душа у Платона Платон предполагает определенное понимание сущности человека. Так как Платон ... делит все сущее на две неравноценные сферы — вечные, с одной стороны, и ...
Крик предсмертный мои исторгают уста,
Сердце, вздрогнув, угасло, в глазах темнота.
Грозный рыцарь Несчастье навис надо мной,
Наклонился, коснулся перчаткой стальной.
Перст проник в мою рану — холодный металл,
Властный голос в тиши надо мной прозвучал.
Ощутив этот холод стального перста,
Сердце бьется. Я молод. И совесть чиста.
Вновь исполнено сердце любви и огня,
Бьется новое сердце в груди у меня.
Трепещу, опьяненный, плыву, как во сне,
Словно Божье явленье привиделось мне.
Взгромоздился опять на коня верховой,
Крикнул мне на прощанье, кивнул головой
(Этот голос я слышу опять и опять):
«Впредь наука! Пора бы разумнее стать!»
Перевод Александра Ревича
#символизм #symbolismus_история