Философия медиевала

Современница писала о Верлене: «В его внешнем виде сказалась своеобразная смесь самых противоречивых черт, ярко проступила двойственность его натуры. Сильно развитые мускулы рта говорят о ненасытных плотских инстинктах, о чрезмерном развитии животного элемента;

всей своей широкой фигурой, небрежной посадкой голову на короткой шее, покатыми плечами, как бы прижимающими к земле громоздкое грузное тело, Верлен напоминает рыцаря „божественной бутылки“» Рабле, или, вернее, «зеленой ведьмы», как называл поэт абсент, рано погубивший его здоровье. В верхней части лица всякие следы животной натуры исчезают бесследно. Необычайно высокий, неправильной формы лоб с резкими выступами и возвышениями придает Верлену замеченное всеми сходство с Сократом и свидетельствует о философских наклонностях в дикаре, покорном своим инстинктам; густые сдвинутые брови делают его взгляд сосредоточенным, погруженным во внутреннее содержание души, а ушедшие далеко вглубь маленькие спокойные и кроткие глаза освещают все лицо какой-то детской чистотой, не знающей границ между добром и злом».

Носитель этой замысловатой внешности в одном из своих эссе сказал о себе и о поэтах своего круга – «проклятые поэты», а самого себя представил рожденным под суровым знаком Сатурна – планеты, приносящей несчастье…

* * *

Почти все писавшие о Поле Верлене выделяют изо всего его творчества книгу «Мудрость», справедливо считая ее вершиной верленовской поэзии. В этой книге выразились наиболее полно духовные искания поэта, его путь к вере, и, вопреки бытующему до сей поры мнению, мне уже много лет тому назад стало ясным, что стремление Верлена к христианским истинам было для него не странной прихотью пьяного сознания, какой-то случайной отдушиной, а единственным способом спасения заблудившей души, его «дорогой в рай», мощенной многими грехами.

* * *

Рыщет рыцарь Несчастье на горе мое.

Подскакал он и в сердце всадил мне копье.

Заструился из сердца кровавый ручей,

Высыхая на травах от жарких лучей.

7 стр., 3175 слов

Проблема души и тела в философии Платона

... ним, начиная с характреных черт души и закончив душой самой по себе. 1. Проблема души и тела у Платона 1.1 Душа у Платона Платон предполагает определенное понимание сущности человека. Так как Платон ... делит все сущее на две неравноценные сферы — вечные, с одной стороны, и ...

Крик предсмертный мои исторгают уста,

Сердце, вздрогнув, угасло, в глазах темнота.

Грозный рыцарь Несчастье навис надо мной,

Наклонился, коснулся перчаткой стальной.

Перст проник в мою рану — холодный металл,

Властный голос в тиши надо мной прозвучал.

Ощутив этот холод стального перста,

Сердце бьется. Я молод. И совесть чиста.

Вновь исполнено сердце любви и огня,

Бьется новое сердце в груди у меня.

Трепещу, опьяненный, плыву, как во сне,

Словно Божье явленье привиделось мне.

Взгромоздился опять на коня верховой,

Крикнул мне на прощанье, кивнул головой

(Этот голос я слышу опять и опять):

«Впредь наука! Пора бы разумнее стать!»

Перевод Александра Ревича

#символизм #symbolismus_история