VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум (2)

Курсовая работа

Актуальность. Воспитание является важным и сложным процессом, что подчеркивается в нормативных документах нашего государства, в частности в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Развитие всесторонне развитой гармоничной личности невозможно также без усвоения социальных норм и духовных ценностей.

Таким образом, чтобы сформировать личность, соответствующую требованиям государственного заказа настоящего времени, необходимо дать подрастающему поколению разностороннее воспитание, уделяя должное внимание каждому из его видов – семейному, социальному и религиозному.

Цель исследования: изучить особенности семейного, социального и религиозного воспитания. Выделить их принципиальные различия.

Объект исследования: воспитательный процесс в области семейного, социального и религиозного воспитания.

Предмет исследования: социально-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности воспитательного процесса в области семейного, социального и религиозного воспитания.

Гипотеза исследования: всестороннее и гармоничное развитие личности будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

  • учета особенностей развития личности ребенка в процессе воспитания;
  • включения детей в личностно-значимые виды воспитательной деятельности;
  • целенаправленного воспитательного процесса по трем основным направлениям — семейное, социальное, духовно-нравственное (религиозное);
  • учета специфических особенностей семейного, социального и религиозного воспитания.

Задачи исследования:

10 стр., 4771 слов

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

... возрасту»*. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее - Концепция) разработана ... традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период ... национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой; национальное ...

1. Раскрыть теоретические основы воспитательного процесса

2. Рассмотреть семейное, социальное и религиозное воспитание.

3. Изучить особенного воспитания.

4. Рассмотреть принципиальные различия и сходства видов воспитания.

Методы исследования:

  1. Изучение научной социально-педагогической литературы;

  2. Анализ материала, полученного из научной социально-педагогической литературы;

  3. Обобщение и синтез используемого материала.

Работа состоит из введения, двух глав и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы процесса воспитания.

    1. Сущность воспитания, его типы и виды.

В педагогической литературе встречается огромное количество разных определений понятия воспитания. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.

В подходе к определению понятия «воспитание» четко проявляется два направления.

В структуре первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, а именно главными факторами развития человека считаются внешние воздействия, которые формируют личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:

  • воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества;
  • воспитание в специальном педагогическом смысле — процесс и результат целенаправленного воздействия на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе;
  • воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, которые обеспечивают нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду;
  • воспитание в широком социальном смысле — влияние на личность общества в целом.

Воспитание — целенаправленная деятельность, которая призвана развивать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений [2, с. 85].

При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.

Выделяют несколько закономерностей воспитания:

  • воспитание детерминировано культурой общества;
  • воспитание и обучение — два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
  • эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
  • эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу.

Воспитание — сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом [10, с. 145].

13 стр., 6471 слов

Эстетическое воспитание в системе формирования базовой культуры учащихся

... [27, с. 206]. Объектом исследования - эстетическое воспитание школьников. Предмет исследования - эстетическое воспитание в системе формирования базовой культуры учащихся. Цель работы - охарактеризовать сущность системы эстетического воспитания в отдельной школе. Задачи: раскрыть сущность понятий ...

Выделим наиболее распространенные виды и типы воспитания.

Выделяют несколько видов воспитания:

1. Умственное воспитание.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Задачи умственного воспитания:

1. Усвоение определенного объема научных знаний;

2. Формирование научного мировоззрения;

3. Развитие умственных сил, способностей и дарований;

4. Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

5. Развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

2. Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

1. Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

2. Повышение умственной и физической работоспособности;

3. Развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

4. Развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости);

5. Воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

6. Формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

7. Развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

3. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

4. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.

5. Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

6. Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность [3, с. 122].

Задачи эстетического воспитания;

1. Формирование эстетических знаний и идеала;

7 стр., 3148 слов

Развитие волевых качеств

... размышление и борьба мотивов, которые являются основным содержанием второй фазы в развитии волевого действия. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются ... с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие -- активизирующую и тормозящую. Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и ...

2. Воспитание эстетической культуры;

3. Формирование эстетического отношения к действительности;

4. Развитие эстетических чувств;

5. Приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

6. Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Таким образом, можно сказать, что воспитание является многогранным процессом, который известен во всем мире и является сложным по своей структуре.

Виды воспитания также многогранны. И каждый из них имеет важное значение в процессе обучения и воспитания человека. Мы увидели, что процесс воспитания трактуется по-разному и имеет ряд закономерностей. Поэтому следует учитывать, что воспитание носит серьезный и трудоемкий характер.

1.2Классификация методов воспитания.

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделим 3 группы методов воспитания:

Методы формирования сознания личности:

  • убеждение
  • рассказ
  • объяснение
  • разъяснение
  • лекция
  • этическая беседа
  • внушение
  • инструктаж
  • диспут
  • доклад
  • пример

Приведем методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения:

  • упражнения
  • приучение
  • педагогическое требование
  • общественное мнение
  • поручение
  • воспитательные ситуации

Выделим методы стимулирования поведения деятельности:

  • соревнования
  • поощрение
  • наказание

Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание.

Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.

Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

15 стр., 7383 слов

Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей

... объект среды. По утверждению В.И. Журавлева, средство воспитания «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс». В развитие этого положения А.Ф. Меняев ... и игре, какие необходимо усвоить путем научного анализа в учении, а что приобрести в процессе трудовой деятельности, когда ученик сознательно и целенаправленно изменяет материальные и ...

Упражнение — практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

  • Систематики упражнений
  • Содержания
  • Объема
  • Доступности и пассивности
  • Частоты повторения
  • Контроля и коррекции
  • Личных особенностей воспитанника
  • Места и времени выполнения упражнения
  • Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнения
  • Мотивация и стимулирование

(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

  • Прямые
  • Косвенные

Косвенные могут быть:

  • Требование совет
  • Требование в игровой форме
  • Требование доверием
  • Требование просьба
  • Требование намек
  • Требование одобрение

По результатам воспитания:

  • Позитивное
  • Негативное

По способу предъявлении:

  • Непосредственные
  • опосредованные

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

  • одобрение
  • ободрение
  • похвала
  • благодарность
  • награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь, школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

14 стр., 6875 слов

А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы ...

... семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи ...

Выделим следующие виды наказания:

  • связанно с наложение дополнительных обязанностей
  • лишение или ограничением прав
  • выражение моральных порицаний и осуждений

Формы наказаний:

  • неодобрение
  • замечание
  • предупреждение
  • обсуждение на собрании
  • отстранение от занятий
  • исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

1.3 Критерии эффективности воспитательного процесса.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих.

Следует отметить, что из всех перечисленных институтов именно воспитательная система школы способна стать основой для построения модели будущей новой системы отношений в российском обществе и государстве в целом.

В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни ребенка, которые определяют обучаемость и воспитанность детей, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Как показал анализ научной литературы, изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

При этом:

  • выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

  • анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);

  • выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

  • определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности ребенка.

    7 стр., 3147 слов

    Воспитание личности в коллективе

    ... задачи: 1. Изучить литературу по теме «Воспитание личности в коллективе». 2. Проанализировать опыты первых советских воспитательных коллективов. 3. Дать определения понятиям: группа-конгломерат, номинальная группа, ... в процессе коллективной деятельности дети легче бы приучались соблюдать правила и нормы поведения [10, с. 192]. В отечественной педагогике и психологии вопросы детского коллектива ...

При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации воспитательного процесса.

Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.

В заключении следует отметить, что наивысшим по значимости результатом воспитания является его переход в самовоспитание. Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у взрослого и несет ее далее по дороге собственного совершенствования. Хорошо организованное «воспитание» приводит к « самовоспитанию», можно даже сказать, что первое — показатель качественности второго. Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности, служащие одной цели – формирование необходимых качеств у подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций.

Выводы по 1 главе.

Изучив данную главу, мы рассмотрели понятие воспитания в широком контексте и в разных трактовках. Таким образом, воспитание является сложным многогранным процессом, который требует применения различных техник и методов, а также является одной из составляющих процесса обучения ребенка.

Также нами были рассмотрены типы и виды воспитания, цели и задачи каждого из рассмотренных видов. Важным, является то, что воспитание осуществляется как организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, в ходе которой воспитанники приобретают опыт социальной и духовной жизни.

Методы воспитания в рассмотренной классификации также различны. Иногда общие методы воспитания могут быть малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти пути воздействия и взаимодействия с детьми, максимально соответствующие конкретным условиям, позволяющие быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата.

При оценке эффективности воспитательного процесса необходимо определиться с критериями, по которым будет оцениваться воспитательная деятельность, и установить соответствие поставленных целей с достигнутым результатом.

Также мы выяснили, наилучшим результатом воспитания является возникновение у воспитанника процесса самовоспитания. Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания.

На основе вышесказанного, можем сделать вывод, что воспитание является сложным и многогранным процессом, требующим грамотного подхода, но также неотъемлемой частью в формировании личности подрастающего поколения.

10 стр., 4905 слов

Роль семьи в физическом воспитании детей

... для всех. Эти выступления могут затрагивать роль семьи в физическом воспитании детей, средств физического воспитания в семье, задач, которые стоят перед учениками в связи с сезоном, этапом работы школы, ... молодое поколение [3]. 1.4 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Как уже говорилось, для того, чтобы уроки физического воспитания были результативными, нужно включать в эту работу родителей. Нужно ...

Глава 2. Особенности семейного, социального, религиозного воспитания: общее и различное.

2.1. Понятие о содержании семейного и социального воспитания.

Специфика семейного воспитания.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье развиваются все личностные качества. В семье у него близкие люди, понимающие его и принимающие таким, каков он есть, — со всеми достоинствами и недостатками — там он свой. Как раз в семье ребенок получает базу знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка — это первая школа отношений с людьми. Поэтому в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости [9, с. 235].

Известна конкретная особенность семейного воспитания в отличие от воспитания социального. Спецификой семейного воспитания является органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. При этом проходит все этапы: от простых попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание еще имеет широкий временной диапазон влияния: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.

По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. С самого начала семья находится на чувстве любви, которое определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Тот, кто недополучил родительской любви вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Ребенок, наоборот из атмосферы чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности [5, с. 87].

Другой специфической чертой семейного воспитания считается тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. Это означает — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки. Несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

6 стр., 2554 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... безработицы. Это можно связать с чувством ответственности мужчины за содержание своей семьи. Глава 2. Социальный портрет безработного в России За последнее время в России практически не изменился ... 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил — главнейшими для человека в процессе его взаимодействия ...

Как показал анализ научный литературы, семья выступает и как социальный институт.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Главная, первая функция семьи — репродуктивная, а именно биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наравне с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

  • А) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • Б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • В) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • Г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
  • Д) духовного общества — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  • Е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • Ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • З) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [7, с.

334].

Основная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями понимается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, а именно определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него воздействуют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания считается развитие таких качеств личности, которые поспособствуют преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Формирование интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое развитие, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Содержание семейного воспитания включает все направления. В семье происходит физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По ходу дела родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; развивают опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Главное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в основе воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание [4, с. 146].

Семейному воспитанию присущи свои принципы. Самые общие из них:

1. Гуманность и милосердие к растущему человеку;

2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

3. Открытость и доверительность отношений с детьми;

4. Оптимистичность взаимоотношений в семье;

5. Последовательность в своих требованиях;

6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейному воспитанию присущи свои методы и приоритетное использование некоторых из них. Сюда относятся: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие. Отбор идет индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Частицей воспитательного потенциала семьи считаются внутрисемейные отношения — главный фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества. Для оценивания внутрисемейных отношений психологи выдвигают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, которая включает такие виды внутрисемейных отношений, как интеллектуальные, эмоциональные и волевые [11, с. 312].

Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.

Выделим главные показатели эмоциональных связей и отношений: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

Символом волевых отношений считают: способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод. Состояние внутри семейных отношений проявляет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

Поэтому воспитательный потенциал семьи — это «специфика семьи, которая определяет ее воспитательные предпосылки и может в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Любая семья обладает присущим только ей воспитательным потенциалом, определяющийся сочетанием различных факторов, которые определяют жизнедеятельность семьи. Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется при помощи ряда педагогических и социально-психологических механизмов. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся [13, с. 52].

Исходя из вышесказанного, можно выделить значимость семейного воспитания. Семья является основой в процессе воспитания. Большая часть всех наших умений берет начало в семье. Как принято в семье, так ребенок и будет вести себя в обществе. Это одно из основных компонентов в системе воспитания.

Специфика социального воспитания. Развитие человека — сложный процесс, движущими силами которого являются два важных фактора — наследственность и среда, которые являются и источниками, и условиями развития. Превращение биологического индивида в социальный субъект происходит в процессе социализации [1, с. 52]. Социализацию личности определяют и как процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта, и как усвоение индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [11, с. 14].

В психологии социализация личности рассматривается как процесс получения опыта социальных отношений и освоение социальных ролей, которые происходят в сферах деятельности, общения и самопознания. Это происходит путём освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых, где в процессе социализации у ребёнка формируется социальный опыт самоопределения и самоутверждения [3, с. 39].

Социальное воспитание является одним из главных сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Это приобщение индивида к миру человеческих ценностей и взаимоотношений с ними при сознательном самоопределении [9, с. 49].

Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов самоутверждения, определения приоритетов. В отличие от понятия «социализация личности», это более узкий и дискретный процесс, включающийся в общий процесс социализации как важное условие развития, саморазвития и формирования личности. Если приобщение человека к обществу личности связано с усвоением жизненного опыта, обретением социальных качеств, нужных для адаптации в общественной среде, то социальное воспитание в этих условиях проявляется как процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды со способностью изменять среду и приводить её в соответствие со своими личностными особенностями.

Другие авторы определяют социальное воспитание как социально-психологическую адаптацию, которая связана с вхождением личности в другое условно-смысловое поле. Л.В. Мардахаев считает, что процесс активного приспособления индивида к условиям общественной среды происходит путём усвоения целей, ценностей, норм и стиля поведения, которые приняты в данном социальном сообществе.

В широком смысле слова социальное воспитание состоит из всех видов воспитания (нравственное, трудовое, физическое).

Базовая цель социального воспитания заключается в развитии и формировании личности, которая способна целиком выполнять систему социальных ролей, осваивать ею основой культуры и баз социального развития общества.

Важнейшее значение для социализации и социального воспитания ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, затем он осваивает все новые и новые среды — дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется [12, с. 92].

Причем, ребенок все время ищет и находит ту среду, которая для него наиболее удобна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением.

Для процесса социализации особое значение имеет, какие установки развивает та или иная среда, в которой бывает ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде — положительный или негативный.

В социальной педагогике и психологии общество, общественная среда исследуется с точки зрения процесса включения ребенка в нее через близкую социальную среду, в социум в целом. С этой стороны основным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия.

Среда — это не только улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда — это еще и самые разные общности людей, характеризующиеся особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной точки зрения, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени воздействует на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно [1, с. 17].

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует социальному статусу, а именно той позиции, которую он занимает в обществе. Некоторые статусы имеются с рождения. Таким образом, врожденный статус может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией. Другие (приобретенные) статусы определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно. Статус определяет поведение человека в обществе, и окружающие люди ожидают от человека в определенных ситуациях определенного поведения.

Такое ожидаемое поведение, которое обусловлено статусом человека, называется социальной ролью. Усвоение различных социальных ролей считается важной частицей процесса социализации личности. В социуме имеются статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные [2, с. 117].

Важная роль, осваиваемая ребенком в процессе своего развития — это член семьи и член коллектива. В семье, в детском саду, в школе, в спортивной секции, в детских организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена семьи, группы, товарища, друга, ученика, лидера.

Кроме этого, любой человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни все время имеет необходимость в том, что ему нужно для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое. Принятие этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства. Важная социальная роль — быть гражданином своего отечества. Могут быть и другие социальные роли, осваиваемые ребенком, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы и в учебных заведениях профессионального образования.

Принятие ребенком ролевого поведения способствует включенности в социальные отношения, потому что дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Как показал анализ научной литературы, социальная адаптация считается необходимым условием и итогом положительной социализации ребенка, которая происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере коммуникации происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение разными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, развитие самооценки [14, с. 96].

Социальное развитие ребенка протекает по двум взаимосвязанным ориентирам: социализации и индивидуализации: в процессе социализации, социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все»; но параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно развивается другая объективная потребность — показать себя. Если при вливании ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды.

В результате воспитания, самовоспитания и воздействия других социальных факторов происходит процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», а именно его социализация. При этом, чем значительнее и многообразное влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

Поэтому в процессе развития ребенка в обществе должна осуществляться его социализация, включающая в себя общественную адаптацию. Но вдруг этого не происходит, проявляется другое явление -дезадаптация, тогда появляется необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Развитие человека как личности требует от социума постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, бурно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания никак не укладывается без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного влияния на процесс формирования, искажения его подлинной человеческой природы.

Таким образом, можно сказать, что социализация или же социальное воспитание в данном случае процесс односторонний. Ребенок получает социальное воспитание по средствам врастания в общество, в общественные нормы и традиции. Так, получается, что мы присваиваем нормы общества, только если относимся к нему и принимаем в нем участие. Для этого мы применяем нормы этого общества и вносим свои.

2.2 Содержание и методы религиозного воспитания.

Религиозное воспитание — целенаправленное и планомерное взращивание верующих при помощи внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание считается составной частью относительно контролируемой социализации. В основе религиозного развития находится феномен удвоения мира и его сакрализации, а именно наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделим два уровня религиозного воспитания — рациональный и мистический.

Рациональный уровень включает в себя три основных элемента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику.

Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь так, как он в нём проявляется. Мистический уровень в особенно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень религиозного воспитания в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются разные формы, многие из которых схожи по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры), но приобретают сакральный смысл, когда наполняются особенным для религиозного воспитания содержанием.

Религиозное воспитание осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде религиозным воспитанием занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины) [13, с. 342].

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих развивается специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, специфика мышления и поведения, стиль жизни, а еще стратегии адаптации и обособления в социуме.

Содержание и методы религиозного воспитания в дошкольных учреждениях мало разработаны, в связи, с чем намечается тенденция подмены воспитания религиозности религиозным культом, частицы которого часто бездумно насаждаются в детскую жизнь.

Грамотное решение проблемы религиозного воспитания в учреждениях требует подготовки специалистов широкого кругозора, компетентных и в вопросах религиозно-нравственного воспитания.

Религия, в самом общем смысле, является одной из форм общественного сознания, которая подразумевает признание дихотомий: земное — небесное, плотское — духовное, священное — профанное. Ее составляющими считается религиозность и религиозный культ. Если религиозность — это образ мыслей и чувствований, в основе которых находятся универсальные представления (совесть, любовь, надежда, мир, справедливость), то религиозный культ включает в себя систему знаков, символов, сакральных действий, текстов (молитв, заклинаний), песнопений, которые имеют в основе себя цель достичь желаемого результата, чаще всего с помощью верховных существ (богов, духов, ангелов).

Бытует мнение, что религиозность — врожденное чувство человека. Как говорил один православный священник, «душа от рождения христианка», а именно религиозность в скрытом состоянии сначала находится в каждой душе и нуждается в пробуждении и взращивании [8, с. 42].

Исходя из этого, религиозность можно и нужно воспитывать, это необходимо как отдельной личности, так и обществу в целом. Здесь в первую очередь следует отметить фактор нравственности как законодательную основу религии. При этом гражданские законы постоянно меняются.

Но социума важно, чтобы было что-то постоянное. Это постоянное и есть религия. Светское законодательство не может заменить мораль, а она не может быть без ценностных категорий, а именно направления на конечные цели и устремления. Здесь говорится о моральном фундаменте общества и определении того значения, которое имеет жизнь в самых глубоких ее основах.

Как показал анализ научной литературы, другим важнейшим свойством религии является то, что в сущности своей она всегда коллективна, социальна. Религия будит социальные чувства, культивирует коллективные представления. Ее интегрирующая роль безоговорочна, тогда как современная жизнь оказывает огромное давление на людей, чтобы разобщить и изолировать их друг от друга, чтобы порвать общественные связи. Распад религии — угроза распада социальных связей. Это особенно существенно в связи с все возрастающей индустриализацией и урбанизацией современного общества, явно и резко дифференцирующих это общество.

С коллективностью крепко связано такое важное свойство религии как иерархичность. Если рассматривать иерархичность не только как порядок подчинения низшего высшему и вообще расположение от низшего к высшему и наоборот, а как многоуровневую систему, которая подчиняется конкретным законам дифференцирования и интегрирования уровней, то оказывается, что иерархичность не только пронизывает все общественные системы, но является одним из принципов, которые управляют жизнью любого человека.

Религия считает прообразом всем знакомой светской иерархии иерархию небесную и подобную ей на земле церковную иерархию, чин которой «требует, чтобы одни очищались, другие очищали; одни просвещались, другие просвещали; одни совершенствовались, другие совершенствовали; каждый, сколько ему возможно, подражая Богу».

Следует подчеркнуть, что сила религии выходит не из каких-то ее утилитарных достоинств, а из направленности на общечеловеческие ценности. Раннее приобщение к коллективности и иерархичности помогает социальной интеграции личности, предотвращает изоляцию, чаще всего приводящую к крайнему индивидуализму, деградации, потери смысла жизни и к самым плачевным результатам — от неврозов до общественных преступлений [12, с. 67].

Поэтому очевидно, что религия не является продуктом социального договора, однако она не является и только обобщенной системой человеческих взаимодействий или космологических значений. Воздействие религии исходит из того факта, что еще до идеологии или других видов светских верований она стала средством сплочения людей в единый неделимый организм, явившись тем самым чувством священного, которое стало основой коллективного сознания людей.

Представьте, что религиозное чувство является врожденным, тогда взрослым — педагогам, психологам, родителям необходимо эту врожденную религиозность проявить, не спугнуть, не загнать внутрь, не придать ей какие-либо искаженные формы, а поставить ее на службу формированию полноценной самодостаточной личности, настолько важной нашему обществу. Так как общество состоит из личностей, несостоявшиеся, несчастные, неполноценные личности создают вкупе неполноценное, несостоявшееся, несчастное общество.

Стоит глубже рассмотреть такое свойство религии как коллективность, «единение». Известно, что оно считается тоже фундаментальным свойством человека в целом. В привитии коллективности стоит учитывать возрастные особенности и возможности ребенка. В момент, когда отношения между детьми складываются на основе взаимной симпатии, проблем не возникает. В другом же случае воспитатель, увидев «напряженность», должен стремиться поставить между членами детского сообщества доброжелательные, дружелюбные, «равные» отношения, основанные на взаимопомощи и на взаимопрощении тех мелких обид, которые чаще всего больно ранят детскую душу. Нужно с ранних лет приучать ребенка жить соответственно Евангельскому постулату: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Принято, что нравственность исходит из религиозности, но абстрактные религиозные понятия недоступны детям дошкольного возраста, считают возможным воспитывать у них религиозность методом воспитания нравственности, постепенного приобщения к моральным ценностям.

Базовым методом воспитания нравственности является метод «добрых дел», один из основных «доброго образа жизни». Эти «добрые дела» включаются в иерархическую цепочку: старшие заботятся о младших, младшие учатся уважать старших. Взаимные обязательства между детьми, между взрослыми и детьми, которые определяются и поддерживаются педагогами, содействуют также воспитанию коллективизма.

Иногда дети отказываются от участия в такого рода действиях, за что их часто наказывают не позволительным образом. Ребенка нельзя наказывать оскорбительно, а тем более физически; это обычно приводит к его озлоблению. Абсолютно нельзя в качестве устрашения применять имя Божье, «Бог накажет» — не аргумент для ребенка, а непонятная угроза, которой нужно избегать. «Страх Господень» как «начало премудрости» недоступен пониманию ребенка особенно дошкольного возраста. На детей почти с той же силой действуют угрозы, например, «придет доктор и сделает укол» или «полицейский придет и заберет тебя», а тем более услышанное нами в одном из детских садов: «Придет черт и накажет!» [15, с. 85].

Стоит учитывать, что запугивание как метод воспитания вряд ли принесет пользу, зато наверняка нанесет вред психике, здоровью ребенка, травмирует его нервную систему.

Необходимо знать, что человек является творением Бога. И человек может поступить плохо, но это вовсе не значит, что он плохой. Это одно из основных положений христианской догматики, хорошо известное также психологам, должно быть применимо и в воспитании детей дошкольного возраста.

«Наказание», если оно необходимо, должно состоять, например, во временном отстранении от общей деятельности; можно отложить посещение развлекательного аттракциона. Но детям следует пояснять причину наказания и продумывать его меру и длительность в каждом отдельном случае.

Одним из эффективных методов нравственного и религиозного воспитания являются игры, в первую очередь сюжетно-ролевые, моделирующие различные жизненные ситуации, в том числе и «добрые дела», подвижные (командные), а в старшем возрасте и интеллектуальные, в которых каждый играющий ответственен за всех и за конечный результат. Роль ведущего, капитана команды следует предоставлять попеременно всем игрокам, что важно для воспитания чувства коллективизма и особенно столь трудно воспитуемой толерантности, которые принято рассматривать как «ядро» религиозности и нравственности.

Известно, что игра как метод воспитания религиозности и нравственности у детей дошкольного возраста до сих пор не исследована. Но очевидно, что как «добрые дела», возрастая от простых к более сложным, так и «добрые привычки», приобретенные в должным образом подобранных и организованных играх, готовят ребенка к принятию нравственных категорий, являющихся, как уже отмечалось, в основе своей религиозными, и регулирующих сознание и поведение человека во всех сферах жизни.

Пытаясь приобщить детей к религии, что само по себе необходимо, некоторые дошкольные учреждения подменяют понятие религиозности религиозным культом, элементы которого бездумно насаждают в детскую жизнь.

Логично, что ребенок далек от кощунства, просто он в силу возрастных особенностей не может осознанно выполнять требования культа: религиозный культ в основе своей символичен, и это сложная, зачастую непостижимая даже для взрослых символика. Так как ребенок на интеллектуальном уровне не может ее осилить. Предъявление к ребенку не соответствующих возрасту требований часто приводит к механическому, формальному отношению к их выполнению [6, с. 152].

Но известно, что заведомое принижение религиозной символики особенно священных писаний, до бытового уровня, как это делается, например, в широко распространенных книжках с картинками, являющимися в сущности своей комиксами, китчем, нежелательно и даже опасно.

Оно исключает из присущей религии дихотомичности основополагающие элементы — духовность, священность, оставляя одну профанность. Это развивает у детей неправильные, односторонние ощущения и представления, которые приводят потом к обедненному и приниженному мировоззрению.

Многие ученые считают, что первобытные религии, которые основывались на одушевлении животных, растений и сил природы часто давали пищу для развития духовности. Это было как бы «детство» всех религий. И, естественно, человек в своем физическом детстве может легко воспринять основы религиозного мировоззрения признание двух миров — видимого и невидимого — становится для ребенка привычным. Это явление используется как метод воспитания первоначальной религиозности у детей дошкольного возраста. К тому же такой метод приобщения детей к религии будет способствовать развитию у них творческой фантазии, художественного мышления, утончению эстетических чувств.

Если рассмотреть вышесказанное, то детский сад не может брать на себя функцию воспитания культовой религиозности, и в целом вводить религию как обязательный элемент воспитания дошкольников не следует. Известно, что самодеятельное включение частиц культа имеет не убедительный вид, поверхностно и вряд ли помогает воспитанию сознательной личности, сознательного члена общества.

Невозможно не согласиться также с тем, что право приобщения ребенка к той или иной конфессии имеет семья. И то, как она это делает, зависит от ее интуиции, религиозных представлений, моральных ценностей. В этих вопросах желательно сотрудничество семьи и детского сада [1, с. 52].

С целью грамотного решения главных из изложенных проблем нужно воспитать специалистов весьма широкого кругозора, компетентных и в вопросах религиозно-нравственного воспитания.

Можно подвести итог следующим:

  • религиозность, как важнейшая составляющая религии, может и должна быть воспитываема в дошкольном возрасте;
  • в условиях дошкольного учреждения следует содействовать воспитанию религиозных чувств доступными возрасту средствами;
  • для осуществления полноценного воспитания дошкольников нужна подготовка кадров, которая нуждается в создании научной основы религиозно-нравственного воспитания [8, с. 252].

Таким образом, стало ясно, что религиозное воспитание не только важно, но и нужно. Так как оно напрямую влияет на мировоззрение и поведение человека не только в семье, но и в обществе. Но воспитание религии не следует прививать ребенку с малых лет в общественных учреждениях, чтобы не вызвать недопонимание у ребенка самой главной сути и не привить ему негативное отношение к религии. Если этим занимаются родители, то это на их совести. Они должны четко понимать значимость и важность того, что важно для ребенка и как он усвоит это.

2.3. Сходства и различия семейного, социального и религиозного воспитания.

Значительно различаются семейное, религиозное, социальное, воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, еще и большей мере не сформулировано имеющимся любому из этих видов воспитания в конкретном обществе. Обозначенные виды воспитания сильно отличаются характером основной взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, осуществляемое в религиозных организациях, взаимосвязь священнослужителей с верующими и верующих между собой имеет конфессионально-общинный характер, а именно она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, которые складываются в соответствии с вероучительными принципами. Социальное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных — организаций, органов управления) имеет институционально-ролевой характер. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб» [13, с. 352].

Таким образом, очевидно, что различия между всеми видами воспитания большие. Начиная с формы, целей и принципов и заканчивая основными ориентирами каждого из воспитания. У каждого из предложенных видов воспитания разные задачи и цели, а главное принципы самого процесса воспитания. Этим принципиально и различаются семейное и религиозное воспитание, а также и социальное. Социальное воспитание — процесс социализации, который характеризуется присвоением социальных норм и навыков. А воспитание семейное более широкое, важное имеет направление. И, естественно, более значимых характер. Что касается религиозного воспитания, то оно тоже значимо, но по сравнению с семейным воспитанием имеет менее широкое значение, хоть и тоже важно.

Сходства всех этих видов воспитания заключаются в том, что воспитание важный процесс. И человек, который занимается воспитанием должен учитывать то, чем больше он освоит и примет, тем развитее будет. Что также отложится и на его статусе в обществе. Поэтому важно учитывать и то, что сходство заключается в том, что воспитание направлено на воспитывание и развитие тех или иных особенностей в человеке. Привития ему социальных, семейных и религиозных навыков, которые необходимы для человека, как личности.

Выводы по 2 главе.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем подчеркнуть, что воспитание только из семьи невозможно. Социальное и религиозное воспитание играет немало важную роль в процессе становления личности. Человек воспитанный занимает высокий статус в обществе. Развивается как личность и индивидуальность.

Но важность семьи как социального института неоспорима. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

При получении социального, общественного воспитания человек вливается в общество, принимая из него все нормы, навыки и ценности. При этом меняясь изнутри и меняя свое отношение и положение в социуме.

Благодаря религиозному воспитанию мы обогащаемся духовно, морально. Принимаем ценности религии. Так мы получаем человека всесторонне развитого в процессе воспитания.

Среди плюсов есть и минусы внутри воспитания каждого из видов. Например, привитие того или иного вида воспитания ребенку несет в себе глубокий смысл и глубокую систему для того, чтобы воспитать человека правильно, необходимо учитывать все плюсы и минусы каждого из видов воспитания.

Например, при семейном и религиозном воспитании необходимо учитывать возраст ребенка и контингент семьи и воспитуемых. Также стоит изучить то, где и в каких учреждениях ребенку будут прививать навыки того или иного вида воспитания. Чтобы ребенок усвоил правильно тот смысл воспитания, который он в себе и несет.

Также стоит учитывать и то, насколько воспитуемый несет в себе правдивые представления о ценностях воспитания и их значимости.

На основе вышесказанного, сделаем вывод, что всестороннее и гармоничное развитие личности будет наиболее эффективным при учете особенностей развития личности ребенка в процессе воспитания, включении детей в личностно-значимые виды воспитательной деятельности, целенаправленном воспитательном процессе по трем основным направлениям — семейном, социальном, духовно-нравственном (религиозном) и учете специфических особенностей каждого из видов воспитания.

Заключение.

В данной работе мы изучили особенности семейного, социального, религиозного воспитания. Также мы рассмотрели закономерности сходств и различий между ними. Из этого очевидно, что процесс воспитания очень многосторонний и сложный. Это важно учитывать при воспитании ребенка и привитии ему определенных знаний и навыков.

Воспитание имеет широкий спектр понятий. Эти понятия в разных сферах и направлениях трактуются по-разному. В педагогическом контексте его рассматривают следующим образом:

  • воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, которые обеспечивают нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду;
  • Воспитание имеет ряд особенностей, которые отличаются по составу и направленности. Кроме того, необходимо учитывать возраст, пол, семейное положение, статус и так далее.

Прививая ребенку те или иные знания в процессе воспитания, следует учитывать и то, как это будет оцениваться в социуме. Так как социальные нормы на данный момент играют важную роль в жизни личности.

При привитии религиозной культуры ребенку также стоит учесть, что правильно будет преподнести на конкретный период возраста. А что следует отложить. Потому как ребенок может понимать что-то буквально, а что-то вовсе не принимать, особенно если при помощи азов воспитания того или иного вида (семейного, социального, религиозного) взрослый будет запугивать ребенка или наказывать, то воспитание обернется лишь возникновением проблемы.

Таким образом, стоит учитывать все особенности, сходства и различия, критерии и направленности воспитания ребенка.

В результате, в ходе выполнения работы, цель и задачи были выполнены, гипотеза подтверждена.

Список используемых источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-semeynyih-i-obschestvennyih/

Нормативные документы.

  1. Закон ФЗ-273 «Об образовании» 2014г.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  3. Семейный Кодекс РФ.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-semeynyih-i-obschestvennyih/

1. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. — 2011. — № 3. — С. 39-50.

2. Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. — 2011. — №9. — с. 27-40.

3. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Педагогика, 2010. — 430 с.

4. Куприянов Б.В. Методы воспитания как структуры взаимодействия взрослого и ребенка // Демократическая школа. — 2014. — №2. — C. 33-38.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах: Т. 1. — М.: Педагогика, 2012. — 296 с.

6. Любицына М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. — Л., 2008.

7. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия / А.В. Мудрик // Классный руководитель. — 2002. — №5. — С. 4-11.

8. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. — 2010. — Вып. 6. — С. 51-56.

9. Селиванов Б.В. Этика. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. — 190 с.

10. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 2013. — 687 с.

11. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции: сбор. науч. тр. / под ред. М. Г. Плаховой, Ф.А. Фрадкина. — М.: ИТПИМИО, 2009. — 147 с.

12. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. — М.: АПН СССР, 2000. — 183 с.

13. Титова Л.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. — Челябинск: Изд-во ГПУ, 2014. — С. 108-111.

14. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия // Воспитание школьников. — 2011. — №6. — С. 27-36.

15. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 2010. — 234 c.