«Теория и методика физической культуры»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Рассмотреть идеомоторный и аутогенный метод в физической культуре.

Выявить место идеомоторного и аутогенного метода в процессе физической культуре.

Новизна работы заключается в том, что впервые использовалась инновационная методика идеомоторной тренировки для повышения технического мастерства, обучающихся физической культуры при обучении двигательным действиям, определены основные условия, обеспечивающие эффективность реализации данной методики.

  1. ГЛАВА. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Особенности

Метод — это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях.

Методический прием — решает частные задачи, в конкретных условиях.

Методика обучения — это система методов, методических приёмов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному действию.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

Методы физического воспитания — это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Общепедагогические методы физического воспитания:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

5 стр., 2469 слов

Роль художественной литературы и фильмов в воспитании и обучении ...

... художественной литературы и фильмов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста». Провести практическое исследование задачи. Проанализировать результаты проведенного исследования и сделать выводы. 1. Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Художественная литература открывает и объясняет ребёнку ...

Специфические методы физического воспитания:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме)

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

Словесные методы используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.

17 стр., 8450 слов

Средства и методы физического воспитания (2)

... и методы физического воспитания. Основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; ... на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от ...

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.

Описание — это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.).

Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Преподаватель логически правильно формулируют вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносить в них коррективы. Подводить итог беседы. Формулирует выводы. Учащиеся осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно, логически и грамотно формирует ответы и обобщения. Осмысливает выводы.

Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).

Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.

4 стр., 1709 слов

Психофизиологические основы обучения двигательным действиям

... три этапа, но это только общая схема процесса обучения. В зависимости от изучаемых двигательных действий, стоящих задач и контингента занимающихся структура обучения конкретизируется. В одних случаях обучение завершается на первых двух этапах (если ...

Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз).

Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.).

Указания чаще всего применяют в начальной школе. В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.

Методы наглядного воздействия

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3) методы направленного прочувствования двигательного действия;

4) методы срочной информации[25].

Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения).

Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

5 стр., 2413 слов

Влияние физических упражнений на организм человека

... центральную нервную систему проходят центростремительные импульсы, несущие текущую информацию по ходу самого движения. Важнейшим эффектом совершенствования мышечной системы под влиянием физических упражнений является повышение остроты мышечного чувства. 1.5 Влияние физических упражнений на нервную систему организма В процессе упражнений ...

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).

Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.

6 стр., 2793 слов

Составление и обоснование индивидуального комплекса физических ...

... указанных методов в ЛФК определяется состоянием больного, правильным подбором методики. 2. Составление индивидуального комплекса упражнений лечебной физкультуры 2.1 Построение частных методик ЛФК ... так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма. 4.Длительностьприменения физических упражнений, так как восстановление нарушенных ...

Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.

Готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.

Специфические методы физического воспитания

Методы строго регламентированного упражнения являются основными методическими направлениям в процессе физического воспитания. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

4) избирательно воспитывать физические качества;

5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1) методы обучения двигательным действиям;

2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный;

3)сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

4 стр., 1871 слов

Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании

... темы «Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании» Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования Задачи: 1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов 2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов 3. Рассмотреть применения игрового и соревновательного методов При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных ...

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

13 стр., 6409 слов

Специфика средств и методов воспитания силовых способностей юных гимнастов

... разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений прыгунов Тема: Специфика средств и методов воспитания силовых способностей юных гимнастов. ...

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).

Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

4 стр., 1677 слов

Комплексы дыхательных упражнений в лечебной физической культуре

... продолжительность). Лечебная физическая культура противопоказана в острой стадии большинства заболеваний, при тяжелом течении хронических заболеваний, при злокачественных опухолях мышц. 4.Дыхательные упражнения. Ниже представлен ряд дыхательных упражнений : Упражнение 1 В процессе овладения ...

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется -60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз .

Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

Игровой метод в физическом воспитании дошкольников и школьников

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие черты:

* Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (смысловой линии поведения в игре, намечающей главные направления действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

* Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно. Отсюда вытекает самостоятельная импровизация занимающихся в соответствии с условиями.

* Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется — а при определенных условиях и формируется — ряд этических качеств личности

* Особенности регулирования воздействующих факторов, игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения[25].

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность[22].

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

2.3 Соревновательный метод в физическом воспитании

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.[18]

Соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Соревновательный метод имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания)[10].

Основные, определяющие черты соревновательного метода:

* Конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

* Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных не соревновательных[14].

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

* Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления[17].

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.

1.2. Идеомоторный метод

Идеомоторная тренировка – мысленное повторение двигательных действий. Принципы построения: — создавать предельно точный образ движения, — связь с мышечно-суставным чувством, — мысленное представление необходимо сопровождать словесным описанием, — овладение новым техническим приемом в позе, близкой к реальной, — перед выполнением упражнения не следует думать о его результате.

Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым подспорьем для подготовки спортсменов, и эту способность необходимо развивать.

Некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. В добавление к мысленному представлению своих движений путем визуальных представлений большинство спортсменов используют и мысленную самооценку кинестетических ощущений, связанных с воспоминанием о выполнении того или иного движения.

Очень важно для спортсмена иметь в своем арсенале способность к развитию и совершенствованию тех ощущений, которые соответствуют выполнению определенной деятельности. А это также отдельный аспект спортивной тренировки. Многие тренеры помогают своим воспитанникам заблаговременно вывести на необходимый уровень напряжение соответствующих мышечных групп. Спортсмены, которым необходимо повысить свою эмоциональную настройку перед выходом на старт, стараются представить себя в ответственных соревновательных ситуациях.

Те же спортсмены, кому, наоборот, надо снять излишнее напряжение, стремятся увидеть себя отдыхающими или выполняющими упражнения в спокойных условиях.

Для понимания сущности идеомоторной тренировки нужно определить разницу между мысленным представлением движений и обычным процессом образных представлений человека. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.

Визуальные и кинестетические мысленные представления реальных движений рекомендуется использовать гимнастам, акробатам, поскольку для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия. Мысленное повторение применяется для того, чтобы помочь спортсменам путем воспроизведения зрительных и кинестетических представлений лучше усвоить особенности техники выполнения сложного движения.

Развивая свои способности к образному представлению тех или иных ситуаций, вы через некоторое время обнаружите, что легко можете воспроизводить их в своей памяти. Вместо того, чтобы запоминать группы отдельных образов, а уже потом создавать из них в своем сознании целые картины, вы, напротив, можете видеть сразу полную картину действий в их развитии, а в случае необходимости вычленять из нее отдельные кадры.

Достижению успеха в идеомоторной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий.

Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления. Закономерности:

  • Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.

  • Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.

  • Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.

  • При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.

  • При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.

  • Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.

  • Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.

Идеомоторная тренировка и настройка к действию

Непосредственная подготовка к спортивному движению несет в основном психологическую направленность. Именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки к движению в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная или техническая.

Выделяется два этапа в непосредственной подготовке к движению. Задача первого этапа сводится к улучшению функциональных возможностей спортсмена и работоспособности организма. На этом этапе используются следующие средства: ходьба, бег, прыжки. Это есть так называемая разминка.

Задачей второго этапа является установление оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью центральной нервной системы.

Для составления индивидуальных идеомоторных программ необходимо знать, какими мыслями должно быть занято сознанием спортсмена. У большинства спортсменов в мыслительной деятельности центральное место занимает представление о предстоящем движении и тактическом действии.

Спортсмены высокой квалификации имеют четкие представления о технике хорошо освоенных движений. В содержание их входят: представления общего контроля движения в целом, пространственные параметры (амплитуда), временные (быстрота), пространственно- временные (темп), силовые (напряжение).

Большая часть спортсменов перед стартом стремятся представить основные моменты предстоящего движения, акцентируют внимание на точности воспроизведения силовых и мышечно- двигательных усилий заданной программы.

Принципы идеомоторной тренировки

Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые пришли к убеждению ее необходимости в результате длительных эмпирических поисков. Низкоквалифицированные спортсмены не имеют навыков ее проведения.

Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, индивидуализации. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:

  1. Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьезного отношения к методу.

  2. Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.

  3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными.

  4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.

  5. Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально- психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют ее чаще и намного эффективнее.

  6. Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно- двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.

  7. Принцип вербализации. Проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.

  8. Принцип дозирования. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания — однократно.

Методические рекомендации по идеомоторной тренировке, При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи:

Задача 1- создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать ее в тренировочном процессе.

Средства — беседы. Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике — неправильное или расплывчатое представление о движении. Спортсмены, неумеющие сосредотачивать свое внимание на деталях техники движения, не способны прислушиваться к своему телу. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений.

Средство — анализ тренировочных занятий. Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нем нередко закрепляются ошибки. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать свое состояние.

Средство — анализ специальной разминки. Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют ее суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток.

Средство-сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения. Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно- двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они способствуют оптимальному варианту техники.

Задача 2- научить спортсменов находить в движении основные моменты.

Средство: объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчет спортсмена

Задача 3- развитие у занимающихся умений вызывать мышечно- двигательные представления и ощущения., Средства: самоанализ, самоконтроль. Мысленное выполнение упражнений и действий.

Итак, головной мозг — орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Цвет и сенсорная репродукция

Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволило использовать цветовые предпочтения в качестве диагностических методов. С. В. Чермяниным в 1982 г. была предложена методика «Контрасты», в основе которой лежат предпочтения сочетаний различных цветов, выражаемые в 10-балльной шкале и характеризующие эмоциональное состояние, а также некоторые «базисные» свойства обследуемых. Получаемые с помощью методики «Контрасты» показатели достоверно и разнонаправленно коррелируют с тревожностью, стрессоустойчивостью, некоторыми вегетативными индексами и показателями межличностного восприятия. Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различных факторов, в то же время у каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности.

В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих пациентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет костюма, галстука и т. д.).

В отдельных случаях «социализированные» (и поэтому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении).

При гетерогенных занятиях и заданиях на дом по аутогенной сенсорной репродукции используемые образы необходимо целенаправленно «окрашивать», давая пациентам обоснованные рекомендации. При отсутствии таких рекомендаций пациенты «окрашивают» образы самостоятельно, при этом не всегда адекватно. В этих целях на основании рекомендаций Г. Филинга и К. Ауэра и собственного опыта нами предлагается использовать данные о психоэмоциональном воздействии цвета, приведенные в табл.

С учетом клинико-психологической направленности сюжетная развертка седативного характера, используемая в процессе групповых занятий, приобретает следующий вид (используется на фоне состояния релаксации): «Представьте себе как можно ярче — теплый летний день…, голубое-голубое небо…, неяркое летнее солнце…, слегка розовеющие по краям облака… Вы стоите на ровном бескрайнем поле…, теплой коричневой земли почти не видно — повсюду мягкая зеленая-зеленая трава…, как можно ярче представьте — зеленая-зеленая, до самого горизонта…, невдалеке от Вас зеленеет лес…, сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы…» и т. д. Аналогичные рекомендации даются в заданиях на сенсорную репродукцию при самостоятельных занятиях и при использовании метода внушенных сновидений (см. ниже).

В ряде случаев важно обратить внимание пациентов на целесообразность сознательного выбора цвета одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т. д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. Художественно одаренные личности, тонко и чутко воспринимающие окружающий мир, нередко прибегают к подобным приемам. Так, известный автор детективных романов — Жорж Сименон, — по его признанию, для повышения работоспособности часто надевал по утрам красную пижаму. Красный цвет оказывал на него сильное мобилизующее воздействие: «Мне нередко случалось, не вылезая из красной пижамы, писать вот таким образом по шесть-семь рассказов в день».

Известно также, что еще В. М. Бехтерев использовал цвет в целях усиления психотерапевтического воздействия на эмоциональное состояние своих пациентов. В клинике нервных болезней Военно-медицинской академии до сих пор сохранилась комната, где В. М. Бехтерев проводил сеансы психотерапии. В этой комнате есть выдвижные рамы со стеклами красного и синего цвета.

У больных в состоянии депрессии намного улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном свете и, наоборот, синий свет благотворно действовал при возбуждении.

Подведем итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:

во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных — опорных — элементов в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу — физическому исполнению движения — можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо «размяты» мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод «проб и ошибок».

Что касается сенсорной репродукции и цвета, при всех спорах о различиях в действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны — у красного цвета, затем у оранжевого и желтого и т. д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) — успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать пациентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет, как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.

1.3 . Аутогенный метод

Одним из эффективных методов обретения навыка владения собой, несомненно, является аутогенная тренировка (сокращенно AT).

Названное понятие было введено создателем этого метода – немецким психотерапевтом Иогансом Генрихом Шульцем.

Методика аутогенной тренировки позволяет быстро вызывать:

  1. полное расслабление мышц тела;

  2. ощущение тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус кровеносных сосудов;

  3. произвольная регуляция ритма сердечной деятельности;

  4. воздействие на глубину и ритм дыхания;

  5. умение вызывать чувство тепла в области живота и прохлады в области лба (Шульц И.Г., 1985).

Аутогенная тренировка применяется для восстановления трудоспособности после утомления, для регуляции эмоционального состояния и упражнения воли, для борьбы с бессонницей.

В основе аутогенной тренировки используется метод самовнушения. Наиболее благоприятным временем для самовнушения является период после ночного сна и перед засыпанием. Кроме утренних и вечерних часов, аутогенную тренировку можно проводить до 2 — 3 раз в течение дня в зависимости от распорядка жизни. Чтобы достичь максимального эффекта, необходимо заниматься ежедневно независимо от самочувствия. Обучаться AT следует в позе, способствующей расслаблению. Наиболее удобным положением для тренировки является положение, лежа, второе положение — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками.

Нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все скелетные мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь, друг друга, локти немного округлены.

Овладению AT может препятствовать погружение в пассивное, неконтролируемое состояние дремоты и сна. Чтобы отогнать излишнюю сонливость, необходимо сделать 3 — 4 глубоких вдоха и выдоха и 3 — 4 раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. При этом необходимо убеждать себя, что сонливость проходит, наступает чувство покоя, расслабления, и продолжать тренировку.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Значение физкультуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов — загрязнения окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии. Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе и при помощи физических упражнений

Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. Поэтому вопросу о методах физического воспитания нужно уделять должное внимание.

В результате анализа научно-методической литературы по изучаемой проблеме можно сделать следующие выводы:

1. Для достижения цели в физическом воспитании применяются следующие группы средств: 1) гигиенические факторы; 2) физические упражнения; 3) оздоровительные силы природы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

2. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические методы физического воспитания и общепедагогические методы физического воспитания

3. Общепедагогические методы физического воспитания:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Специфические методы физического воспитания:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

2 ГЛАВА. СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИДЕОМОТОРНОЙ И АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

2.1. Методика обучения идеомоторного метода при помощи физических упражнений

Название упражнения происходит от греческого слова idea — «образ» и латинского motor — «приводящий в движение». Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Это явление было известно еще И. П. Павлову, который в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных» писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении… вы его невольно, это не замечая, производите». Поскольку это понятие очень важно для последующей нашей работы, разберемся в нем подробнее.

Ощущения упражнения, Цель упражнения, Ход упражнения, Кол-во повторов

1

1

Опыт с маятником

Этот опыт служит убедительным доказательством реального существования идеомоторного акта — мысленно воображаемые образы вызывают

физические реакции организма, реализующие эти образы.

Сделайте маятник из нитки длиной 15—30 см и небольшого предмета, например ключа, привязанного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились. Вот вы представили себе движение маятника по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу. Висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите конец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое Движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении. Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.

Методы идеомоторной тренировки широко используются спортсменами, когда они мысленно представляют себе сложные комбинации движений, которые предстоит выполнить, и доводят их до совершенства.

Решающее значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго — мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди зрительного типа при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления. Они имеют некоторые преимущества в освоении техники быстрого чтения, поскольку роль воображения, представления здесь исключительно велика. Люди второго типа опираются на двигательную память и воображаемые ощущения движений.

2

2

«Лабиринт»

Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт

Упражнение выполняется в паре. Партнёр держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды.

Первая, обозначающая вход в лабиринт,— «Прямо!».

Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!»,

после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону.

Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд).

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.

3

3

«Чехарда»

перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белыми, а белые соответственно на место черных.

В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фишка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю)

В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

4

4

Освоение интегрального алгоритма чтения

Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете (например, «Пионерская правда» или «Комсомольская правда»), держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех ячеек-блоков алгоритма.

упражнения выполняются регулярно в течение двух-трех недель.

В заключение цикла тренировок прочитайте контрольный текст № 3 и определите скорость чтения по известной вам формуле. Контрольный текст № 3 Объем 2400 знаков

2.2. Методика обучения аутогенного метода при помощи физических упражнений.

Перед занятием необходимо проветрить помещение, устранить возможные помехи (шум, свет, сковывающая одежда и обувь).

Ощущения упражнения, Цель упражнения, Ход упражнения, Кол-во повторов

11

Вызывание тяжести в теле.

добиться максимального расслабления произвольных мышц тела

Мысленно и последовательно произнесите следующие словесные формулы — внушения: «Я совершенно спокоен — 1 раз. Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая — 5 раз».. Затем «Обе мои руки (ноги) тяжелые. Все тело тяжелое». В заключении самовнушения мысленно произнесите формулу «Я совершенно спокоен и расслаблен» — 1 раз.

Выполняется упражнение не менее 3 раз в день в течение недели

При освоении данного упражнения вы научитесь вызывать ощущение тяжести во всем теле или в любой его части. Со временем можно будет сократить число словесных формул и количество их повторений. Для вызывания ощущения тяжести в теле будет достаточно произнести упрощенную формулу: «Мои руки и ноги тяжелые, тело тяжелое».

22

Вызывание ощущения тепла в теле

научиться управлять тонусом сосудов тела

«Я совершенно спокоен — 1 раз. Моя правая (левая) рука (нога) очень теплая — 6 раз. Далее «обе мои руки (ноги) очень теплые. Все мое тело теплое». В заключение тренировки: «Я совершенно спокоен и расслаблен».

Освоение данного упражнения осуществляется обычно за 10 дней

первое и второе упражнение объединяются одной формулой «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая и теплая», «мои руки (ноги) теплые и тяжелые», «я совершенно спокоен и расслаблен» — 1 раз.

3

3

Регуляция дыхания

как наступает расслабление тела, успокаивается и нормализуется дыхание

Этот процесс очень важен для организма, так как равномерное дыхание облегчает работу сердца, снимает состояние раздражения и гнева, приводит к общему успокоению, отвлекает от беспокоящих мыслей и чувств, нормализует сон.

сделать 5 — 7 циклов полного дыхания

Каждая формула AT должна произносится на выдохе. При этом выдох должен быть несколько длиннее вдоха. Таким образом, регуляция дыхания присутствует во всех направлениях аутогенной тренировки.

4

4

Овладение навыками AT

снять остаточное мышечное напряжение, отрегулировать дыхание

Для кратковременного, но плодотворного отдыха достаточно провести релаксацию, и выполнить основные упражнения AT. Через 15 -20 минут нахождения в таком состоянии человек достаточно хорошо отдохнет и восстановит силы.

сделать 5 — 7 циклов полного дыхания

5

5

Регуляция дыхания

успокоения в случае излишне взволнованного или возбужденного состояния

провести релаксацию, снять остаточное мышечное напряжение

можно ограничиться только циклами полного дыхания

6

6

Регуляция дыхания

Снятия эмоционального напряжения

включить специально ориентированные формулы (например, «меня ничто не тревожит…, все переживания и мысли оставляют меня…, все мое тело полностью отдыхает…» и т.п.).

Следует отметить, что для получения требуемого результата эти формулы целесообразно мысленно повторять по 8 — 10 раз.

Аутогенная тренировка может также использоваться для мобилизации определенных органов или всего организма, для какой — либо напряженной деятельности. С этой целью могут использоваться следующие формулы: «Я полностью владею собой…, я абсолютно спокоен и хладнокровен…, я полностью собран и внимателен…, я владею своими чувствами и мыслями…, я смел и решителен…, я все могу сделать…, я добьюсь поставленной цели…» и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, принципы физического воспитания детей реализуются практически через все формы деятельности в каждый период роста человека. Соблюдение каждого принципа – залог успешного достижения цели учебной и познавательной деятельности ребенка. Ведь в это время формируется фундамент, на котором будет основан успех обучения. А учитывая тесную взаимосвязь физического воспитания со здоровьем ребенка, это основа воспитания гармонично развитой личности. Именно поэтому необходимо соблюдать все принципы физического воспитания. Кратко рассмотрев каждый из них, можно увидеть степень важности отдельного принципа в комплексе мер, принимаемых для достижения цели. Также следует учитывать, что для более эффективного развития не следует ограничиваться только чем-то одним. Каждый должен в полной мере осознавать важность того, чтобы в полной мере были соблюдены принципы системы физического воспитания для дальнейшего формирования личностных и психологических качеств ребенка. А так как именно в данный период формируется основа будущей личности, крайне важно стремиться как можно больше внимания уделять физическому развитию ребенка.

Что касается сенсорной репродукции и цвета, при всех спорах о различиях в действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны — у красного цвета, затем у оранжевого и желтого и т. д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) — успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать пациентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет, как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.

Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:

во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных — опорных — элементов в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу — физическому исполнению движения — можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо «размяты» мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод «проб и ошибок».

Что сказать об сущности аутогенной тренировки Аутогенная тренировка (AT) — это метод психогигиены, основанный на максимальном мышечном расслаблении (релаксации), сочетающийся с самовнушением

AT — это система психологического воздействия на самого себя. С помощью специальных упражнений (фраз самовнушения), погружая себя в состояние полудремы (аутогенное погружение), человек может регулировать свое эмоциональное состояние, быстрее восстанавливать работоспособность при физическом и нервном утомлении, улучшать сон. Ученые рассматривают AT как систему тренировки процессов возбуждения и торможения, приводящую к их уравновешиванию, а также повышению адаптационных способностей организма, улучшению функции памяти, внимания, мышления.

Наряду с большим количеством специальных психических и физических качеств, которыми должен обладать специалист по физической культуре и спорту, преподаватель или тренер, все люди этих профессий должны иметь высокий уровень знаний о технике, методике обучения и совершенствования различных двигательных действий.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-2/

  1. Абрамова А.Н. Такая разная психология. — М.: Современник, 2002, 28 с.

  2. Аухадеев, Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах / С.С. Галеев, М.Р Сафин. метод. пособие. — М.: Высш. шк., 1986 г. — 72 с.

  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры).

    — М.: Физкультура и спорт, 1978, 224с.

  4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. — М.: Физкультура и спорт, 1988 г. — 208 с.

  5. Брехман, И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. — Л.: Наука, 1987 г. — 125 с.

  6. Бурухин, С.Ф. Гимнастика — это очень важно / С.Ф. Бурухин // Физическая культура в школе. — 2000 г. — №8. — С. 10-12.

  7. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия» 2002г. — 240с.

  8. Введение в теорию физической культуры [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры/ под ред. Л.П.Матвеева. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.

  9. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.Н. Велитченко. Метод. пособие. — М.: Терра — Спорт, 2000 г. — 188 с.

  10. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. — М., Советский спорт, 1996. — 585с.

  11. Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Г 484 М.Л. Журавин, О.В. Заряцкая, Н.В. Казакевич и др.// Под ред. М.Л. Журавина. Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 448с.

  12. Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Магин В.А., Краснов Ю.П. и др. Система биоэкономической психомоторной адаптивности цикла здоровья / Учебное пособие: изд-во Старопольсервисшкола. – Ставрополь, 2004. — 188с.

  13. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Изд. 3-е – перераб. и дополн. – М.: Физкультура и спорт, 1989.

  14. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник / В. И. Дубровский. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. — 512 с.

  15. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов / Ю.А. Ермолаев. — М.: Высш. шк., 1985 г. — 384 с.

  16. Железняк, Ю.Д., Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособ. для студ. высш. пед. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. — М: Издательский центр «Академия», 2002 г. — 264 с.

  17. Жеребцов А.B. Физкультура и труд / А.В. Жеребцов. — М:1986г.

  18. Журавлёв Д.В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя – мастера. Автореферат диссертации канд. психологических наук.- М.: 1999.

  19. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24с.

  20. Забродина, Н.П. Работа со специальными медицинскими группами / Н.П. Забродина // Физическая культура в школе — 2000 г. — №6 — С. 22-25.

  21. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп.- СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. — 486с.

  22. Климов Е.А. Психология профессионала. – Москва – Воронеж, 2003.- 456 с.

  23. Кольтинова В.В. Организация содержания психолого-педагогических дисциплин для студентов АФК с учётом механизмов их профессионализации.// Теория и практика физической культуры. — 1998. — №11-12.

  24. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности

  25. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. – М.: ФиС, 1979. — 209с.

  26. Коробейников Н.К., Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. — М.: Высшая школа, 1984. — с. 390.

  27. Кочеткова, И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой / И.Н. Кочеткова. — М.: Советский спорт, 1989 г. — 32 с.

  28. Лечебная физическая культура: учебник для институтов физической культуры / под ред. С.Н. Попова. — М: Физкультура и спорт, 1988 г. -271 с.

  29. Лин-Бей Н.П., Беляев А.А. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста // Теория и практика физической культуры, 2003, № 9.

  30. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепции модернизации процесс профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры, 2003, № 12. — с. 13-16.

  31. Луткова, И.Н. Лечебная физическая культура для студентов специальных медицинских групп: учеб. пособие (ПГПУ им. В.Г.Белинского) / И.Н. Луткова. — Пенза: 1998 г. — с. 348.

  32. Марков А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. — 308с.

  33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учеб. для высших спец. физкультурных учебных заведений/ Л.П.Матвеев. — 4-е изд., стер. — СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. — 160 с.

  34. Могендович М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики. Актовая речь. — Пермь, 1966. — 28с.

  35. Неверкович С.Ф. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физической культуры, 1996, № 3. — с. 6-7.

  36. Никифоров Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников. //Физическая культура в школе. — 1991.- № 7-10.

  37. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. – М.: РГАТиЗ, 2000 – 266 с.

  38. Свищев И.Д., Ерегина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2001, № 12.

  39. Свядощ А.М. «Психотерапия» Питер 2000

  40. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992.

  41. Соловьев Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента. Автореф. дисс. докт. пед. наук. – М., 1999. — 34с.

  42. Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей / М.Я. Студенкин. — М.: Медицина, 1982 г. — 270 с.

  43. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. — М.: Медицина, 1991 г. — 188 с.

  44. Теория и методика физической культуры: учебник /под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.

  45. Тихвинский, С.П. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.П. Тихвинский. — Л.: Знание, 1988 г. — 178 с.

  46. Фарфель, В.С Управление движениями в спорте: Учеб. пособие / В.С.

  47. Федоров А. А. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 86 с., ил. (Библиотечка тренера).

  48. Физическая культура: Практическое пособие / С.А. Иванов. — М.: Высшая школа, 1989. — 383 с.

  49. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. — М.: Изд — во АСВ , 2000 . — 432 c.

  50. Фомин, В.А. Возрастные основы физического воспитания: Учеб. пособие / В.А. Фомин. В.П. Филин, — М.: Физкультура и спорт, 1972. – 256 с.

  51. Ханнес Линдеман «Аутогенная тренировка» Минск 2000

  52. Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ж.К. Холодов — М.: Академия, 2001. — 144 с.

  53. Холодов М.К., Теория и методы физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000г. — 480с.

  54. Хрущев, С. В. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учеб. пособие / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. — М.: Академия, 2006 г. — 304 с.

  55. Чумаков, П.Н. Валеология / П.Н. Чумаков. — М.: Медицина, 1997 г. — 245 с.