Основные этапы развития психики

Психика — свойство высокоорганизованной живой материи головного мозга субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемые от субъекта образ этого мира, с помощью которого он регулирует свое поведение и деятельность. Психика возникла на определенном этапе развития органического мира как механизм адаптации живых существ к окружающей среде. Существовали различные подходы, объясняющие наличие психики у различных существ или объектов окружающего мира. В частности: Панпсихизм — утверждал, что психикой (душой) обладает весь окружающий мир (деревья, камни, животные); Биопсихизм — утверждал, что душа есть только у живых существ; Нейропсихизм — утверждал, что психика есть только у живых существ обладающих нервной системой; Антропопсихизм — утверждал, что психика есть только у человека.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений, каждая ступень психического развития начинается с осложнения деятельности, новая форма психического отражения дает возможность в дальнейшем усложнять эту деятельность. Деятельность — процессы осуществляющие активное отношение субъекта к действительности. Объективным критерием появления психики считается чувствительность, т.е способность организма реагировать на биологически нейтральные, абиотические свойства среды, где есть чувствительность, там есть психика. Чувствительность — это раздражимость на такие условия, в которых не участвуют процессы ассимиляции- диссимиляции.

Раздражимость — способность живого организма реагировать на биотические свойства среды (где задействованы процессы ассимиляции- диссимиляции).

Глава 1. Общая характеристика понятия психики в психологии

1.1. Понятие и сущность психики

В научных исследованиях духовные качества человека принято называть психическими, а наука, которая занимается их изучением, называется психологией. Термин «психология» произошел от двух греческих слов: «псюхе» — душа и «логос» — учение. Таким образом, психология — это наука о душе.

Термин «душа» редко применяется в научной психологии. Он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая человека, люди, прежде всего, говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

8 стр., 3625 слов

Природа психики возникновение и развитие психики. Развитие психики ...

... система. условиях их развития Психика человека и животных Возникновение психики Стадии развития психики ВНД как основа психической деятельности Сознание. Подсознание. Бессознательное Основные функции психики. Особенности психического отражения Этимологически слово "психика" ( греч . душа) имеет двойственное ...

Вместо термина «душа» в научной психологии применяется термин «психика». В психологии термином психика обозначают систему взаимно связанных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание.

В структуру психики входят: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют собой динамические образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним относятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, воля, эмоции.

Психические состояния являются более устойчивыми, чем процессы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы.

Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темперамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психические свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной: впечатления, образы, представления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Содержание психических явлений имеет конкретный характер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положительным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека.

Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они почти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если нарушаются их функции.

Психика выполняет три основные функции: побудительную, познавательную и регулятивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Одни психические явления выполняют преимущественно побудительную функцию, другие познавательную, третьи — регулятивную.

Человек является активным, деятельным существом. Его одолевают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чувства, интересы, убеждения, которые побуждают его совершать самые разнообразные действия и поступки.

Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин «психика» обозначает всю совокупность психических явлений, присущих человеку и животным. Но психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным.

2 стр., 992 слов

Развитие психики

... осмысление основных этапов развитии психики у животных и развития психических функций человека. Задачи : осуществить анализ информационно-справочной литературы рассмотреть основные этапы развития психики у животных и развитие высших психических функций человека. Проблема развития психики и сознания достаточно ...

Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Человек не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Человек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты, все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики — сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

Сознание представляет собой сложное интегративное психическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллектуальные процессы, которые наряду с волей и чувствами обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях.

Сознание представляет собой систему сенсорных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, направленных на познание и преобразование человеком окружающего мира в соответствии со своими нуждами.

Содержанием сознания является совокупность знаний, полученных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображения, закрепленных посредством языка и речи. Сознание дает возможность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно — личностью. С появление сознания у человека начинает функционировать разум как наиболее характерная особенность его психики, как способность разумно, целесообразно осуществлять как практическую, так и умственную деятельность.

Разум — это высшая форма проявления сознания, это способность осознать и понять сущность вещей, осмыслить суть всего происходящего, понять свое место в жизни и смысл своего существования.

Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую систему словесных сигналов, посредством которых человек обозначает окружающий мир и свои собственные состояния. Применяя язык в процессе речевого общения, человек получает возможность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности. Язык и речь являются основными интеллектуальными орудиями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у человека, как в общественно-историческом, так и в онтогенетическом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи. Психика человека является сложной и многообразной.

2 стр., 884 слов

Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе ...

... творческое развитие детей в процессе различных видов деятельности: пении, слушании, музыкально- ритмических движениях. Характерный подход- партнерство. Дети ... деятельности. Это активизирует детей, вовлекает в творческий процесс даже робких и неуверенных в себе, формирует коммуникативные навыки общения, а мне дает возможность ... исполнению, развитию слуха и голоса. Поэтому, знакомя детей с новой ...

Понимание психики как деятельности существенно меняет предмет психологии. Теперь она должна изучать не отдельные изолированные психические функции, а систему деятельности. Отдельные функции, входя в деятельность, занимают в ней определенное структурное место, выполняют какую-то функциональную роль. Закономерности деятельности не могут быть сведены к закономерностям отдельных ее элементов или к сумме этих закономерностей.

Предмет психологии существенно изменился и в другом отношении: психология не должна изучать только чисто психическую деятельность — это предельный случай. Типичным же случаем является наличие в деятельности как психических, так и непсихических компонентов, которые к тому же в процессе функционирования могут менять свою форму.

2. Развитие психики человека

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через пять-шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. Не случайно, что процесс развития психики ребенка носит этапный характер. Каждый из этапов развития психики ребенка характеризуется как самостоятельная стадия развития. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам. Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев — советский психолог -выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

Б. Г. Ананьев — советский психолог — также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней — 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства (3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Между этими подходами существуют определенные различия.