Социология управления

Термин социальная технология один из новейших в социологической науке. Это совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

Можно определить социальную технологию как структуру коммуникативных воздействий, которые изменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему.

Развитие научно-технического прогресса, в частности внедрение «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

В сущности, социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности.

Рассмотрим понятие и явление технологий социального управления ближе.

2. Определение понятия социальные технологии

В ходе научно-технической и информационной революции значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых технологий: биотехнических, безотходных, энергосберегающих и т.д. Новый шаг в развитии научно-технического прогресса на основе внедрения «безлюдных» технологий требует принципиально иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

7 стр., 3007 слов

Оценка персонала и социальное развитие организации

... Оценка персонала и социальное развитие ... директора предприятий, их заместители. Они определяют общие направления функционирования и развития организации ... в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, строители, ... вспомогательных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских подразделениях, аппарате управления, ... подразделений в цехах. Их работа связана с решением преимущественно ...

Что касается социальных технологий, то они представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата. При этом речь идет о специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры [2,с.823].

Вместе с тем в социологической литературе имеется и расширительная трактовка социальной технологии, когда она практически идентифицируется с управлением и в нее включаются проблемы планирования, проектирования, экспериментирования и другие элементы управленческого цикла.

В общем, трактовка социальных технологий наиболее близка к объяснению понятия организация в том смысле, в котором употребляет его часть социологов, имея в виду процесс практической реализации того, что проработано на предшествующих ступенях управления — планировании, проектировании и программировании, т.е. в процессе управления наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, организовать процесс объективизации материальных или духовных идей.

Однако не все процессы организации подвергаются жесткой регламентации, алгоритмизации — в процессе управления в действиях руководителя и каждого причастного к управлению всегда присутствует элемент импровизации, творчества и даже интуиции. Иногда работу организатора-руководителя сравнивают не только с наукой, но и искусством. Но это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует (или должна присутствовать) жесткая программа осуществления ряда последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, а также применять в аналогичных обстоятельствах в других социальных институтах и процессах.

Однако алгоритмы управления, которые закрепляются в технологиях, имеют и негативный аспект: они способны консервировать методы и приемы, которые именно по этим обстоятельствам могут на новом этапе обречь их разработчиков на просчеты и неудачу.

Социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности [3,с.21].

4 стр., 1805 слов

Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении

... осуществлении органами местного самоуправления отдельных переданных им государственных функций; Все сказанное обусловливает системный характер самоуправления, взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов. 1.3 Место и роль социальных технологий в управлении деятельностью местного ...

По мере развития человечества социальные связи усложнялись, увеличивалось их число, многократно рос динамизм социальных процессов, что объективно поставило ряд новых требований по совершенствованию социального управления. Кроме того, продолжала действовать общесоциологическая закономерность: возрастала роль социального фактора в развитии мировой цивилизации, а это объективно требовало коренных изменений в общей теории управления, при освоении инновационных методов социального воздействия, обеспечивающих более высокое качество социального управления.

Однако эти требования находятся во все более углубляющемся противоречии с назревшими потребностями общественного развития, с одной стороны, и низким уровнем управленческих воздействий — с другой. Выявилась острая необходимость в использовании определенных формализованных последовательных операций, которые базируются не только на опыте, но и на научно обоснованных рекомендациях, которые и образуют такую отрасль управления, как социальные технологии. Ведь смысл и назначение любой технологии — оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий — главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества.

Общество всегда искало приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации, рационального использования человеческих ресурсов.

Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку. Наблюдения показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло обеспечить увеличение промышленного производства на 20— 25%, а при реализации резервов — на 40—60%.

В процессе реализации отдельных задач формируются знания о конкретных элементах технологизации социальных процессов: о диагностике социальных явлений, принципах решения конкретных социальных проблем.

В этих условиях возникла необходимость определить сущность и содержание социальных технологий. Анализ существовавших попыток осуществить задуманное показывает: у исследователей сложились разные подходы к определению сущности социальных технологий. Так, В.Г. Афанасьев определяет ее как «элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки… на конкретный язык… достижения поставленных целей», М.Марков — как «способ реализации… конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно…», А.Зайцев — как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» . В.Патрушев — как систему инновационных способов, средств разрешения сущностного противоречия взаимодействия и самореализации социальных субъектов в диалоге человека и природы [1,с.458].

30 стр., 14667 слов

Управление социальной защитой населения центрального округа г. Братска

... «Функционирование и развитие системы социальной защиты населения ГПМО»; 3) разработка процесса управления реализацией муниципальной целевой программы. социальный защита городской образование 1. Теория управления реализацией системы социальной защиты населения городского промышленного муниципального образования ...

В концепции К.Поппера социальная технология характеризуется как способ применения теоретических выводов в практической деятельности. Автор разделяет ее на два вида: «частичную» и «холистскую» (утопическую) технологию. Первая характеризуется не столько масштабностью поставленных целей и задач, сколько реалистичностью, правильным пониманием того, что можно сделать с помощью имеющихся способов, форм и методов социального влияния. Она базируется на анализе реальных процессов и их осуществления в ходе практических преобразований действительности. «Холистская» (утопическая) технология пытается в ходе социальных преобразований решить поставленные задачи как можно быстрее, решительнее, в один прием революционным путем. Поэтому, по мнению Поппера, она не способна своевременно учесть и предупредить нежелательные, вредные последствия начертанных мероприятий.

Все эти определения показывают, что сущность социальных технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала социальной системы, «человеческого ресурса» в соответствии с целями и смыслом человеческого существования и посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов специального воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и социальных институтов в целом.

Обзор имеющихся точек зрения позволяет сделать вывод, что социальная технология — это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. Социальная технология — важнейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики управления. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. (Процедура — набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом. Операция — непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры.)

Итак, подводя итоги сущностным характеристикам социальных технологий, можно выделить наиболее существенные моменты, а именно:

социальная технология — это определенный способ достижения общественных целей;

сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;

операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;

эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;

при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;

3 стр., 1492 слов

Организационные методы управления в социальной работе

... расширение сферы деятельности работников. мотивирование организационной деятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников. В социальной системе управления выделяют также научные методы управления. К данным методам относят: моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии. В целом ...

социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

Таким образом, учитывая существование множества разнообразных подходов, различных точек зрения, представляется чрезвычайно важным выяснить исходные теоретико-методологические подходы, уточнить категориальный аппарат, основы классификации социальных технологий, выявить принципы их разработки и внедрения. [4,с.211]

3. Функции и технологии социального управления

Можно выделить 7 наиболее распространенных технологий социального управления:

  1. Линейная технология – характеризуется строгой последовательностью отдельных работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с намеченным планом. Она используется в типовых случаях при достаточной определённости ситуации и конечной цели (обычно при выполнении стандартных работ, например на транспорте).
  2. Разветвлённая — Когда невозможно точно оценить ситуацию, выделить ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвлённой. Желаемый результат достигается на основе совокупности решений, разрабатываемых параллельно, но по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный характер. Обычно такое положение имеет место в сфере научных исследований.
  3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе процесса исходит из того, что частично последние вообще не требуют корректировки, частично их преодоления возможно силами самих исполнителей, и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать руководителя на пустяки и дать ему возможность сосредоточиться на главных проблемах. Однако он требует больших затрат времени и средств, на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведёт к формализации и бюрократизации управления.
  4. Технология управления по ситуации – применяется в условиях высокой неопределённости. Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа изменений во внешней и внутренней среде организации.
  5. Технология управления по результатам — Заключается в том, что в зависимости от степени решения поставленных задач происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется при отсутствии достаточной определённости ситуации и расплывчатости конечной цели, например при руководстве войсками в боевых условиях.
  6. Технология управления по целям – близка к предыдущей, но ориентируется на контроль и стимулирование достижения неофициальных заданий, а личных целей, сформулированных работниками совместно с непосредственными руководителями и зафиксированных в специальном документе.
  7. Технология поискового управления- исходит из полной ясности задач, но невозможности точно оценить ситуацию. Тогда решение разрабатывается, отталкиваясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации. Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределённости.

Теория социального управления обнаруживает определенные закономерности, которые определяют важные составляющие компоненты самого процесса управления, их можно разделить на две группы. Первая группа — это закономерности функционирования и развития субъекта управления, вторая — существенные связи между субъектом и объектом управления. К проблемам первой группы принадлежат взаимовлияние личных интересов субъектов управления; интересы разных управленческих групп; социальная ответственность субъектов управления. К проблемам второй группы принадлежат соответствие интересов субъекта управления интересам объекта управления; целостность влияния субъекта на объект; уровни развития объекта и субъекта управления; ответственность носителей и представителей интересов объекта управления и т. п.

3 стр., 1496 слов

Эффективность управления социальными процессами на предприятии

... технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей. Управление социальными процессами и ее эффективность включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами управления социальными процессами являются: ...

Структура объекта управления, его социальная природа определяют построение субъекта управления и структуру управленческих отношений, которые возникают при этом. Субъектами управленческих отношений становятся все соучастники управления независимо от их места в структуре социальной управляющей системы. Основными видами управленческих отношений являются отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, руководства и подчиненности, ответственности, конкурентности, соревнования и т.п. Отдельные виды управленческих отношений органически связаны между собой и только в совокупности обеспечивают функционирование и развитие социального управления.

Управленческие Отношения — это особый тип отношений, которые нельзя свести к базисным или надстроечным или технико-экономическим отношениям. В них содержатся элементы и того, и второго, и третьего. Быть занятым в сфере управления еще не значит управлять, потому что есть сугубо управленческая деятельность, есть выполнение и есть деятельность специалистов, технического и вспомогательного управленческого персонала. В этом контексте управление может рассматриваться как компонент любой деятельности, сугубо управленческая деятельность, деятельность в сфере управления. Все три аспекта рассмотрения управления взаимосвязаны.

Рассмотрим как иллюстрацию некоторые компоненты управления. В предметной деятельности человека всегда имеется прогнозирование как функция социального управления, как ее важная часть. Прогнозирование будущих событий может рассматриваться как компонент любой деятельности, как отдельная самостоятельная деятельность прогнозирования и, наконец, как деятельность в сфере прогнозирования. Аналогично и контроль как функцию управления можно рассматривать как элемент любого действия, как особенную деятельность и как деятельность в контролирующих органах.

3 стр., 1480 слов

Социальный лидер управленческого типа

... социальный лидер в системе управления. Предметом исследования является модель личности управленца Цель работы рассмотреть особенности социального лидера управленческого типа, ... осуществлять эффективный контроль на всех этапах управления за деятельностью своих подчиненных. К числу их профессиональных ... в обществе и в организации, его возможностей воздействия (внушения, заражения, убеждения и т. ...

Поэтому из закономерностей социального управления выплывает ряд принципов деятельности субъекта управления, то есть требований (правил) к нему относительно организации своих действий. Принципы социального управления определяют формирование нужных качеств управленческих работников, характерные черты их стиля деятельности, способы оптимальной подготовки руководящих и других кадров, рациональную организацию управленческого труда. С реализацией принципов образуются информационные связи в системе социального управления, раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм, методов осуществления управленческого влияния.

Социальное управление имеет ряд важных функций. В первую очередь выделяют социально-целевую, социально-организационную и социально-контрольную функции. Поскольку социальное управление касается определения целей общественного развития, обоснования и практического обеспечения способов их достижения путем организации и координации деятельности людей, ее согласования с помощью соответствующих нормативно контрольных действий. Управление обеспечивает в обществе экономические, политические, идеологические и социальные связи между людьми. Поэтому по конкретному содержанию выделяют социально-экономическую, социально-политическую и собственно социальную функции. Они охватывают всю совокупность социальных отношений.

Суть функций управления заключается в том, чтобы цели, пути и средства их реализации не противоречили друг другу, чтобы обеспечить эффективное устранение социальной напряженности, гармонизировать интересы разных социальных групп и слоев населения. Свое практическое воплощение функции социального управления приобретают в предоставлении определенной направленности процессу развития общества, отдельных его сфер.

Управленческий труд связан с реализацией определенной функции управления (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль); деятельностью по подготовке решений или оценки их последствий; деятельностью по принятию управленческих решений.

В управленческом решении осуществляются функции, цели, принципы управления. Оно выступает средством управленческого влияния, организованного взаимодействия субъекта и объекта управления, которое обеспечивается с помощью соответствующих методов управления. Можно выделить социологические методы выработки решений (имитационные модели, «мозговая атака», дискуссия, деловая игра и др.), методы организации выполнения решений (административные, экономические, социально-психологические, или собственно мотивация).

Все они применяются в конкретной ситуации. Принятие и осуществление решений включает выбор цели, способов ее достижения, само решение и его выполнение. Решение всегда имеет часовую характеристику, которая состоит из скорости принятия решения, времени от принятия решения к его выполнению, а также времени от начала изучения ситуации к выработке окончательного варианта решения. От качества управленческих решений зависит, в конце концов, возможность системы управления мобилизировать свои ресурсы и возможности.

2 стр., 844 слов

Государственное и муниципальное управление отраслями социальной сферы

... в области государственного и муниципального управления, связанные с социальной сферой. Предмет исследования – государственное и муниципальное управление отраслями социальной сферы. Цель исследования – определить особенности государственного и муниципального управления отраслями социальной сферы. Задачи исследования: проанализировать понятие государственного управления; проанализировать понятие ...

По критерию использования возможностей можно дать оценку и качества управления. Существует несколько возможностей — технических, экономических, организационных, социальных и т.п. Оценка и эффективное использование возможностей, усилия, направленные на их рост и развитие, в значительной мере определяют производительность любой сферы человеческой деятельности. В управлении особенное место принадлежит выявлению взаимных влияний при реализации всех видов возможностей, а также анализу обстоятельств, которые предопределяют их взаимное проникновение. Так говорят о социально-экономических, организационно-технических, социотехнических и других видах возможностей. Становится очевидным, что наиболее эффективные пути роста, в частности социальных возможностей промышленного предприятия, в других сферах, а именно экономической и организационно-технической.

Каждое общество (производство, организация) на определенное время имеет некоторые предельные уровни возможностей, которые определяют верхний предел того, что это общество (производство, организация) может сделать при имеющемся уровне развития, но не делает этого по определенным причинам. Частично это причины технологического, инженерно-технического или организационного характера, частично — это последствия дефектов системы управления. Устранение их связано в первую очередь с улучшением качества управления, ростом возможностей общества и его различных сфер.

Таким образом, от качества и полноты использования возможностей зависит эффективность достижения управленческих целей. С другой стороны, достижение всего разнообразия существующих целей является процессом роста разных видов возможностей. Поэтому когда мы хотим оценить выполнение определенной функции, следует сравнить фактические действия c теми, которые должны быть. Если рассматривать, например, функцию принятия решений как неотъемлемую обязанность руководителя, появляется возможность оценивать выполнение этой функции по продуктивности, то есть по эффективности самих решений. Такой подход дает возможность в каждом конкретном случае определить четкие критерии деятельности лиц и подразделений, наличие которых дает возможность оценивать качество выполнения функций лицами и подразделениями исходя из предоставленных им полномочий.

Управление как процесс имеет циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый отдельно, начинается с постановки целей, заданий и завершается выполнением этих заданий, достижением определенного результата. Таким образом, происходит управленческий цикл, который составляет каркас социально-управленческой технологии. Потом на основании информации о результатах (достижение или недостижение цели) ставятся новые задания, выдвигается новая цель. Один цикл замыкается, начинается новый.

Другими словами, любая социально-управленческая технология строится на основании управленческого цикла и представляет собой своеобразное единство формализированных и неформализированных действий. Основным здесь является то, как найти самые эффективные пути трансформации научного знания в социально-управленческие технологии и в программы практических действий людей, социальных группировок.

4 стр., 1585 слов

Государственное управление как социальное явление

... содержание государственного управления как вида социального управления; рассмотреть основные проблемы государственного управления в России; проанализировать современные концепции и проекты оптимизации и ре-формирования государственного управления. Актуальность темы заключается в изучения государственного управления как социальное явление в том, что государственное управление ...

Отметим, что составляющими управления являются системы информационная, проектно-программная, прогностическаяя, планировочная, системно-организационная, система прорабатывания управленческих решений, система коррекции и следующего воссоздания управленческого цикла. Этот алгоритм приспособлен к любому виду или типу управления. Для того, чтобы управлять (руководить), нужно иметь информацию о назначении, функциях, состоянии возможностей системы. Имея такую информацию, руководящая система проектирует, прогнозирует, программирует, четко планирует ее функционирование на конкретный промежуток времени с учетом реальных условий и возможностей. Чтобы система функционировала в заданной программе, ее звеньям должна постоянно подаваться команда (управленческие сигналы: решение, приказы, распоряжения).

Чтобы во время выполнения команд предотвратить различные отклонения, нужен постоянный контроль над выполнением. В управленческом значении контроль — это профессиональная услуга, которую руководитель должен предоставлять своим подчиненным. Это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Такой контроль является формой управленческой ответственности, средством предотвращения потерь. Контроль и анализ функционирования системы дают возможность оперативно корректировать ее деятельность, накапливать информацию для нового проектирования, программирования, прогнозирования и т.п.

Эффективность функционирования общественных систем в значительной мере определяется наличием надежного социального прогноза, то есть определение возможных состояний объекта управления в будущем на основе тенденций его развития в прошлом и теперь. Такой прогноз характеризует наиболее вероятное состояние социального объекта в случае сохранения существующих тенденций. Он может быть оперативным, коротко- и долгосрочным. В социальном прогнозировании используются преимущественно три метода: экспертиза, экстраполяция, моделирование. Следует отметить комплексное значение надежных, достоверных социальных прогнозов. Эти прогнозы являются основой принятия управленческих решений во всех сферах общественной жизни.

Для понимания сущности, возможностей и перспектив управления как сферы человеческой деятельности крайне важным (рядом с рассмотрением его общественных функций) является исследование его «внутренних» закономерностей, которые порождаются деятельностью человека как субъекта управления. Исполнитель, который выступает в роли объекта управления, остается субъектом осуществляемой им деятельности. Так же, как другие социальные институты, управление имеет свои «сводки» законов, норм, правил, профессиональных «тайн», традиций, суеверий и т.п. Так же, как и в других социальных институтах, в управлении возникают немало конфликтов между реальным и нормативным поведением. Реальная деятельность людей всегда в той или другой степени приближается к нормативному формализированному типу, но никогда с ним не совпадает. Поэтому любая реальная деятельность, в том числе и управленческая, должна рассматриваться как органическое единство формализированных и неформализированных компонентов.

Социологический анализ дает возможность обнаружить глубинные механизмы управленческих процессов и процессов самоуправления как общественных явлений, обнаружить и обосновать эффективность демократических принципов отношений между органами власти, управления и народом, обеспечить использование социальных резервов, социального потенциала, социальных технологий, инновационных средств организации и управления. Владение концептуальным и методическим аппаратом социологической теории управления становится сегодня необходимым инструментом эффективной профессиональной деятельности специалиста – управленцев, руководителей предприятия, организаторов производства, а также менеджеров разных иерархических уровней новых хозяйственных, предпринимательских и коммерческих структур.

5. Заключение.

Сущность социальных технологий, их структура и место в системе социального управления пока не получили однозначного толкования.

Таким образом, разнообразие определений и видов социальной технологии объясняется сложностью самого явления технологизации. Социальные технологии обеспечивают научное обоснование выбора способов воздействия субъектов социальной политики и социального управления на объект. Однако, несмотря на достаточно широкую теоретическую базу, пока рано говорить об эффективном внедрении в практику вышеперечисленных видов социальных технологий. Следует отметить проблему низкой информированности органов управления в этом вопросе. Кроме того, динамика жизни требует разработки новейших технологий, адекватных современным социальным проблемам.

6. Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/sotsiologiya-upravleniya/

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 1999

2. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996

4. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 1994.