Зарождение зарубежной педагогики

Первым этапом в развитии педагогики является эмпирический этап, при котором взрослые передавали подрастающему поколению свои знания и опыт.

В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе системы определялись нуждами рабовладельческого общества. Воспитанию подлежали дети рабовладельческой аристократии, готовящей граждан, способных держать рабов в повиновении и страхе, и которые обладали бы необходимыми качествами и познаниями для защиты и управления государством. Разница спартанской и афинской систем воспитания обусловлена определенными особенностями политики, экономики и культуры этих государств.

В Спарте использовалась система военного воспитания – система Агогэ. В содержание воспитания и образования входили: военно-физическая подготовка, пение, музыка, военно-религиозные танцы. Детей приучали к перенесению боли, холода, голода, жажды. Педагогическое искусство заключалось в выработке военно-физических умений, обучение письму и чтению было не обязательно.

Готовые работы на аналогичную тему

Система афинского воспитания включала: семейное воспитание (до 7 лет); школу грамматиста с обучением поэзии, чтению, письму (с 7 до 14 лет); палестру (школа гимнастики или борьбы, школа педобрита) (с 13 до 15 лет); гимназии – политические, философские, литературные (с 16 до 19 лет); эфебию – подготовку к воинской службе (с 18 до 20 лет).

Афинская система воспитания реализовывала идею гармонического развития личности, а именно комплексное эстетическое, умственное и физическое воспитание.

С развитием общества появилась необходимость обобщения имеющегося опыта в педагогических процессах. Долгое время педагогика была составной частью философии. Стройные педагогические суждения встречались еще в трудах Сократа, Платона, Аристотеля.

Сократ цели воспитания видел в самопознания. Платон отмечал значение педагогического мастерства в развитии общества, роль дошкольного воспитания, в котором большую роль играли потешки, детские песенки, сказки и игры. Цели воспитания Платон видел в создании идеального государства, в котором бы воплотилась Идея Бога. Аристотель предложил идею природосообразности, определил, что гармонии можно достичь через умственное, нравственное и физическое воспитание. Он первым попытался дать возрастную периодизацию.

3 стр., 1398 слов

Цель и задачи физического воспитания

... учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. ГЛАВА 1. Цель физического воспитания общества. Задачи Генеральная цель, выдвигаемая обществом в сфере воспитания на многолетнюю перспективу и намечающая общий результат воспитания, обусловлена коренными общественными потребностями. В подлинно гуманном ...

В I в. н. э. Марк Квинтилиан дал основы дидактики, систематизировал педагогические идеи и дополнил их указаниями по содержанию образования.

В труде «О воспитании оратора» Квинтилиан отмечал:

  • дидактические принципы, методика и правила обучения;
  • цель образования лежит в подготовке оратора, особое место в образовании отводится музыкальному воспитанию;
  • методы обучения включают последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление, упражнение.

Развитие педагогики в Средневековье

Европейское Средневековье надолго определило пути развития педагогических процессов. Для каждой страны границы данной эпохи индивидуальны.

Все Средневековье делят на:

  1. Раннее Средневековье (V–XI вв.).

    Обучение и воспитание носят религиозно-догматический характер. Школа находится под влиянием церкви, в основном ведется подготовка духовенства. Выделяют следующие типы школ: приходская, соборная, монастырская. Содержание образования составляли письмо, молитвы, чтение, астрономия, арифметика, геометрия, теория музыки, риторика, философия.

  2. Развитое Средневековье (XI–XIII вв.).

    Содержание образования вместе с богословием составляли тривиум и квадривиум. Организация обучения – индивидуально-групповая, весь процесс обучения основывался на механическом запоминании. Рыцарское воспитание включало: езду верхом, фехтование, владение копьем, плавание, игру в шашки, охоту, сочинение и пение стихов.

  3. Позднее Средневековья (XIII–XV вв.).

    Появляется схоластика. Ее яркие представители – П. Абеляр, Ф. Аквинский – указывали на необходимость развития логического мышления, умения давать определения и разрабатывать классификации. Схоластика способствовала развитию внимания, интеллекта, методичности.

  4. Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.).

    Процесс образования все больше отходит от религии и церкви. Развитие педагогических идей и концепций связаны с именами В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, М. Монтеня. Основной постулат обучения – гуманное отношение к детям. К началу XVII века утверждаются всеобщность обучения, разносторонность воспитания, наглядность в обучении.

Педагогика Нового и Новейшего времени

Статус педагогики как науки был окончательно обозначен работами Я.А. Коменского. Чешский общественный деятель, педагог-гуманист во всем мире признан основоположником науки педагогики. Его «Великая Дидактика» рассматривает вопросы теории и организации процесса обучения. Коменский обозначил педагогику термином «дидактика», включающем процессы обучения и воспитания. Педагогу принадлежит разработка классно-урочной системы обучения. Единая педагогическая система включала: материнскую школу (воспитание в семье до 6 лет), школу родного языка (от 6 до 12 лет), гимназии и латинские школы (от 12 до 18 лет).

Характерными представителями зарубежной педагогики XVIII века являются Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Гербарт и А. Дистервег (Германия).

Дж. Локк разработал важные психолого-педагогические положения, учитывающие возрастные особенности ребенка, выдвинул предположения о механизме привычки и ее значении в развитии сознательности и любознательности ребенка, в формировании характера, определил пути формирования нравственности.

7 стр., 3289 слов

Проблемы воспитывающего обучения в истории педагогики

... Коменского опирается на идею воспитывающего обучения. 1. Коменский выдвинул принцип соединения обучения с воспитанием и первый в истории педагогики определил основные положения этого принципа. ... всех дохристианских народов задача воспитания обуславливалась национальностью, а христианское воспитание стало общечеловеческим. Целью образования для всех сословий и полов в христианстве стало религиозно- ...

Ж.-Ж. Руссо настаивал на воспитании и обучении детей естественным путем. Цели воспитания он видел в естественном развитии с исключением факторов, препятствующих развитию естественных способностей (например, религиозные и нравственные учения, ограничения, наложенные культурой).

Отстаивал необходимость воспитания личности как будущего члена общества.

И. Г. Песталоцци – основоположник дидактики начального обучения. Считал, что воспитание и обучение должны развивать наиболее характерные человеческой природе нравственные, духовные и физические силы. Гармоничное развитие человека возможно только при тесном взаимодействии и связи нравственного, умственного, трудового и физического воспитания.

Педагогические идеи XIX-XX века получила свое дальнейшее развитие в направлениях: педагогика гражданского воспитания и трудовой школы (Г. Кершенштейнер, Германия); экспериментальная педагогика (Э. Мейман, Германия, Э. Торндайк, США); прагматическая педагогика (Д. Дьюи, США); педагогика воспитания к «свободе» (Р. Штайнера, Германия, М. Монтессори, Италия и др.).