Психологическое направление в социологии

По его словам, социология должна объяснять свой предмет с одной стороны фактами сознания, с другой, некоторым физическим принципом. Причем, как считал Гиддингс, «субъективный и объективный процессы должны быть неразлучными».

Физической основой естественного общества он признает объединение индивидуумов как результат действия чисто внешних физических причин. Но это у него только простая основа, истинное объединение, есть процесс психический, в котором центральную роль играет взаимодействие между индивидами.

Факторами социальной интеграции индивидуальных желаний Гиддингс считает подражание и симпатию. Начало настоящего человеческого общества он относит к тому моменту, когда созданное этими факторами общественное сознание и традиции достигают такого развития, что начинают существовать не только объективно, как привычные явления общества, но и субъективно: в мыслях, чувствах и намерениях отдельных членов общества.

Когда, по замечанию Гиддингса, общество существует в идеях, идея начинает оказывать свое воздействие на объективные отношения. Более того, идея общества, которая была первоначально простым восприятием, становится идеалом, который люди стремятся осуществить в своей жизни. Гиддингс пытался анализировать и социальную структуру общества, в которой выделял три класса:

1. «жизненные классы», или демографические, которые различались по темпам смертности, и рождаемости;

2. «классы личностей», различающиеся по степени одаренности: гении, таланты, нормальные люди;

3. «социальные классы».

Эта последняя группа характеризуется степенью развития у индивидов «сознания рода» и разделяется им на четыре типа:

  • «социальный класс», состоящий из людей, активно защищающих и улучшающих существующий общественный строй;
  • «несоциальный класс», состоящий из тех, кто тяготеет к узкому индивидуализму и равнодушен к общественным делам;
  • «псевдосоциальный класс», состоящий из людей, стремящихся жить за счет общества;
  • «антисоциальный класс», состоящий из инстинктивных и привычных преступников, у которых почти исчезло сознание рода и которые ненавидят общество и все его учреждения.

В отношении оценки и перспектив общественного развития Гиддингс, как и его соотечественник, Уорд, стоял на позициях умеренного социального реформизма и рассматривал государство как силу, способную действовать в интересах всего общества.

4 стр., 1513 слов

Классовая структура общества. Возникновение и тенденции развития класса

... класса. По Р. Дарендорфу, классовая структура производна от структуры власти, и категория класса определяется через отношение власти. [6; с.158] Класс понимают в двух смыслах: в широком и узком. В ... в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. ...

В более поздний период своей научной деятельности под влиянием бихевиоризма Гиддингс пытался подвести под социологическую теорию фундамент статистического метода исследования, оказав заметное влияние на формирование эмпирической социологии в США.

Согласно новым методологическим предпосылкам, наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной постулат бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, поскольку последнее в принципе не наблюдаемо.

В радикальной форме бихевиоризм сводил общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, действующими на человеческий организм, и реакциями организма. Классическая форма бихевиоризма достигла расцвета в 1920;е годы.

На этот период приходится пик влияния бихевиоризма на идеи и методы социологии. Впоследствии, по мере обнаружения его недостатков, связанных с упрощением психики человека и его поведения, бихевиоризм стал терять свою популярность.

2.

3. Кули Ч.Х.

Важная роль в развитии психологической концепции в социологии принадлежит Чарльзу Хортону Кули (1864−1929).

Основные работы Кули: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902 г.), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918 г.), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930 г.).

Кули считал что, первичными фактами общества являются представления, которые люди имеют друг о друге, а личность, это сумма психических реакций человека на мнения окружающих людей. По его мнению, идея человека о самом себе, его самосознание включает три главных элемента:

  • представление о том, каким я кажусь другому лицу;
  • представление об оценке, которую другой дает этому, моему представлению;
  • чувство «Я», вроде гордости или унижения.

Это понятие отраженного «Я», констатирующее зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и его собственной оценки, Кули распространил на всю сферу общественных отношений.

Но если общество складывается из взаимных психических реакций людей друг на друга, то и наибольшее значение в жизни общества должны иметь межиндивидуальные отношения, которые складываются в «первичных группах». Первичная группа, это фундаментальное понятие, которое получило широкое распространение в социологии, хотя чаще под другими названиями: малые группы, неформальные группы.

Первичная группа, которая является у Кули основой формирования идеалов, ценностных установок и социальной природы индивида характеризуется непосредственностью ассоциации, относительной устойчивостью, небольшим числом участников и интимностью: семья, соседство, игровые группы и т. д. Основные общественные связи и социальные организации, как он считал, вырастают на базе идей, заложенных в первичных группах.

Кули признает, от общества не независимы первичные группы, и поэтому до некоторой степени отражают дух общества. Но также он подчеркивал, что эти группы, могут быть универсальными, внеисторическими, составляющими главный базис того, что в человеческой природе и человеческих идеалах универсально. Взгляды Кули оказала большое влияние на социологическую теорию в целом, и в США, и в Европе.

4 стр., 1894 слов

Социология. Социологические концепции личности

... анализирует свое поведение. Концепция личности Э. Фромма Отвечая ... практически-поведенческих признаков личности. Развернутую социологическую теорию, описывающую интеграцию ... и новое общество. Основой будущего общества может быть ... Кули считал главным признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы ... личность находится на пересечении множества воздействий и факторов. В социологии ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение обзора психологической социологии следует отметить, что психологическое направление было шагом вперед как в логико-методологическом плане, связанном с пониманием и исследованием феномена «социальная реальность», так и в построении теоретической концепции общественного развития.

Так, в отличие от тенденций органической школы, представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, направленной эволюции, то есть разумного управления социальными процессами.

Высшая, человеческая ступень эволюции характеризовалась не действием «сил природы», а проявлением идеальной цели. Более того, будущее человечества связывается с его переходом к «коллективному телезису», носителем которого выступает государство, обеспечивающее сознательную кооперацию индивидов.

В недрах этой школы зарождались многие идеи эмпирической социологии, методы и техника проведения социологических исследований. Без этого, как известно, немыслимо существование современной социологии.

Психологическая социология привлекла большое внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы и ряд других.

Однако сведение предмета социологии только к психологическим (социально-психологическим) аспектам взаимодействия оставляет в тени многие общественные отношения и процессы, их структуру и динамику, институциональный срез общества.

Е. И. Кравченко, Е. С. Американская, Е. И. Кравченко, В. П. Трошкина, Г. Е. История, В. П. Трошкина, В. П. Трошкина

С. 331.

Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. — М.: Норма, 2006. — 528 с.

А. А. Социологический, Е. С. Американская, Е. И. Кравченко

Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. С. 294.

Г. Е. История, Г. Е. История

Там же. С. 101.

А. А. Социологический

Там же. С. 39.

Г. Е. История, А. А. Социологический, А. А. Социологический

Там же. С. 147.

А. А. Социологический

154.

А. А. Социологический

Там же. С. 63.

Там же. С. 64.

А. А. Социологический

Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. С. 295.

Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. С. 296.

Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. С. 296.

А. А. Социологический

Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. С.

199.

Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. С. 200.

13 стр., 6208 слов

Причины и условия возникновения социологии

... социологии § 1. Зарождение социологии: предыстория (от мифологии до Нового времени) Историко-философский процесс возникновения и становления социологического ... и усвоения ее учеником через беседу, урок, текст, учебник, и т.п. В мифологии вычленяются ... определенной интеллектуальной работы. Появление письменности, позволяющей излагать мысли в повествовательной форме, создает принципиально новую ...

Там же. С.

122.