Аспекты работы сестры медицинского персонала

Положение и роль медсестры в ряду медицинских работников приобретает в наше время большее значение. Дальнейшее развитие здравоохранения в Российской Федерации в значительной степени зависит от оптимальной численности, структуры и профессионального уровня медицинских и фармацевтических кадров. Развитие здравоохранения является одним из важнейших разделов концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Парадигма качества жизни переопределяет приоритеты развития здравоохранения в пользу профилактики и развития системы первичной медицинской помощи, внедрения систем ранней диагностики заболеваний, а также развития технологий дистанционного контроля за состоянием здоровья пациентов на основе современных информационных систем. Исходя из этого, очевидно, что в системе оказания медицинской помощи населению резко возрастает роль специалистов со средним медицинским образованием, повышаются требования к их профессиональной компетентности. Соотношение числа врачей и специалистов со средним медицинским образованием сегодня достаточно низкое и составляет 1 к 2,22 [11].

Учитывая цели медицинских реформ этого явно недостаточно, так как вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации, т.е. как раз затрудняет решение первоочередных задач реформы. К 2015 г. предполагается довести указанное соотношение до 1:3-1:5, а к 2020 г. — до параметра 1:7-1:8. Работа в медицине предполагает модель профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Большое значение в такой работе имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

Цель работы: выявить основные психологические особенности работы медицинских сестер среди медицинских работников.

Задачи работы:

  • дать характеристику работы медицинских сестер во взаимосвязи с другими медицинскими работниками;
  • изучить основные личностные качества, необходимые для работы сестер;
  • определить основные профессиональные факторы риска медицинских работников
  • выявить и проанализировать «эмоционального выгорания» у сестер как последствия психологического фактора профессионального риска;
  • рассмотреть возможные пути профилактики«эмоционального выгорания».

Для подготовки специалистов на сегодня создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.).

37 стр., 18119 слов

Образование детей с нарушениями психофизического развития в России

... образования РФ на современном этапе. Задачи дипломной работы: 1) определить понятие интегрированного подхода в образовании; 2) изучить проблему интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в ... в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Л.С. Выготский подчеркнул, что при всех своих достоинствах наша коррекционная школа ...

Все это говорит о повышении потребности в квалифицированных кадрах, при этом роль сестры в структуре медицинских работников среднего звена продолжает оставаться на переднем плане по многим причинам. Прежде всего — это непосредственный контакт как с пациентами с одной стороны, так и с лечащими врачами, консультирующими врачами-специалистами с другой стороны. Постоянное воздействие повышенных психо-эмоциональных нагрузок, одного из факторов риска в работе сестры, приводит в настоящее время к феномену «эмоционального выгорания» у медицинских сестер. При этом они имеют даже больший риск формирования данного вида отклонения от нормы, чем многие другие медицинские работники.

В наше исследование по изучению формирования «синдрома эмоционального выгорания» вошли медсестры, работающие в соматической службе амбулаторного и стационарного звена. Первая группа: медицинские сёстры — 26 человек, работающие в амулаторно-поликлинической службе со сменным графиком работы в дневное время. Вторая группа: медицинские сёстры -30 человек, работающие в стационарных отделениях, с круглосуточным режимом работы. Критерии отбора в группы: возраст, пол, медицинское образование.

Методы исследования: 1. анонимное анкетирование медицинских сестер

  • Оценка локуса контроля по Д.Роттеру [2].
  • Оценка психологической нагрузки на медсестер по методике В.В.

Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» [3].

4. Статистическая обработка полученных результатов с подсчетом средней, стандартного отклонения и ошибки средней, критерия Стьюдента [9].

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : медицинские сестры соматической службы амбулаторного и стационарного звена.

ОБЪЕКТ: синдром эмоционального выгорания педагогов и медработников, работающих с детьми.

С учётом специфики темы и на основании приведенных выше задач в настоящей работе рассмотрены проблемы и направления решения синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕДСЕСТРА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1.1 Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников

В наши дни востребованность профессии медсестры (медбрата) высокая. Любому врачу будет тяжело самостоятельно справляться с лечением больного без профессионального помощника, специализирующегося в области сестринского дела и имеющего среднее медицинское образование. Высокий профессионализм медицинской сестры — важнейший фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого — с вышестоящим руководством. Медицинская сестра сегодня может самостоятельно вести наблюдение, лечение (вести сестринские истории болезни) определенных групп больных (например, в хосписах), а врача вызывать только для консультации. Создаются и действуют общественные организации медицинских сестер, рассматривающие проблемы сестринского дела в системе здравоохранения, повышения престижа профессии, привлекающие членов Организации к научным исследованиям в области сестринского дела, проводящие конференции, семинары по актуальным проблемам в сестринском деле, защищающие юридические права медицинских сестер и т.д. [ 11 ].

9 стр., 4087 слов

Вопросы самоконтроля и саморегуляции в работе медицинской сестры

... медицинских сестер. Удовлетворенность может быть полной или частичной, в ряде случаев возникает неудовлетворенность как сестринскими услугами (со стороны пациентов), так и результатами работы (со стороны медицинского персонала). 4. Контроль исполнения обязанностей медсестры ...

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа — первую, через восемь лет — высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

  • Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.
  • Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.
  • Медсестры в кабинете физиотерапии.

Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.

— Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.

— Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры — они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

— Палатная медсестра — раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении).

Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

  • Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

— Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

  • Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

— Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.).

Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

— Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Есть также медсестры по массажу, диетические и т.д. Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом — своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры — помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение, особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь[13].

Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.

Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

1.2 История профессии и личные качества, необходимые для работы медсестрой

медицинский сестра профессиональный риск

Первые медицинские сёстры появились под эгидой церкви. И слово «сестра» обозначало родство не кровное, а духовное. Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, — братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

В XI веке в Нидерландах, Германии и др. странах появились общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, позже причисленная к лику святых, построила на свои средства госпиталь, а также организовала приют для подкидышей и сирот, и сама же в нём работала. В её честь была основана католическая община елизаветинок. В мирное время сёстры-монахини ухаживали только за больными женщинами, а в военное — и за раненными воинами. Также они ухаживали за больными проказой. В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Он впервые предложил это название — «сестра милосердия», «старшая сестра». Община состояла из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали каких-либо постоянных обетов. Во главе общины стояла Луиза де Мариллак, которая организовала специальную школу для обучения сестёр милосердия и сиделок. Подобные общины стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В середине 19 века почти одновременно в Англии и России появились профессиональные медсестры (то есть женщины, которые не только имели желание служить соседям, но и обладали определенными медицинскими знаниями и навыками).

В России профессия медсестры появилась в 1863 году. Затем был издан приказ военного министра о введении по согласованию с Крестовоздвиженской общиной постоянного ухода за больными в военных госпиталях. Краеугольным камнем философии медсестринского движения является идея равного права на милосердие любого человека, независимо от его национальности, социального положения, религии, возраста, характера заболевания и так далее

Основатель медсестры Ф. Найтингейл определил сестринское дело как одно из старейших искусств и одну из самых молодых наук, в которой основное внимание уделяется уходу за пациентами. Впервые в истории он выразил твердую уверенность в том, что «.. по сути, медсестра как профессия отличается от медицинской деятельности и требует особых знаний, помимо медицины». Наивысшая оценка профессиональных услуг медсестры — медаль Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды удостоены многие российские медсестры.

Морально-этические основы профессиональной деятельности медсестры закреплены в ряде международных и российских документов. Таким образом, Кодекс этики Международного совета медсестер и Национальный кодекс этики медсестер действуют в большинстве развитых стран. У российских медсестер также есть свой профессиональный этический кодекс, принятый в 1997 году на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу. Медсестра, фельдшер, акушерка (далее — медсестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и получение адекватной медицинской помощи. Медсестра обязана оказывать пациенту высококачественную медицинскую помощь, соответствующую принципам гуманности, профессиональным стандартам и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом [15].

Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Древнее название этой профессии — «сестра милосердия». Сострадание и сострадание к боли других — одно из важнейших качеств медсестры. Это сопровождается вниманием, точностью и ответственностью. Также важна хорошая координация движений (это особенно важно для операционных, процедурных медсестер и медсестер), хорошая память, стремление к профессиональному росту. Крепкого здоровья и выносливости. Аллергия на некоторые лекарства может мешать работе. Например, медсестра операционной не может помочь с операцией, если пары дезинфицирующего средства вызывают у нее кашель. Часто медсестра работает нерегулярно, а ночные смены и физическая активность могут негативно сказаться на эмоциональном и психическом состоянии медицинского персонала.

Главное условие деятельности медсестры — профессиональная компетентность. Чтобы работать медсестрой, вы должны стремиться повышать свои знания, придерживаться и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определенные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Постоянное совершенствование знаний и специальных навыков, повышение культурного уровня — первоочередная профессиональная обязанность медсестры. Он также должен быть компетентным в отношении моральных и юридических прав пациента.

Медсестра должна иметь возможность хранить в секрете от третьих лиц информацию, которая была ей доверена или стала ей известна в связи с выполнением ее профессиональных функций, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его болезни, а также на личную жизнь пациента даже после его смерти. Уважайте право умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медсестра должна уважительно относиться к умершему пациенту. При обращении с телом следует учитывать религиозные и культурные традиции.

1.3 Тактика сестры в процессе медицинской деятельности

Общение с пациентом — важный элемент процесса лечения. Все это требует большого такта, особенно если речь идет об уточнении настроения, психических травмах, которые играют важную роль в развитии болезни. Следует отметить, что квалификация, опыт и компетентность врача и медсестры являются предпосылкой для возникновения позитивных и доверительных психологических отношений между медицинскими работниками и пациентами. Узкая специализация несет в себе определенную опасность узкого взгляда на пациента. Медицинская психология может помочь согласовать эти негативные аспекты специализации за счет четкого понимания личности и тела пациента [15].

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача или медсестру неопрятными, заспанными, то он может потерять веру в них, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения — настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливыми владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда — над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей [4].

Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Таким образом, профессиональная деятельность медицинской сестры является связующей в процессе работы медицинских работников. Медицинская сестра является базисом в решении задач служб лечения, долечивания, патронажа, реабилитации. Большое значение в такой работе имеет умение налаживать контактов, что и накладывает определенные требования к личностным качествам сестры. С момента возникновения и до настоящего времени основными качествами медицинских сестер должны являться милосердие и сочувствие чужой боли, большого такт в общении, как с пациентами, так и с коллегами.

ГЛАВА II. аспекты работы СЕСТРЫ СРЕДИ медицинского персонала

1 Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях

Одной из важнейших задач успешной работы медицинских работников является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) [1].

Можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние здоровья персонала:. Физические факторы риска:

  • физическое взаимодействие с пациентом;
  • воздействие высоких и низких температур;
  • действие различных видов излучений;
  • нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза прежде всего у медицинских сестер <#»704008.files/image001.gif»>

  • Рис.1 Характеристика обследуемых по возрасту.

Но при сравнении возрастных показателей, было установлено преобладание в поликлинике более молодых специалистов по сравнению со стационаром (рис.1).

Так, медсестер до 25 лет в поликлинике было 9 человек (34,6%), медсестер в возрасте 25-40 лет 10 (38,4%), медсестер в возрасте 41-55 лет 5 (19,2%) и старше 55 лет 2 (7,7%).

В стационаре медсестер до 25 лет было 3 человека (10,0%), медсестер в возрасте 25-40 лет 11 (36,7%), медсестер в возрасте 41-55 лет 12 (40,0%) и старше 55 лет 4 (13,3%).

Соответственно стаж работы тоже отличался (рис.2).

Проработавши менее 5 лет в поликлинике было , в стационаре

Глава аспекты работы сестры среди медицинского персонала 1

Рис.2 Характеристика обследуемых по стажу работы.

Так, медсестер со стажем работы до 5 лет в поликлинике было 4 человека (15,4%), медсестер со стажем работы 5-10 лет 6 (23,1%), медсестер со стажем работы 10-20 лет 41-55 лет 12 (46,2%) и со стажем работы более 20 лет 3 (11,4%).

В стационаре медсестер со стажем работы до 5 лет было 3 человека (10,0%), медсестер со стажем работы 5-10 лет 8 (26,7%), медсестер со стажем работы 10-20 лет 13 (43,3%) со стажем работы более 20 лет 6 (20,0%).

В обследовании оценивали локус контроля у медицинских работников по методике Дж. Роттера [2].

Локус контроля — понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. Распределение медсестер по уровню локуса контроля представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты изучения локуса контроля у медицинских сестер по методике Дж. Роттера

Уровень интернальности

Поликлиника

Стационар

абс

%

абс

%

низкий

16

61,5

20

66,7

высокий

10

38,5

10

33,3

Из таблицы 2 видно, что у большинства медицинских работников низкий уровень как общей интернальности, так и интернальности в профессиональной деятельности: он выражен у 61,5% медсестер в поликлинике и 66,7% медсестер в стационаре. Это говорит о проявлении у них экстернальности. Для них свойственно внешне направленное защитное поведение. Любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация своих способностей и возможностей. Они убеждены, что их неудача является результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы. Однако особой признательности за сочувствие от них ожидать не приходится.

Высокий уровень имеют 38,5% медицинских сестер поликлиник и 33,7% медсестер стационара, что говорит о проявлении интернальности. Они имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий, фактов, как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путём развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом, в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы. Эти люди считают, что всё чего они добились в жизни, является результатом их труда и заслуг.

Мы также изучили феномен эмоционального выгорания у медицинских сестер[3].

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.

Каждый компонент «выгорания» диагностируется по 4-м признакам, образующим соответствующие шкалы:

Компоненты «выгорания»

Признаки (шкалы)

«Напряжение»

— Переживание психотравмирующих обстоятельств — Неудовлетворенность собой — «загнанность в клетку» — тревога и депрессия

«Резистенция»

— неадекватное избирательное эмоциональное реагирование — эмоционально-нравственная дезориентация — расширение сферы экономии эмоций — редукция профессиональных обязанностей

«Истощение»

— эмоциональный дефицит — эмоциональная отстраненность — личностная отстраненность (деперсонализация) — психосоматические и психовегетативные нарушения

По этой методике нами было опрошено 56 медицинских сестер амбулаторного и стационарного звена соматической службы.

В ходе проведенного исследования феномена эмоционального выгорания у медсестер поликлиники и стационара соматической службы были получены следующие результаты. На рис.3 приведены данные по степени сформированности фазы напряжения у медсестер поликлиники и стационара.

Глава аспекты работы сестры среди медицинского персонала 2

Рис.3 Степень сформированности фазы напряжения у медсестер поликлиники и стационара.

Анализ симптомов фазы напряжения показал, что симптом эмоционального выгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств» сформирован у 93,3% медсестер стационара и 26,9 % медсестер поликлиники (табл. 3).

Таблица 3

Результаты исследования эмоционального выгорания у медсестер в фазе напряжения

Фаза/симптомы

Поликлиника

Стационар

р

абс

%

абс

%

I.«Напряжение» : Фаза не сформировалась Фаза в стадии формирования Сформировавшаяся фаза

19 7 0

73,1±8,69 26,9±8,69 0

0 7 23

0 23,3±7,72 76,7±7,72

Переживание психотравмирующих обстоятельств: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

19 0 7

73,1±8,69 0 26,9±8,69

0 2 28

0 6,7±4,56 93,3±4,56

Неудовлетворенность собой: *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

19 5 2

73,1±8,69 19,2±7,72 7,8±5,26

5 17 8

16,7±6,81 56,7±9,05 26,6±8,08

«Загнанность в клетку»: *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

18 8 0

69,2±9,05 30,8±9,05 0

2 7 21

6,7±4,56 23,3±7,72 70,0±8,37

Тревога и депрессия: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

26 0 0

100 0 0

0 12 18

0 40,0±8,94 60,0±8,94

Примечание: *p<0.05- разница статистически достоверна между показателем поликлиники и стациоанара

В фазе напряжения данный симптом проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы, раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». У 6,7% медсестер стационара данный симптом находится в фазе формирования и 73,1 % медицинских сестер оликлиники этот симптом не сформирован.

Синдром «неудовлетворенность собой» сформированы у 26,6% медсестер стационара и у 7,8% медсестер поликлиники. Эти медицинские работники испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту. У большинства медицинских сестер поликлиники (73,1%) и у части медсестер стационара данные симптомы не сформированы (16,7%), в фазе формирования данный симптом у 7,1% сестер поликлиники и 56,7 : сестер стационара.

Симптом «загнанности в клетку» сформирован у 70,0% медицинских сестер стационара и у 23,3% в стадии формирования. Показательно то, что данный симптом не сформирован у 69,2% медицинских сестер поликлиники и у 30,8% в стадии формирования. Данный симптом выступает логическим продолжением развивающегося стресса. То есть психотравмирующие обстоятельства влияют на медработников, и притом, что и устранить их невозможно, они переживают чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика, которое наиболее присуще работающим в стационаре в круглосуточном режиме работы.

Такой симптом эмоционального выгорания, как «тревога и депрессия» сформирован у 60% медсестер стационара, у всех медицинских сестер поликлиники (100% медсестер), данный симптом не сформирован. Этот синдром обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности.

На рис.4 приведены данные по степени сформированности фазы резистенции у медсестер поликлиники и стационара.

Глава аспекты работы сестры среди медицинского персонала 3

Рис.4 Степень сформированности фазы резистенции у медсестер поликлиники и стационара.

Фаза резистенции, сформирована у большинства медработников, рассмотрим сформированность отдельных ее симптомов. Результаты диагностики симптомов фазы резистенции представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования эмоционального выгорания у медсестер в фазе резистенции

Фаза/симптомы

Поликлиника

Стационар

абс

%

абс

%

I.«Резистенция» : Фаза не сформировалась *Фаза в стадии формирования Сформировавшаяся фаза

5 21 0

19,2±7,72 80,8±7,72 0

0 12 18

0 40,0±8,94 60,0±8,94

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

2 12 12

7,8±5,26 46,1±9,78 46,1±9,78

0 8 22

0 26,6±8,08 73,4±8,08

Эмоционально-нравственная дезориентация: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

14 6 6

53,8±9,78 23,1±8,27 23,1±8,27

15 4 11

50,0±9,13 13,4±6,26 36,6±8,80

Расширение сферы экономии эмоций: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

20 10 0

73,1±8,69 26,9±8,69 0

15,0 11 4

50,0±9,13 36,6±8,80 13,4±6,26

Редукция профессиональных обязанностей: не сложившийся симптом складывающийся симптом *сложившийся симптом

13 9 4

50,0±9,81 34,6±9,33 15,4±7,08

0 4 26

0 13,4±6,26 86,6±6,26

Примечание: *p<0.05- разница статистически достоверна между показателем поликлиники и стациоанара

Симптом «неадекватного эмоционального реагирования» является наиболее выраженным в данной фазе, он сформирован у 46,1% сестер поликлиники и 73% медсестер стационара, у 46,1% сестер поликлиники и 27% медсестер он находится в стадии формирования. Выраженность данного синдрома — несомненный «признак выгорания», он показывает, что медицинские работники перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, демонстрируя последнее.

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» выражен у 23,1% сестер поликлиники и 36,7% медсестер стационара, в то время как у большинства медицинских работников он не сформирован. Данный симптом как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с пациентами и коллегами. Следовательно, часть медсестер поликлиники испытывают потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, они защищают свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», для медсестер стационара это более характерно.

Симптом «расширения сферы экономии эмоций» не сформирован ни у одной из сестер поликлиники и у 26,9% он в стадии формирования, в то время как среди медсестер стационара данный симптом сформирован у 13,3% и у 36,7% он в стадии формирования. Сформированность данного симптома, свидетельствует о том, что медработники устают на работе от контактов, разговоров, ответов на вопросы, и им уже не хочется общаться даже с близкими. И часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе специалисты еще общаются соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаются.

Симптом «редукции профессиональных обязанностей» сформирован у 15,4% сестер поликлиники и 86,7% медсестер стационара, в данной выборке у 34,6% сестер поликлиники и 13,3% медсестер стационара данный симптом находится в стадии формирования. Редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, — пациентов обделяют вниманием.

На рис.5 приведены данные по степени сформированности фазы истощения у медсестер поликлиники и стационара.

Глава аспекты работы сестры среди медицинского персонала 4

Рис.5 Степень сформированности фазы истощения у медсестер поликлиники и стационара.

У большинства медицинских сестер поликлиники фаза «истощения» не сформирована, а у медсесестер стационара сформирована. Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности. Из таблицы 5 мы видим, что симптом «эмоционального дефицита» сформирован у 23,1% сестер поликлиники и 80% медсестер стационара, у большинства медсестер поликлиники (50%) данный симптом не сформирован и у части сестер стационара (20,0%) в стадии формирования.

Таблица 5

Результаты исследования эмоционального выгорания у медсестер в фазе истощения

Фаза/симптомы

Поликлиника

Стационар

абс

%

абс

%

I.«Истощение» : Фаза не сформировалась Фаза в стадии формирования Сформировавшаяся фаза

17 9 0

65,4±9,33 34,6±9,33 0

0 14 16

0 46,8±9,11 53,2±9,11

Эмоциональный дефицит: не сложившийся симптом складывающийся симптом *сложившийся симптом

13 7 6

50,0±9,81 26,9±8,69 23,1±8,27

6 0 24

20,0±7,30 0 80,0±7,30

Эмоциональная отстраненность: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

23 3 0

88,5±6,25 11,5±6,25 0

0 6 24

0 20,0±7,30 80,0±7,30

Личностная отстраненность (деперсонализация): *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

17 9 0

65,4±9,33 34,6±9,33 0

4 13 13

13,4±6,26 43,3±9,05 43,3±9,05

Психосоматические и психовегетативные нарушения: *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

26 0 0

100 0 0

8 8 14

26,6±8,08 26,6±8,08 46,8±9,11

Примечание: *p<0.05- разница статистически достоверна между показателем поликлиники и стациоанара

Симптом «эмоциональной отстраненности» сформирован у 80% сестер стационара, у 11,5% медсестер поликлиники и у 20% сестер стационара он в стадии формирования, у 88% медсестер поликлиники симптом не сформирован. В случае сформированности данного симптома сестеры полностью исключают эмоции из сферы профессиональной деятельности. Их почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» сформирован у 43,3 % медсестер стационара, у большинства медсестер поликлиники (65,4%) он также как и предыдущий симптом не сформирован. Данный симптом проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» сформирован у 46,7% медсестер стационара. У всех (100%) медицинских работников поликлиники он так же не сформирован.Данный симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Таким образом, в результате исследования выявлен среднегрупповой общий итоговый балл эмоционального выгорания у работников поликлиники 114,3 балла , а у работников стационара 196,7 баллов. Работники амулаторно-поликлинической службе со сменным графиком работы в дневное время имеют средний уровень эмоционального выгорания, а медицинские сестры, работающие в стационарных отделениях с круглосуточным режимом работы имеют высокий уровень эмоционального выгорания. При этом у медицинских сестер поликлиники по степени сформированности имеются лишь симптомы фазы напряжения (26,9%) , в то же время у медсестер стационара преобладают сформированные симптомы как фазы напряжения (76,77), так и фаз резистенции (60,0%) и истощения (53,3%).

Это говорит о более сложных условиях работы медицинских сестер с круглосуточным режимом работы[6].

В целом до трети медицинских сестер поликлиники и стационара имеют высокий уровень интернальности (соответственно 38,5% и 33,7% ), что говорит о проявлении у них убеждения в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от их компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

Заключение

Здоровье населения является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и укрепление его — важная задача, в выполнении которой должны принимать участие все без исключения. Не последняя роль в выполнении этой задачи отведена нашему многочисленному, трудолюбивому и основному звену здравоохранения — медицинским сестрам. Хотя долгие годы снижалась престижность работы медицинской сестры, ее социальный статус, в настоящее время в России проводится активная целенаправленная работа по возрождению сестринской профессии, ее значимости.

Причины отставания сестринского дела в России по сравнению с развитыми странами многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре, как помощнице врача, выполняющей только вспомогательные медицинские функции; пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов к управлению и организации работы сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Однако изменения условий функционирования государственных структур, острота экономической ситуации в стране, происходящий переход к рыночным отношениям выдвигают новые подходы организации и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли, их практическое использование.

Именно медицинские сестры, оказываются рядом с больным в первые минуты ухудшения его состояния в условиях стационара, на дому при активных вызовах, оказывают первую доврачебную помощь, психологическую поддержку больных и их родственников. Нет «средних» медицинских работников, есть медицинские сестры со средним медицинским образованием. Конечно же изменения в экономической и политической деятельности нашего государства существенно отразились на здравоохранении. Появляются новые формы взаимодействия между населением и его обслуживающим медицинским персоналом. Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине. Появилось платное обслуживание. Оказанная медицинская помощь выступает как товар, а спросом пользуется только товар высокого качества. Необходимость в высоком профессионализме медицинских работников, особенно медицинских сестер, повлекла за собой изменение первичной подготовки. В настоящее время сложилась многоуровневая система: базовая (медицинские училища), повышенная (колледжи) и высший уровень (факультеты высшего сестринского образования медицинских вузов).

В настоящее время специальность медицинской сестры „сестринское дело» приобретает все больший вес. Она существенно меняет роль медицинской сестры в системе здравоохранения и во взаимоотношениях с пациентами. В этой специальности главной формой деятельности является сестринский процесс. Понятие сестринского процесса значительно расширяет возможности участия медицинской сестры в оказании помощи и последующем лечении больного. Она выступает не простым исполнителем воли врача, как было раньше, а собирает анамнез, ставит предварительный диагноз и в дальнейшем постоянно следит за поведением больного, сообщает врачу обо всех изменениях, участвует в обходе больных врачом.

И хотя в большинстве учреждений здравоохранения сложившиеся традиционные подходы к роли медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача, мне хотелось бы верить в то, что в процессе реформирования системы здравоохранения утвердится роль медицинской сестры в сторону увеличения ее профессиональной компетентности, будет повышаться профессиональный и социальный статус, а также престиж профессии, что будет способствовать закреплению специалистов в сестринском деле и в итоге — улучшению оказания медицинской помощи.

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий — медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте[8].

Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.).

Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.

В нашем исследовании мы проанализировали возрастной состав медицинских сестер поликлиники и стационара и пришли к выводу, что средний возраст медсестер составляет соответственно в среднем 38,3±4,12 и 41,2±2,69 года. Стаж работы медицинских работников в среднем составляет соответственно 16,2±6,21 и 19,3±5,33. Это говорит о хорошей кадровой обеспеченности медицинскими сестрами на сегодняшний день. Но в будущем количество медицинских сестер может сократиться, так как молодых кадров (со стажем работы до 10 лет в общей структуре обследуемых) не более трети.

В поликлинике таких было 10 человек (38,4%), в стационаре медсестер со стажем работы до 10 лет было 11 человек (36,7%)(рис 6.).

Заключение 1 Заключение 2

Рис.6. Характеристика медсестер по стажу работы в поликлинике и стационаре.

Нами было установлено, что лишь треть медицинских сестер поликлиники и стационара имеют высокий уровень интернальности (соответственно 38,5% и 33,7% ), что говорит о проявлении у них убеждения в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от их компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности[5].

В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на положительном полюсе свойства настойчивости, планомерности, старательности, ответственности, аккуратности и упорядоченности. Среди медсестер преобладают экстерналы. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Далее мы провели оценку эмоционального выгорания у медицинских сестер. В результате исследования у работников амулаторно-поликлинической службы со сменным графиком работы в дневное время выявлен средний уровень эмоционального выгорания, а у медицинских сестер, работающие в стационарных отделениях с круглосуточным режимом работы -высокий уровень эмоционального выгорания . При этом у медицинских сестер поликлиники по степени сформированности имеются лишь симптомы фазы напряжения (26,9%) , в то же время у медсестер стационара преобладают сформированные симптомы как фазы напряжения (76,77), так и фаз резистенции (60,0%) и истощения (53,3%).

Это говорит о более сложных условиях работы медицинских сестер с круглосуточным режимом работы.

Для профилактики эмоционального выгорания существует множество методик. Учитывая то, что «синдром эмоционального выгорания» является следствием психо-эмоционального стресса, необходимо уметь ему противостоять, либо не допускать возникновения стрессовых ситуаций. Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

Первая группа — включает способы, использующие физические факторы воздействия — это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

Вторая группа — аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

Третья группа — способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта.

  • Первый из них можно охарактеризовать словом “зато”. Суть его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи.

— Второй прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу “зелен виноград”: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

Важный способ снятия психического напряжения — это активизация чувства юмора. Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют даже «стационарным бегом трусцой».

Таким образом, современный уровень развития медицины предусматривает как одновременное, так и последовательное участие в лечебно-профилактической работе медиков многих специальностей и профессиональных уровней. Сам медицинский труд приобрел коллективный характер. Достаточно сказать, что в системе советского здравоохранения в настоящее время существует около 170 врачебных специальностей и более 100 специальностей средних медицинских работников. История отечественной медицины со всей убедительностью показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда средних медицинских работников, и в частности медицинских сестер. Медицинская сестра наших дней является знающим, тщательно и разносторонне подготовленным специалистом средней медицинской квалификации. Медицинские сестры стали активными участниками лечебно-диагностического процесса, выступая в роли первых помощников врача. Они разделяют с врачами всю тяжесть труда у постели больного, непосредственно обеспечивая лечение, уход и постоянное наблюдение за больными, находясь подчас круглосуточно рядом с пациентами. Имея столь напряженный график работы сами медицинские сестры на сегодняшний день имеют высокую вероятность формирования «синдрома эмоционального выгорания», выливающегося в конечном итоге в различные психо-соматические заболевания. Для предупреждения последних необходимо соблюдение профилактических мер и постоянный личностный рост медицинской сестры.

ВЫВОДЫ

  • В современном мире медицинские сестры работают в тесной взаимосвязи с другими медицинскими работниками, потребность в квалифицированных кадрах среднего звена (прежде всего медсестринских) продолжает расти, вследствие того, что растет профилактическая и реабилитационная направленность медицинской деятельности, однако обеспеченность молодыми кадрами остается невысокой;
  • Основными личностными качествами, необходимыми для работы сестер являются милосердие и сочувствие чужой боли, большой такт в общении, как с пациентами, так и с коллегами;

— Основными профессиональными рисками медицинских работников являются физические (излучения, температурный фактор), химические (средства дезинфекции и др.), биологические (контакт с биологическими жидкостями с высоким риском инфицирования) и психологические (длительный психо-эмоциональный стресс в процессе работы) факторы.

— В результате исследования у медсестер амулаторно-поликлинической службы со сменным графиком работы в дневное время выявлен средний уровень эмоционального выгорания, а у медицинских сестер, работающих в стационарных отделениях с круглосуточным режимом работы — высокий уровень эмоционального выгорания. При анализе симптомов эмоционального выгорания у медицинских сестер поликлиники по степени сформированности имеются лишь симптомы фазы напряжения (26,9%) , в то же время у медсестер стационара преобладают сформированные симптомы как фазы напряжения (76,77), так и фаз резистенции (60,0%) и истощения (53,3%).

Это говорит о более сложных условиях работы медицинских сестер с круглосуточным режимом работы.

— Возможными путями профилактики«эмоционального выгорания» являются непрерывный личностный рост (совершенствование в профессии,увлечения и хобби), аутотренинг, повышение сопротивляемости организма с использованием физических факторов и природных адаптогенов.