Общие технологии социальной работы

Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведём один пример социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших [5,с.142].

Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идёт преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом о технологиях социальной защиты всех слоёв населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путём создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений.

Существует тесная связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоёмкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки.

18 стр., 8936 слов

Управление поведением потребителей в сфере услуг

... курсовой работы необходимо решить ряд задач: рассмотреть теоретические аспекты моделирования поведения потребителей услуг и охарактеризовать типы покупательского поведения пользователей услуг; рассмотреть этапы поведения потребителя на рынке услуг ... факторов, влияющих на потребительское поведение: культурные. Набор ценностей и стереотипов, оказывающих влияние на выбор. социальные. Человек живёт в ...

Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий, а также технологии, учитывающие специфику различных сфер жизнедеятельност.

Технологии в социальной работе во многом предопределяют её эффективность [5,6].

3 Социальная диагностика и социальное прогнозирование

Социальная диагностика (от греч. diagnostikos — способный распознавать) — анализ состояния социальных объектов (систем и организаций) и процессов, выявление проблем их функционирования и развития. Широкое применение социальная диагностика получила в практике управленческого консультирования; здесь она предполагает комплексное обследования состояния дел с целью оценки «болевых точек» .

К ним относятся:

организационные противоречия (по «горизонтали» и «вертикали» внутри общности, в отношениях организации с внешней средой — отраслью, городом, регионом и т. д. ),

трудности (помехи, нехватки, дефицит ресурсов, кадровые проблемы),

неопределенность в целях, связях, нормах, функциях, задачах и т. д. [8,с.243].

Методы социальной диагностики:

  • позиционный анализ,
  • деловые и ролевые игры,
  • » мозговая атака», опросы экспертов,
  • «диагностические интервью» с ключевыми фигурами организации,
  • лонгитюдные исследования,
  • анализ документов,
  • анализ социальной и социально-экономической информации, статистической отчетности и т. д.

На первом (предварительном) этапе диагностика может начинаться с элементарного анализа, который помогает ответить на вопросы: как проходят документы, насколько оперативно решаются вопросы, удовлетворены ли клиенты — частные граждане и юридические лица (например, социальные партнеры службы занятости) — рассмотрением их просьб, обращений, предложений, проектов, обоснованы ли отказы и не являются ли причины для них надуманными и т. п. Такой анализ помогает оперативно решать некоторые вопросы рационализации деятельности, особенно в небольших организациях, а затем может послужить отправной точкой для более глубокого диагностического обследования.

Прогнозирование — частный вид моделирования как основы познания и управления. Роль прогнозирования в управлении страной, отраслью, регионом, предприятием очевидна. Необходимы учет СТЭП-факторов (социальных, технологических, экономических, политических), факторов конкурентного окружения и научно-технического прогресса, а также прогнозирование расходов и доходов предприятий и общества в целом (в соответствии с жизненным циклом продукции — во времени и по 11-и стадиям международного стандарта ИСО 9004).

2 стр., 911 слов

Педагогические методы социальной работы

... воспитания. Педагогические технологии имеют смысл только в пределах системы диагностики, принятия управленческих решений в отношении целей, содержания образования и воспитания, выбора средств их взаимосвязанной реализации в социальной работе. О месте технологий в учебно-воспитательной работе ...

Проблемы внедрения и практического использования математических методов прогнозирования связаны прежде всего с отсутствием в нашей стране достаточно обширного опыта подобных исследований, поскольку в течение десятилетий планированию отдавался приоритет перед прогнозированием [4] (20, «https:// «).

Статистические методы прогнозирования. Простейшие методы восстановления используемых для прогнозирования зависимостей исходят из заданного временного ряда, т. е. функции, определенной в конечном числе точек на оси времени. Задачам анализа и прогноза временных рядов посвящена глава 6 выше. Временной ряд при этом часто рассматривается в рамках вероятностной модели, вводятся иные факторы (независимые переменные), помимо времени, например, объем денежной массы (агрегат М2).

Временной ряд может быть многомерным, т. е. число откликов (зависимых переменных) может быть больше одного. Основные решаемые задачи — интерполяция и экстраполяция.

Оценивание точности прогноза — необходимая часть процедуры квалифицированного прогнозирования. При этом обычно используют вероятностно-статистические модели восстановления зависимости, например, строят наилучший прогноз по методу максимального правдоподобия. Разработаны параметрические (обычно на основе модели нормальных ошибок) и непараметрические оценки точности прогноза и доверительные границы для него (на основе Центральной Предельной Теоремы теории вероятностей).

Так, нами предложены и изучены методы доверительного оценивания точки наложения (встречи) двух временных рядов и их применения для оценки динамики технического уровня собственной продукции и продукции конкурентов, представленной на мировом рынке.

Применяются также эвристические приемы, не основанные на какой-либо теории: метод скользящих средних, метод экспоненциального сглаживания.

Адаптивные методы прогнозирования позволяют оперативно корректировать прогнозы при появлении новых точек. Речь идет об адаптивных методах оценивания параметров моделей и об адаптивных методах непараметрического оценивания. Отметим, что с развитием вычислительных мощностей компьютеров поблема сокращения объемов вычисления теряет свое значение.

Многомерная регрессия, в том числе с использованием непараметрических оценок плотности распределения — основной на настоящий момент эконометрический аппарат прогнозирования. Подчеркнем, что нереалистическое предположение о нормальности погрешностей измерений и отклонений от линии (поверхности) регрессии использовать не обязательно. Однако для отказа от предположения нормальности необходимо опереться на иной математический аппарат, основанный на многомерной центральной предельной теореме теории вероятностей и эконометрической технологии линеаризации. Он позволяет проводить точечное и интервальное оценивание параметров, проверять значимость их отличия от 0 в непараметрической постановке, строить доверительные границы для прогноза [4,5].

4 Инновационные технологии социальной работы

11 стр., 5142 слов

Виды и методы социального проектирования

... на будущее путем совершенствования управления социальными процессами и явлениями7 . Социальное проектирование, полагает И. В. Бестужев-Лада, ... технологии проектирования, модифицируя организационные формы и стандарты управленческих действий. Существует тесная связь между прогностическими, проектировочными и управленческими функциями в развитии социальных систем. Необходимость выхода прогнозирования ...

Под инновацией (от латинского — нововведение) в широком смысле этого слова понимается новый способ что-либо делать, что влечёт за собой социальные изменения в обществе. Инновационная деятельность деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов в традиционной деятельности.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний — социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния по следующим причинам:

Во-первых, отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям.

Во-вторых, социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.

В-третьих, разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства [6,с.324].

Сегодня речь идёт не о новой, а о совершенствующейся деятельности, поскольку меры радикального характера встречают более сильное сопротивление и с учётом менталитета нашего населения результат может быть получен совсем противоположный (инволюция «назад, в средние века»).

Поэтому более целесообразно говорить о модифицирующих нововведениях, представляющих собой введение улучшений, дополнений к успешно работающим базовым формам.