Физическое воспитание студенческой молодежи

Физическое воспитание представлено в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Оно способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста.

В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных исследованию эффективности внедрения форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманизации вузовского образования.

Оценивая положительный вклад специалистов в разработку проблемы физкультурного воспитания студентов, необходимо отметить, что теоретические аспекты различных видов физической культуры, обоснование целенаправленного использования ее форм, средств и методов еще не нашли практического внедрения. Остаются нерешенными и другие важные аспекты нравственного, духовного и физического оздоровления студенческой молодежи.

Настало время теоретически обосновать виды, формы, средства и методы физкультурной деятельности молодежи, определить их специфику, объяснить сущность их различий и взаимосвязей, обосновать пути внедрения. Актуальна проблема формирования мотивов и потребностей студентов в неспециальном физкультурном образовании, спортивной деятельности, физической рекреации и реабилитации.

В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи.

Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования — студенты.

Основные задачи работы:

  • изучение основ и задач физического воспитания;
  • рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов;
  • определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
  • изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;
  • рассмотрение международного спортивного студенческого движения.

Данная курсовая работа состоит из 38 страниц, содержит 3 рисунка и выполнена на основе изучения 21 литературного источника.

6 стр., 2956 слов

Физической культуре : Физическая культура и общекультурной и ...

... физической подготовки. Производ­ственная физическая культура рассматривалась как средство укрепления здоровья трудящихся, повышения Их работоспособности обеспечения прикладного эффекта. В наши дни профессинально-прикладная физическая подготовка входит в программы физического воспитания ... значение, так как в по­следнее время замечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим ...

1. ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

1 ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С каждым годом растет число студентов в Республике Беларусь. Высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки кадров и их воспитания, должна обеспечивать и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание, таким образом, рассматривается как неотъемлемая часть общей системы воспитания студенчества нашей республики.

Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студентов все более интенсивным, напряженным. Соответственно, возрастает значение физической культуры, как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается дальнейшая общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.

Решая специфические задачи, физическое воспитание студенчества играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом воспитании, вносит значительный вклад в подготовку широкообразованных, всесторонне развитых специалистов. В непосредственной связи с обязательным курсом физического воспитания в вузе предусматривается выработка и совершенствование ряда практических навыков организаторской работы, необходимых будущим специалистам.

Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе определяется, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется зачастую малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении 10-12 часов. Физические упражнения в этих условиях — основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятия физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной (о чем свидетельствует, кроме всего прочего, часто более высокая успеваемость студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями).

Возрастной период, совпадающий в большинстве случаев с периодом вузовского образования — 19-23 (25) лет, — как уже отмечалось, наиболее благоприятен для достижения высших результатов в основных видах спорта. С учетом этого, в спортивной работе вузов предусматривается углубленное совершенствование студентов по видам спорта, избираемым в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями. Занятия студентов с ослабленным здоровьем имеют, прежде всего, оздоровительную направленность.

Реализуя меры по идейному воспитанию молодежи, вузы нашей страны совершенствуют обязательный и факультативный курсы физического воспитания студентов, расширяют возможности самостоятельного использования ими средств физической культуры и спорта, создают необходимые для этого материально-технические условия.

2 стр., 592 слов

Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно ... навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды. Выносливость, проявляемая преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений; ...

Общие задачи, которые решаются в процессе выполнения программы обязательного курса физического воспитания, рассчитанного на основной контингент студентов, состоят в следующем [10, c. 203]:

1. Содействовать укреплению и сохранению здоровья, нормальному физическому развитию и поддержанию высокой работоспособности.

— Обеспечить в период завершения возрастного формирования организма всестороннее развитие физических качеств, необходимых для полноценной физической подготовки к предстоящей жизненной практике, что должно выразиться, прежде всего, в выполнении нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

  • Закрепить и усовершенствовать приобретенные ранее жизненно важные двигательные умения и навыки; пополнить их новыми, умениями и навыками (в том числе прикладными, необходимыми в избранной профессии).

  • Расширить и углубить знания в области физической культуры: научить в нужной мере рационально использовать ее средства в личном быту и в режиме трудовой деятельности; усовершенствовать (или привить) организаторские навыки и умения.

Реализация всех этих задач должна выразиться, прежде всего, в выполнении норм и требований высшей школы.

Указанные общие задачи конкретизируются в зависимости от уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья, личных склонностей и способностей студентов, а также от особенностей предстоящей профессиональной деятельности.

Так, для студентов, желающих углубленно совершенствоваться в избранном виде спорта, общие задачи по курсу физического воспитания конкретизируются в аспекте задач спортивной подготовки. В работе с этим контингентом студентов особое внимание уделяется также подготовке общественных инструкторов и судей по спорту.

В вузах (на факультетах), готовящих специалистов, профессиональная деятельность которых требует специфической физической подготовленности (геологов, специалистов воздушного и водного транспорта, представителей некоторых актерских специальностей, военных профессий и т. д.), курс физического воспитания профилируется в плане профессионально-прикладной подготовки.

1.2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В организации физического воспитания студентов тесно сочетаются государственные и самодеятельные начала (рис. 1) [10, c. 204].

Общее руководство работой по физическому воспитанию в вузе осуществляется ректоратом. Непосредственно организует и проводит эту работу кафедра физического воспитания. Самодеятельной физкультурной работой руководит правление спортивного клуба вуза.

Рис. 1. Организация физического воспитания студентов в вузе

Основная функция кафедры физического воспитания — проведение обязательных и факультативных занятий со студентами по учебной программе. Кафедра ведет также учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, организует врачебный контроль и выполняет другие функции, связанные с обеспечением полноценной работы по физическому воспитанию студентов. Совместно со спортивным клубом она направляет самодеятельное спортивное и физкультурно-массовое движение студентов, готовит общественных инструкторов и судей по видам спорта, организует спортивные соревнования и другие мероприятия по физической культуре и спорту [1, c. 34].

2 стр., 844 слов

Формы физического воспитания студентов

... процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, ...

На преподавателей кафедры физического воспитания помимо основной учебно-воспитательной работы со студентами могут быть возложены другие конкретные обязанности: руководство спортивной работой на факультете, подготовка общественных методистов по проведению гимнастики в режиме учебного дня, руководство секционными занятиями по отдельным видам спорта и т. п.

На основании данных врачебного осмотра, оценки состояния здоровья и физической подготовленности студенты распределяются для прохождения курса физического воспитания на три группы: специальную, подготовительную и основную. Соответственно создаются три отделения: специальное, подготовительное и спортивного совершенствования, занятия в которых имеют свою специфику как по содержанию, так и по методике (рис. 2) [10, c. 204].

Рис. 2. Основные формы физического воспитания студентов

Содержание обязательных занятий регламентируется типовой программой Министерства образования. Факультативные занятия планируются на всех курсах, кроме выпускного, из расчета 2-8 часов в неделю, в зависимости от уровня спортивного мастерства занимающихся. Для студентов, зачисленных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, планируется больше обязательных занятий в течение четырех лет.

Численный состав группы, с которой постоянно работает один преподаватель, зависит от особенностей контингента занимающихся. В группах специального отделения число студентов устанавливается кафедрой совместно с врачом. Спецгруппы комплектуются по полу, характеру заболевания и уровню функциональных возможностей студентов. Группы подготовительного отделения состоят из 12-15 человек, а группы отделения спортивного совершенствования — из 6-12 человек (новички и спортсмены III разряда — 10-12, спортсмены II разряда — 8-10, I разряда и выше — 6-8 человек) [10, c. 206].

В городах, имеющих значительное число вузов, созданы объединенные межвузовские спортивные отделения, в которых занимаются спортсмены высокой квалификации (начиная с I разряда).

Для таких отделений обеспечиваются оптимальные условия спортивного совершенствования.

Как правило, занятия по обязательному курсу начинаются 1 сентября и продолжаются до 1 июля в течение 35 учебных недель, с перерывами на экзаменационные сессии, каникулы и производственную практику. Со студентами-спортсменами высокой квалификации тренировочные занятия обычно проводятся на протяжении всего учебного года (при некотором сокращении числа занятий в периоды сессий).

Для всех остальных студентов во время сессий и каникул рекомендуются облегченные самостоятельные занятия и активный отдых по заданию преподавателя.

При организации занятий принимаются в расчет сезонно-климатические условия, материально-техническая база вуза (в частности, число спортивных сооружений, их пропускная способность), общий режим учебной работы и другие обстоятельства. Чтобы облегчить комплектование однородных по подготовленности учебных групп, занятия проводят одновременно со всеми студентами одного курса или академическими «потоками».

Результаты физического воспитания студентов оцениваются по показателям текущих контрольных упражнений, зачетных соревнований и данных врачебного контроля. Промежуточные зачетные нормативы разрабатываются кафедрой на основе программы для каждого из трех отделений. Выполнение их организуется в форме соревнований. По обязательной программе студенты сдают зачеты в течение первых 4 семестров. Поэтапный врачебный контроль, обязательный для всех студентов, проводится в начале каждого года (обычно в сентябре).

4 стр., 1658 слов

Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами ...

... эстетическом становлении будущих педагоговразработка педагогической технологии развития эстетической воспитанности студентов. Объект исследования — эстетическая воспитанность студентов. Предмет исследования — процесс эстетического воспитания студентов ... институт. Исследованием было охвачено 124 студента музыкальных отделений факультета дошкольного воспитания и факультета педагогики и методики ...

Данные поэтапного и текущего врачебного контроля анализируются не только как показатели сдвигов в состоянии здоровья студентов, но и для оценки эффективности воздействия применяемых средств и методов физического воспитания, с учетом которой вносятся необходимые коррективы в содержание и методику занятий.

Осуществляя предварительный, текущий и итоговый учет подготовленности студентов, основных сторон и условий работы, кафедра физического воспитания и спортклуб фиксируют посещаемость занятий и успеваемость студентов, результаты промежуточных контрольных и зачетных соревнований, выполнение планов подготовки сопортсменов-разрядников, физоргов, общественных инструкторов и судей по видам спорта, показателей охвата студентов массовыми физкультурно-оздоровительными мероприятиями, высшие спортивные достижения вуза и другие конкретные показатели, которые в сочетании с обобщенными данными врачебного контроля дают возможность всесторонне оценить эффективность деятельности вуза в области физической культуры и спорта.

2. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ

1 РАЗДЕЛЫ, НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Вузовский курс физического воспитания в его обязательной и факультативной формах, как уже отмечалось, регламентируется типовой программой Министерства образования Республики Беларусь. В ней очерчен тот необходимый минимум учебного материала и совокупность средств направленного физического совершенствования, которые позволяют решать основные задачи физического воспитания в высшей школе.

Теоретический раздел программы определяет следующий минимум знаний, которыми должны располагать студенты [8, c. 13].

  • Сущность цели и задач физкультурного и спортивного движения в нашей стране, идейные, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы республиканской системы физического воспитания;
  • задачи, содержание и формы физического воспитания в вузах.

2. Гигиенические и естественнонаучные основы физического воспитания; значение и требования врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания и спортивной тренировки; знания и навыки, необходимые для самостоятельного использования средств физического воспитания в быту.

  • Роль и место физической культуры в научной организации труда; пути и формы использования средств физической культуры для повышения производительности труда, профилактики профессиональных заболеваний и в специальных целях профессионально-прикладной физической подготовки.
  • Основы республиканской системы спортивной тренировки;
  • история развития избранного для специализации вида спорта;
  • основы техники, тактики и методики тренировки;
  • организация и проведение соревнований;
  • требования к оборудованию и спортивному инвентарю (для студентов, специализирующихся в видах спорта).

Эти знания сообщаются в форме лекций на потоках и курсах, бесед во время групповых занятий, а также приобретаются путем самостоятельного изучения специальной литературы.

5 стр., 2465 слов

Физическая культура в жизни студента

... на физическое воспитание. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в ... тем или иным видом транспорта. В зависимости от этого интенсивность физической работы ...

Практический раздел программы основан на спортивных нормативах высшей школы и более широком программном материале, который конкретизируется в зависимости от особенностей состава отделений, создаваемых по вузовскому курсу физического воспитания.

В программу для всех отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке (когда это необходимо по условиям предстоящей профессиональной деятельности).

Эта часть программы разрабатывается кафедрами физического воспитания применительно к профессиональному профилю вуза или факультетов. В ней обычно предусматривается: приобретение знаний и умений, необходимых для составления и практического применения комплексов производственной гимнастики, рационального использования физической культуры в целях профилактики профессиональных заболеваний, а также освоение непосредственно прикладных навыков и воспитание физических качеств, от которых зависит успех профессиональной деятельности. Например, в вузах, готовящих геологов, археологов и т. п., особое внимание уделяют физической подготовке к условиям походной жизни, преодолению естественных препятствий, обучению верховой езде, езде на мотоциклах; в юридических институтах в физическую подготовку вводят раздел самообороны и т. д.

В числе зачетных норм и требований программы, обязательных для всего основного контингента студентов, предусматривают следующие [11, c. 43].

1. Знание основ теории и методики физического воспитания (в объеме теоретического раздела программы).

  • Выполнение требований для получения звания общественного инструктора, тренера или судьи по виду спорта.

3. Выполнение учебно-контрольных упражнений нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

  • Выполнение требований по профессионально-прикладной физической подготовке (теория и практика).

Зачетные нормы и требования для каждого отделения имеют, кроме того, свои особенности, отражающие специфику физического воспитания данного контингента студентов.

2.2 Особенности курса в специальном, подготовительном и спортивном отделениях

2.2.1 Специальное отделение

В специальное отделение зачисляются студенты по показателям врачебного осмотра, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера [10, c. 209].

Занятия в специальном отделении характеризуются, прежде всего, оздоровительно-восстановительной направленностью («физкультурная реабилитация»).

Вместе с тем в меру возможностей студентов решаются общие задачи вузовского курса физического воспитания. В качестве основных средств используются общеподготовительная (основная) гимнастика и строго дозируемые — ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание. В зависимости от характера ограничений включаются также волейбол, баскетбол, езда на велосипеде, катание на коньках, туризм и другие средства. По назначению врача могут применяться средства лечебной физической культуры.

Студенты специального отделения в расширенном объеме осваивают программный материал по использованию средств физического воспитания в оздоровительно-гигиенических аспектах, по теоретическому разделу и разделу организационной подготовки (организация производственной гимнастики, судейство соревнований и т. д.), а также приобретают знания и навыки самоконтроля.

5 стр., 2077 слов

Профессиональная направленность физического воспитания

... контрольного учебного материала: профессиональный направленность физический воспитание ¦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ¦ социально-биологические основы физической культуры; ¦ основы ... студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими ...

Принимая во внимание сравнительно невысокий уровень общей физической работоспособности студентов специального отделения, для них целесообразно увеличивать число занятий по курсу физического воспитания, сокращая их продолжительность (например, 4 занятия в неделю по 1 часу, вместо 2 занятий по 2 часа).

Необходимо вместе с тем особенно тщательно дозировать нагрузку в упражнениях, требующих проявления выносливости, исключать упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания, натужи-ванием и вообще острой кислородной недостаточностью.

Методика регулирования нагрузок должна отличаться тщательной индивидуализацией, особо строгой соразмерностью их с функциональными возможностями организма, полным исключением моментов форсирования. Это выражается, в частности, в удлинении подготовительной и заключительной частей занятия, исключении методов упражнений с жесткими интервалами отдыха, относительным врачебно-педагогическим контролем. Подобные поэтапные обследования состояния здоровья студентов проводится трижды в год (обычно в сентябре, ноябре и апреле).

Важным дополнением к текущему контролю могут служить дневники ежедневного самоконтроля, правила которого должен знать каждый студент.

Хотя курс физического воспитания в специальном отделении имеет, прежде всего, оздоровительно-воспитательную направленность, он не сводится лишь к врачебным целям. За годы занятий в вузе многие студенты спецгрупп приобретают достаточную общую и специальную физическую подготовленность, а определенная часть из них (имевших функциональные отклонения обратимого характера) переходят в подготовительное отделение.

2.2.2 Подготовительное отделение

В подготовительное отделение зачисляются практически здоровые студенты, не прошедшие до института специальной спортивной подготовки и не достигшие по тем или иным причинам значительного уровня общей физической подготовленности [10, c. 212].

Основное содержание практических занятий в отделении составляет широкая общая и профессионально-прикладная физическая подготовка. В качестве средств общей физической подготовки используются в первую очередь упражнения, входящие в обязательные нормативы Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

В большинстве занятий комплектуется материал из различных разделов программы (гимнастика — игры; спортивно-вспомогательная гимнастика — легкая атлетика и т.д.) с поочередным преимущественным распределением времени на основные разделы. Вместе с тем проводятся и занятия с однородным содержанием (лыжная подготовка, плавание).

В каждом академическом семестре система занятий по физической подготовке может строиться как относительно законченный тренировочный макроцикл, а внутри его в виде средних циклов, часть из которых совпадает с прохождением отдельных разделов программы. Такие циклы целесообразно завершать контрольными занятиями или сдачей программных нормативов. В системе циклов при переходе от одних разделов программного материала к другим важно соблюдать преемственность в воспитании основных физических качеств с тем, чтобы обеспечивалась непрерывность процесса поступательного развития общей физической работоспособности. Необходимо также учитывать закономерности переноса двигательных навыков.

4 стр., 1865 слов

По СМГ. Роль физической культуры в духовном воспитании личности

... распространению и приумножению ценностей физической культуры. [2] Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание. На учебных занятиях, ...

Наряду с воспитанием физических качеств большое внимание в подготовительном отделении уделяется обучению технике двигательных действий. За два года обязательных занятий студенты этого отделения должны освоить от нескольких десятков до двухсот (в зависимости от предшествовавшего двигательного опыта) форм физических упражнений. Такое обилие учебного материала при жестком лимите времени обязывает четко определять возможную степень освоения двигательных действий и умело планировать процесс обучения. Большое значение в связи с этим имеет распределение студентов подготовительного отделения на учебные группы по уровню подготовленности, выделение для каждой из них основного учебного материала и определение оптимальной последовательности его прохождения. Предпочтение при прочих равных условиях следует отдавать тем разделам, в которых предусмотрено овладение основными жизненно необходимыми навыками, в том числе профессионально-прикладным.

Общий бюджет времени занятий подготовительного отделения увеличивается благодаря вовлечению студентов в факультативный курс общей физической подготовки. Студенты, успешно выполняющие общие нормы и требования программы, могут быть переведены в отделение спортивного совершенствования.

2.2.3 Отделение спортивного совершенствования

В отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты, получившие до поступления в вуз спортивную квалификацию или достаточно хорошо физически подготовленные для начала спортивной специализации. Занятия в отделении направлены на решение общих задач вузовского курса физического воспитания и вместе с тем на достижение значительных результатов в избранном виде спорта, в связи с чем, бюджет времени (вместе с факультативными занятиями) увеличивается [10, c. 213].

Такие виды спорта, как спортивная гимнастика, легкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол, ручной мяч, а также (там, где имеются необходимые природные условия) лыжный и конькобежный спорт, культивируются во всех вузах республики. Этот обязательный минимум видов спорта дополняется другими в зависимости от местных условий. Многие крупные вузы страны организуют специализацию по 20 и более видам спорта.

Система занятий в отделении спортивного совершенствования строится в соответствии с основными закономерностями процесса спортивной тренировки. При этом конкретные черты структуры и содержания подготовки спортсменов-студентов отражают особенности периодики учебного процесса (деление учебного года на семестры, сессионные и каникулярные периоды) и другие условия работы в высшей школе. Так, во многих случаях целесообразно строить тренировочный процесс в форме полугодичных или «сдвоенных» циклов, приурочивая их к учебным семестрам так, чтобы этапы тренировки с повышенными нагрузками и этапы основных соревнований не совпадали с периодами сессий, а предшествовали им или проходились на каникулярное время. Это правило необходимо соблюдать и в тех случаях, когда тренировочный процесс строится в форме годичных циклов. Подготовительный период тренировки тогда нередко совмещают с первым семестром, а соревновательный — с зимними каникулами, несессионной частью второго семестра и началом летнего академического отпуска. Учитывая, что кульминация физических и интеллектуальных нагрузок может неблагоприятно сказываться на психической работоспособности студентов, на сессионное время надо планировать снижение напряженности тренировочных занятий (например, строить тренировку в это время по типу «восстановительно-поддерживающих» или «восстановительно-подготовительных» мезоциклов).

4 стр., 1886 слов

Возможности физкультуры и спорта в воспитании личности человека

... значение в физической подготовке учащихся имеет воспитание устремленности к спортивной победе, инициативности, настойчивости, смелости, самообладания и других волевых качеств. Спорт справедливо ... спортивных состязаний, тренировочных занятий и связанного с ними режима жизни. Постоянно возникающие в этих условиях объективные и субъективные трудности, самоограничения, вызванные требованиями спортивного ...

Рекомендуется, в частности, использовать упражнения, отличающиеся умеренной интенсивностью, что позволяет, с одной стороны, избежать чрезмерной кумуляции тренировочных и академических нагрузок, а с другой — не снижать уровня физической подготовленности.

Студенты-спортсмены высших разрядов, входящие в состав сборных команд республики, тренируются по плану подготовки соответствующей команды, составленному с учетом республиканского календаря соревнований. Чтобы обеспечить возможно оптимальное сочетание академических занятий и спортивной деятельности, для этой категории студентов предусматривается индивидуальный график выполнения вузовской программы, допускающий гибкое регулирование затрат времени (предоставление академических отпусков для выезда на тренировочные сборы перед ответственными соревнованиями, сдача зачетов и экзаменов во внесессионное время и т.д.)

Как и все другие студенты, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования должны выполнить программные нормы и требования по общей и профессионально-прикладной физической подготовке. Выполнение общих нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь обычно приурочивается к первому году занятий. Причем упражнения нормативов используются в зависимости от особенностей спортивной специализации как средства общей физической подготовки, место и удельный вес которых в тренировочном процессе определяются согласно правилам оптимального построения спортивной тренировки (повышенный удельный вес на первом этапе подготовительного периода, пониженный — на специально-подготовительном этапе и т.д.).

Студенты, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования, как правило, быстрее и успешнее других справляются с общими задачами вузовского курса физического воспитания, приобретают более глубокие специальные знания (в области спортивной техники, тактики, методики тренировки и т.д.).

Это отделение — основной поставщик в вузе общественных спортивных кадров-инструкторов, судей по спорту, физоргов. Не случайно оно становится все более существенной формой организации вузовского курса физического воспитания.

2.3 Дополнительные занятия

Кроме обязательных и факультативных занятий, проводимых в рамках общего учебного расписания, в вузе организуются дополнительные занятия, подчиненные выполнению программы физического воспитания. Это могут быть самостоятельные занятия по заданию преподавателя; занятия, проводимые преподавателем с отстающими или слабо подготовленными студентами; физкультурные паузы и вводная гимнастика в режиме учебного дня; занятия по прикладной физической подготовке и другим разделам программы в период учебной практики (рис. 3) [10, c. 204].

Рис. 3. Дополнительные формы физического воспитания студентов

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя приобретают все более существенное значение в качественной реализации задач вузовского курса физического воспитания. Задания для таких занятий преподаватель разрабатывает на основе программного материала и графика его прохождения, имея целью активизировать студентов для устранения индивидуальных недостатков в физической подготовленности, освоения и совершенствования отдельных умений и навыков, содействия развитию физических способностей. В отделении спортивного совершенствования самостоятельные занятия приобретают значение обязательной постоянной части тренировочного процесса [10, c 215].

Для самостоятельных занятий студентов кафедра предусматривает время в режиме рабочего дня, предоставляет гимнастические залы и другие сооружения, проводит методические консультации. Самостоятельные занятия в сочетании с основными занятиями гарантируют оптимальную непрерывность процесса физического воспитания, позволяют увеличить общий бюджет времени, используемого для направленного физического совершенствования, и в результате способствует значительному повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности вуза в сфере физической культуры и спорта.

Занятия, проводимые под непосредственным руководством преподавателя, организуются, как правило, перед сдачей контрольных или зачетных нормативов по отдельным разделам программы. К этим занятиям привлекаются студенты, отстающие в успеваемости (из-за недостаточной предварительной физической подготовленности или по другим причинам).

В зависимости от количества таких студентов и степени отставания дополнительные занятия проводятся с группой студентов или индивидуально [10, c. 215].

Гимнастика как элемент рациональной организации режима учебного дня в вузе представлена главным образом в форме физкультурных пауз, которые вводятся обычно после первых 4 часов аудиторной работы. Продолжительность физкультпаузы 8-10 минут. Комплексы физических упражнений составляются в соответствии с правилами производственной гимнастики для работников умственного труда. Через каждые 2-3 недели эти комплексы обновляются. Физкультпауза проводится одновременно для всего академического потока или по группам, в аудиториях либо, если позволяют условия, на открытых площадках (на переменах) под непосредственным руководством общественных методистов (обычно из числа студентов), которых готовит, инструктирует и направляет ответственный преподаватель кафедры физического воспитания [10, c. 215].

Занятия по курсу физического воспитания в период учебной практики чаще всего организуют в условиях выездной «полевой» практики студентов тех вузов, в которых она предусматривается по учебному плану (геологические, географические, геодезические, биолого-почвенные и т.п. институты и факультеты).

Содержание этих занятий определяется в основном специальной программой профессионально-прикладной физической подготовки. В период учебной практики организуются также занятия по подготовке и сдаче нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь, проводятся матчевые встречи и другие соревнования по отдельным видам спорта, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия. Одновременно большое внимание уделяется правильной организации всего режима жизни студентов: рациональному порядку сочетания учебного труда и отдыха, выполнению утренней гимнастики, закаливанию и т.д.[10, c. 216].

3. ФОРМЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВУЗЕ

физический воспитание спортивный студенческий

Самостоятельную спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в вузе организует непосредственно спортивный клуб, объединяющий студентов, аспирантов, преподавателей и других сотрудников вуза как первичная организация. Опираясь на широкий общественный актив, совместно с кафедрой физического воспитания, профсоюзной организацией спортивный клуб ведет агитационно-пропагандистскую работу в области физической культуры и спорта, создает спортивные секции общей физической подготовки, организационно обеспечивает их работу, проводит физкультурно-массовые мероприятия. К числу основных функций вузовского спортивного клуба относится внедрение физической культуры в быт студенчества, организация работы зимних и летних оздоровительно-спортивных лагерей, активное участие в подготовке сборных команд вуза по различным видам спорта, подготовка общественных физкультурных кадров [16, c. 84].

Первостепенное значение в активизации спортивной жизни вуза имеет система внутривузовских соревнований, которая включает комплекс состязаний по различным видам спорта, проводимых в течение всего учебного года с участием команд факультетов и курсов. Многоэтапность выступлений и комплексный зачет способствует поддержанию в коллективе вуза постоянного интереса к спартакиаде. При хорошей организации она является действенным фактором приобщения студенчества к систематическим занятиям спортом.

Занятия в спортивных секциях, секциях общей физической подготовки и «группах здоровья» в вузе самым тесным образом связаны с обязательными и факультативными занятиями. Работа самодеятельных секций и групп в период прохождения студентами обязательного курса физического воспитания дополняет его, а затем служит его естественным продолжением.

Все больше приверженцев в вузе находят различные формы физкультурно-восстановительной рекреации — активный туризм, выезды за город и т.п. Это один из важных участков работы спортивного клуба и других общественных организаций.

Столь же важной является физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях, которая проводится в единстве со всей культурно-воспитательной работой. В режим студенческого быта включается утренняя зарядка, физкультурно-спортивные развлечения в часы отдыха (в том числе кратковременные состязания между командами жилых корпусов, этажей и т.п.), прогулки, самостоятельные занятия бегом и другие упражнения. Расширению форм физкультурно-оздоровительной работы во многом способствует строительство при студенческих общежитиях спортивных залов, бассейнов и плоскостных спортивных сооружений; предоставление студентам спортивного инвентаря; оборудование стендов с наглядными пособиями и т.д. Первостепенное значение, однако, имеет систематическая организаторская работа студенческого спортивного актива.

Некоторые вузы страны имеют свои оздоровительно-спортивные лагеря. Условия таких лагерей особенно благоприятны для организации студенческого отдыха, закаливания и физической подготовки. Лагерная жизнь, основанная в большей мере на коллективном управлении и самообслуживании, является отличной школой воспитания коллективизма, чувства ответственности за дела (в том числе спортивные) всего студенческого сотоварищества.

Для студенческих лагерей установлен строго соответствующий требованиям гигиены и принципам физического воспитания распорядок дня, в котором предусматривается: обязательная утренняя зарядка; организованные занятия по обучению плаванию; специальные занятия со студентами, имеющими ослабленное здоровье; закаливающие процедуры (солнцем, водой и воздухом); спортивно-тренировочные занятия (по выбору); внутрилагерные спортивные соревнования по различным видам спорта, многоборью комплекса нормативов и межлагерные спортивные встречи; традиционные массовые пробеги, пешие, водные, велосипедные, смешанные туристские походы, физкультурно-оздоровительные развлечения, а также участие в трудовых процессах, как правило, связанных с физическими усилиями. Этот общий режим в тех или иных частях может видоизменяться в зависимости от особенностей контингента студентов. Для квалифицированных спортсменов, готовящихся к ответственным соревнованиям, режим лагерной жизни строится применительно к режиму тренировки.

4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В 1923 году спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов. С 1924 года стали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проходили до начала второй мировой войны. С 1947 года проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС).

В период с 1949 по 1959, после создания Международной федерации университетского спорта (ФИСУ) начался раскол в международном спортивном движении студентов. МСС проводил зимние и летние студенческие игры, а ФИСУ(1949) в противовес этому устраивали студенческие Недели спорта. После 1959 года страны-члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента игры начали проводить под названием Универсиад. Спортивные соревнования, связанные с Всемирными фестивалями молодежи и студентов, отделены от Универсиад и называются Международными Дружескими Спортивными Играми молодежи [12, c. 1287].

Всемирные студенческие игры (Универсиады) — комплексные всемирные, национальные, региональные спортивные соревнования, как зимние, так и летние. Проводятся один раз в 2 года под эгидой Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ).

Инициатором организации Всемирных студенческих спортивных игр выступил в 20-х годах французский инженер-химик, энтузиаст спорта Ж. Петижан. Первые студенческие игры были учреждены Международной конференцией студентов и стартовали в 1923 году в Страсбурге. Официально были признаны в 1924 году в Варшаве. До второй мировой войны они не носили массового характера. В 1947 году был создан Международный союз студентов (МСС) и его спортивный отдел, который затем стал называться спортивным советом. В 1949 году создана Международная федерация Университетского спорта (ФИСУ).

Она занимается пропагандой студенческого спорта, организацией спортивных соревнований. В 1959 году прошли Игры в Турине (Италия) и они стали называться «Универсиадами». Правда, собирали они лишь представителей нескольких западных стран. И только с созданием FISU стали действительно массовыми [19, c. 200]. Первые награды в Италии оспаривали 1400 спортсменов из 43 стран мира, а в 2003 году в южнокорейском Дэгу выступало уже более 7000 атлетов из 171 страны.

Ежегодно поочередно проводятся летние и зимние Универсиады. С 1960 года летние игры поводятся в нечетные годы, а зимние — в четные. Девиз Универсиад: «Наука — Спорт — Дружба — Мир». Их программа включает легкую атлетику, гимнастику, плавание, волейбол, баскетбол, поло, теннис, прыжки в воду и фехтование. В четные годы — зимние (лыжный спорт, фигурное катание на коньках и хоккей с шайбой).

Призеры универсиад награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. В соревнованиях участвуют студенты, аспиранты и выпускники (двух предшествовавших универсиаде выпусков).

Возраст участников — от 17 до 28 лет.

Отечественные студенты выступают на универсиадах с 1957 года. На летних соревнованиях в Париже (1957), Софии (1961), Порту-Алегри (Бразилия, 1963) они завоевали наибольшее число медалей. В августе 1973 года очередная летняя Универсиада прошла в Москве. Чемпионами универсиад были мировые рекордсмены В. Брумель, И. Тер-Ованесян, И. Пресс, Т. Пресс, С. Бабанина, С. Белиц-Гейман и другие.

ФИСУ ставит основной целью — содействовать развитию студенческого спорта, физическому и нравственному воспитанию студентов и их сотрудничеству в интересах единства международного студенческого спорта.Всемирная летняя Универсиада прошла в Пекине. В итоговой таблице Беларусь стала десятой по количеству завоеванных там наград. Это неплохо уже потому, что белорусы участвовали лишь в семи из двенадцати видов состязаний.

В этом форуме участвовали 9 тысяч спортсменов из 170 стран. Наиболее удачно выступили китайцы — у них 103 медали, в том числе 54 золотые. Белорусы взяли 17 медалей в легкой атлетике, метании диска, настольном теннисе. Беларусь была еще слабо представлена в игровых видах, таких как баскетбол, волейбол, футбол, водное поло. Теннисистки Виктория и Вероника Павлович завоевали «бронзу».

Наша делегация на ХХII Универсиаде (Южная Корея, г. Дегу) состояла из чуть более 70 человек и завоевала девять наград. Главными героями ее стали легкоатлеты Иван Тихон и Андрей Михневич. Кроме того, на высшую ступеньку поднялся гимнаст Алексей Игнатович, лучше всех исполнивший комбинацию на коне. Прекрасным выступлением в Дэгу порадовали также продемонстрировавшая «серебряные» секунды в беге на 100 м с барьерами Евгения Лихута и пославшая ядро на «бронзовую» отметку Елена Иваненко, удивившие отточенным мастерством таэквондисты Алеся Чернявская, Мария Журавская и Игорь Леонович.

XXII Всемирная зимняя универсиада состоялась в австрийском Инсбруке с 12 по 22 января 2005 года. В этом втором после Олимпиады по значению спортивном соревновании приняли участие рекордное число спортсменов-студентов — 1500 из 53 стран мира. В прошлой Зимней универсиаде, которая проходила в 2003 году в итальянском Тарвисе, участвовало 1266 спортсменов из 44 государств. По числу участников первые три места поделили Россия, Китай и Япония, каждую из этих стран в Инсбруке представляли по 150 спортсменов. На Универсиаду в Австрию приехали и спортсмены из Бразилии, Мексики, Аргентины и Ливана, для которых зимние виды спорта являются «экзотикой». Команда хозяев Универсиады — австрийцев — была представлена 133 спортсменами.

Универсиада проходила в Инсбруке и втором небольшом тирольском городке Зеефельде под девизом «Замерзшее небо». На Зимней универсиаде 2005 года спортсмены соревновались по 10 видам спорта. Бюджет этой Универсиады составил 8,5 миллиона евро.

В программу Всемирной Универсиады были включены все виды, которые используются в современном биатлоне — это индивидуальная гонка, спринт, пурсьют, масс старт, эстафета. Всего на Универсиаде в Австрии по биатлону приняли участие 55 спортсменов, из 15 стран. Белорусскими спортсменами по биатлону было завоевано медалей: 3 серебряные (Александр Сыман — индивидуальная гонка 20 км, мужчины; Людмила Ананько — гонка с массовым стартом 12,5 км, женщины; Дарья Домрачева, Ксения Зикункова, Людмила Ананько — эстафета 3х6 км, женщины), 2 бронзовые (Александр Сыман — спринт 10 км, мужчины; Ксения Зикункова — гонка с массовым стартом 12,5 км, женщины).

В период с 11 по 21 августа 2005 года в г. Измир (Турция) состоялась XXIII летняя Всемирная Универсиада, в которой приняли участие спортсмены 132 стран. Самая многочисленная делегация — у хозяев состязаний — турков. На втором месте по численности — сборная России, в которую вошли более 400 спортсменов. Общая численность делегации Республики Беларусь, которую возглавил заместитель министра образования Татьяна Ковалева, превысила 150 человек.

Сборная команда студентов Республики Беларусь была представлена 92 спортсменами в 12 видах спорта. Спортсменами завоеваны 3 золотые, 6 серебряных и 6 бронзовых медалей. Наибольший вклад в результаты белорусской команды внесли спортсмены учреждений образования «Белорусский государственный университет физической культуры» и «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».

В командном зачете белорусы заняли итоговое 15-ое место из почти двухсот команд, участвовавших во всемирной Универсиаде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание студенческой молодежи призвано обеспечить высокую потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом и здоровом образе жизни, а также развитие и совершенствование основных двигательных качеств, физическое развитие и укрепление здоровья, воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни.

В теории физической культуры разработаны основные формы функционирования физической культуры: подготовительное физкультурное отделение, специальное и спортивное. Основой такого единства выступает главное средство — физические упражнения. Они являются началом, основной структурной единицей практики, отношением взаимодействия организма и его движений. Основная форма функционирования физической культуры в вузах — подготовительное физкультурное отделение.

Основными целями подготовительного отделения следует считать:

  • Достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека.
  • Создание гуманитарных основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью.

— Воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизнедеятельности гуманистическими мотивами и целями физкультурной деятельности, умения протезировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития.

  • Ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах их жизнедеятельности.

В подготовительном отделении можно выделить три группы функций:

— Функции обучения: сообщение специальных знаний в области всестороннего физического развития личности студента, теории и методики занятий физическими упражнениями в различных видах физической культуры. Формирование двигательных умений и навыков, рациональной техники выполнения физических упражнений, двигательных приемов и действий.

— Функции воспитания: формирование осознанного отношения студентов к своему физическому развитию, воспитание решительности, силы воли к преодолению значительных физических нагрузок в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности, связанной с интенсификацией гуманитаризации высшей школы, формирование потребностей и мотивов в регулярной физкультурной активности.

  • Функции управления педагогическим воздействием: развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений.

Привлекательной и важной формой функционирования физической культуры является отделение спортивного совершенствования. При занятиях спортом раскрываются психофизические способности индивида, выявляются возможные уровни работоспособности его организма. Это и один из способов самоутверждения, победы над временем, соперником, а главное — над самим собой.

Спортивное отделение является логическим завершением подготовительного, так как оно создает только начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их многообразного развития. Необходимость в занятиях спортом определяется потребностями общества иметь специфические средства воспитания высоких психофизических способностей молодого специалиста.

Деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стремительный ритм современной жизни, что иногда неблагоприятно сказывается на их психофизических качествах.

В процессе спортивной деятельности создаются реальные условия для саморазвития, самосовершенствования и саморегулирования, обеспечиваются условия для адекватного самопознания личностью студента значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами избранных видов спорта. Это дает молодому человеку возможность испытать радость и наслаждение от роста спортивных достижений, осуществления намеченных в самосовершенствовании целей.

Популярной формой функционирования физической культуры в нефизкультурных вузах является специальное отделение. Оно удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность этого отделения заключена в легкодоступных физических упражнениях и их комплексов, массовых видах спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получении долгосрочного эффекта от этого вида деятельности.

Специальное отделение отличается от других ее видов свободным выбором форм, содержания и продолжительности занятий, включением игр и развлечений с учетом возраста, пола, уровня подготовленности и работоспособности занимающихся.

Одно из условий при занятиях в этом отделении — регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием, планирование оптимального объема и интенсивности физической нагрузки, места и продолжительности, комфортности практических занятий.

Все три отделения полностью охватывают весь контингент студенческой молодежи разнообразной физкультурной деятельностью, в которой проявляются их личностные особенности и ориентации. Физическая культура и ее виды проявляются как социальная сфера свободной самодеятельности, что является ведущим фактором формирования физического воспитания молодого человека.

Данная структура физической культуры нефизкультурных вузов характеризуется не только строением, но и взаимосвязями, которые имеют как координационный (взаимодействие на одном уровне), так и субординационный (подчиненный) характер. Причем каждое из отделений направлено на решение конкретных задач посредством общих и специфических методов и форм организации физкультурной деятельности студенческой молодежи.

Особенность ценностей технологий формирования основных отделений состоит в личностной мотивации и осознанности избранной физкультурной деятельности, где можно наиболее полно использовать принцип демократизации и гуманизации при совместной деятельности педагога и студента. Для повышения эффективности работы составляются программы, комплексы методических руководств и практических рекомендаций по методике физкультурного образования, спортивной и специальной деятельности студентов. Ценность этого подхода заключается в конкретной направленности технологий физкультурной деятельности на личность студента для удовлетворения его потребностей и мотивов в этом виде культуры.

Также в вузах существуют дополнительные формы физического воспитания студенческой молодежи, такие как самостоятельные занятия по заданию преподавателя, дополнительные занятия с отстающими, гимнастика в режиме учебного дня, занятия в период учебной практики, самостоятельное использование физической культуры в быту, общеинститутские физкультурно-массовые мероприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/fizicheskoe-vospitanie-studencheskoy-molodeji/

1. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие. — Воронеж: ВГУ, 1991. — 160 с.

  • Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. пособие. — Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. — 45 с.
  • Голощапов Б.Р.

История физической культуры и спорта: Учебное пособие. — М., 2001. — С. 292-293.

— Давиденко Д.Н., Пасичнисенко В.А. Физкультурное воспитание как одна из частей вузовского образования // Современные проблемы физического воспитания студенческой молодежи и формирование здорового образа жизни: Материалы республиканской научно-практической конференции, 2 апреля 2003 г. — Мн.: МИТСО, 2003.- 72 с.

  • Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. — Л.: ВДКИФК, 1985. — 132 с.
  • Желобкович М.П., Глазько Т.А., Кунчинов Р.И.

Дифференцированный и индивидуальный подходы к построению и организации физического воспитания студенческой молодежи: Учеб. пособие. — Мн., 1997.

  • Лотоненко Д.В., Стеблецов Е.А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6.
  • Лубышева Л.И.

Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 11-17.

  • Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 3. — С. 19-21.
  • Матвеев Л.П.

Теория и методика физической культуры: Учебник. — М.: Физкультура и спорт, 1976.

  • Михаленя В.М., Глазько Т.А., Купчинов Р.И. Физическое воспитание студентов. — Мн., 1998.
  • Новейший энциклопедический словарь: 2000 статей.

— М., 2004. — С. 1287.

  • Панин А.И. Физическая подготовка студенток в условиях вуза. — М.: Высшая школа, 1978.
  • Педагогическая энциклопедия в 4-х томах.

Т. 4 / Глав. Ред. А.И. Каиров. — М.: Советская энциклопедия, 1968.

  • Попенченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. — М., 1979.
  • Смирнов В.М., Дубровский В.И.

Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов сред. и высш. учебных учреждений. — М.: Владос, 2002.

  • Тимошенков В.В., Богданов С.Н., Жуковский Ю.Т. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья: Учеб. пособие. — Мн., 1995.
  • Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т.

Т. 1. — М., 1961. — С. 170.

  • Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т. Т. 3. — М., 1961. — С. 200.
  • Энциклопедический словарь юного спортсмена / сост.

И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. — М., 1979. — С. 83-85.

— Янович Ю.А., Половкин А.В. Оценка уровня мотивации занятий физической культурой и спортом в студенческой среде // Современные проблемы физического воспитания студенческой молодежи и формирование здорового образа жизни: Материалы республиканской научно-практической конференции, 2 апреля 2003 г. — Мн.: МИТСО, 2003.- 72 с.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 38 стр., 21 литературный источник.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ОТДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОРТИВНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, УНИВЕРСИАДА

Цель работы — рассмотреть и изучить основы физического воспитания студенческой молодежи.

Объект исследования — студенты.

Предмет исследования — физическое воспитание и культура.

Метод исследования — изучение литературных источников (в том числе новых), применение изученной методологии исследований для получения самостоятельных выводов.

Задачи курсовой работы:

1) изучение основных понятий и задач физического воспитания;

  • рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов;
  • определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
  • изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;

5) рассмотрение международного спортивного студенческого движения.

В результате выполнения курсовой работы были изучены основы и задачи физического воспитания студенческой молодежи, формы воспитания, особенности курса физического воспитания в вузах, а также проанализировано международное студенческое движение.

Материал, представленный в данной курсовой работе, может быть использован студентами различных форм обучения и преподавателями по дисциплине теории и методики физического воспитания.