Дошкольное образование США

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность всех ее ступеней.

Значительный интерес в этом плане представляет опыт развития зарубежного дошкольного образования.

Чтобы осмыслить значение и цель образования в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. Так, в Англии образование расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность интеллектуальному образованию. В США к образованию зачастую относятся прагматично.

Следовательно, можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного

Исходя из этого, целью нашей работы является рассмотрение характерных черт системы образования США в целом и, в частности, дошкольного образования.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ США

Взгляд на человеческие ресурсы лишь как на один из элементов издержек производства, причем не главных, длительное время господствовал в хозяйственной практике США и других западных стран, в западной экономической теории. Соответствующее место отводилось и образованию. Расходы на него, в том числе и на подготовку рабочей силы, стремились минимизировать, ограничить сугубо утилитарными целями, в ряде случаев они рассматривались в качестве неизбежной социальной уступки отдельным категориям населения. Однако кардинальные изменения в производительных силах и в структуре экономики под влиянием НТР привели к существенной эволюции таких взглядов. На рубеже XXI в. образование и профессиональная подготовка, вообще инвестиции в человека, играют все более решающую роль в экономике и общественном развитии США [13, с.65].

Показательна в этом отношении разработанная федеральным правительством программа развития образования в XXI в., которую Конгресс принял как закон «Образование в Америке – 2000» (1994).

6 стр., 2645 слов

Роль взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста

... взрослом в дошкольном детстве мы имеем в виду близкого взрослого- родителя, ведь именно родитель является для ребенком самым значимым человеком в его жизни. Целью курсовой работы было исследование роли взрослого на психическое развитие детей дошкольного возраста. В ... со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М – ...

Его сердцевину составляет цель – повысить уровень образованности и культуры общества, привести его в соответствие с требованиями эпохи научно-технической и информационной революции. Аналитический доклад о состоянии образования «Нация в опасности» (1983), предшествовавший закону, фиксировал шокировавшие общественность данные о низкой общеобразовательной подготовке учащихся в массовой школе, об угрожающе падающем уровне дисциплины, росте преступности наркомании, насилия, нарушений нравственных норм в стенах школы [7, с.92].

К концу нынешнего века в США сформировалась высокоразвитая система образования, достаточно сложная и многоступенчатая, состоящая из нескольких звеньев.

Вся страна поделена на школьные округа: 15,5 тыс. в 50 штатах. В своем большинстве они сравнительно невелики (до 50 тыс. учащихся), но некоторые попросту огромны. Например, в Нью-Йорке насчитывается до 1 млн. учащихся. B компетенции школьных округов – взимание налогов на нужды образования, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учебников [4, с.14].

Современная система образования Соединенных Штатов Америки строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей [3, с.23].

Система образования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую» школу (полное среднее образование – 12 лет обучения) и так называемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие).

Обучение строится по системе «дошкольный класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов возраст обязательного обучения – с 6–7 до 16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.

Дошкольные учреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во второй половине XX в. в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте 3–5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями. Для детей дошкольного возраста из бедных семей создана специальная программа «Хед старт», финансируемая частично за счет федеральных средств [9, с.152].

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 процентов всех пятилетних детей. Однако некоторые родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям. Есть в США и школы для самых маленьких — так называемые школы-ясли, идея необходимости которых была разработана педагогическими колледжами. Школы для детей от трех до шести лет открывали и открывают многие организации, в том числе «дошкольные лаборатории» при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения.

5 стр., 2175 слов

Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для ...

... ребенка. - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью ( VIII вид ). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные ... два типа школ для слепых детей: десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость ...

В США образование является обязательным для детей от 6 до 16 лет. В большинстве штатов обязательными являются 10 лет обучения. Начальный уровень образования называется «элементарным» и относится к образованию от детского сада (когда дети достигают 5-6 лет) до 8 класса (дети в возрасте 13-14 лет).

Тем не менее, школа является элементарной, если она признана таковой правительством штата и состоит не более чем из 8 классов. Детский сад также может иметь статус элементарной школы, если он является ее частью или основан школьной системой.

В дополнение к «до-обязательному» образованию многие штаты предлагают общественно финансируемые детские сады для детей в возрасте 4-5 лет. Если такие программы существуют, то, в первую очередь, они предоставляются детям с отклонениями или детям, которые находятся под риском не окончания школы.

Большинство детей начинают свое образование в детском саду (5 лет) и оканчивают его в 12 классе средней высшей школы (обычно 18 лет).

В большинстве штатов посещение школы является обязательным с 6 лет и до 16.

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (VII–IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных).

Старшая средняя школа (X–XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

Средняя школа многовариантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Программа средней школы включает около 200 различных курсов. Они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов. Обычно уже к началу 10-го класса ученики принимают решение о дальнейшем образовании.

Традиционные академические предметы дополнены обязательными новыми курсами: английский язык – общим введением в мировую литературу и др.; обществоведение (история, география, гражданское право) – историей западной цивилизации, историей Америки, американской демократии; математика – основами дифференциального и интегрального исчисления и др.; естествознание (физика, астрономия, геология, химия, биология) – основами квантовой механики, электродинамики, принципами технологии (технического проектирования и конструирования).

Совершенствуются также курсы иностранных языков, физической культуры и здоровья, искусства. Начиная c 10-го класса эта широкая программа дополняется предметами по выбору учащихся.

Для оценки качества среднего образования в США используются различные показатели: число оканчивающих среднюю школу (в начале 90-х годов – 75-77 человек из 100); уровень полученных знаний (определяется c помощью тестов школьной одаренности) [10, с.125].

13 стр., 6478 слов

Педагогический контроль как элемент управления качеством образования ...

... – изучение функций и видов педагогического контроля в современной школе и его влияния на качество образования. Задачи курсовой ... мышления; 4) социальная — призвана сориентировать ребенка в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом ... моделей, отладка программ. 4. Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может ...

Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе – тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа [1, с.198].

Итак, современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западно-европейских стандартов.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2.1. Программа дошкольного образования «Хэд Старт». Бихевиористская модель обучения и воспитания детей

В современном образовании существует большое количество разнообразных подходов, инновационных технологий, которые базируются на организации условий, в которых воспитанники чувствуют себя комфортно. Многие исследователи: Кларина Л.М., Петровский В.А., Полякова М.Н., Стрелкова Л.П., Чумичева Р.М.и др. говорят о необходимости создания в различных типах учебно-воспитательных учреждений так называемой образовательной среды, т.е. своеобразного социокультурного пространства, зоны взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. В настоящее время в педагогической теории феномен образовательной среды рассматривается широко – от государственного уровня до личностного, индивидуального пространства познания и развития [6, с.26].

Данный подход характерен не только для нашей страны, но и других геополитических регионов, в частности для Соединенных Штатов Америки.

Роль образовательного пространства в современном американском детском саду, прежде всего, следует рассматривать в связи с созданием еще в 1964 г. правительственной программы «Хэд Старт» (Head Start), направленной на борьбу с бедностью. Она берет свое начало как раз в то время, когда обращалось внимание на исследования, доказывающие влияние среды на развитие человека и находящиеся в противоречии с представлениями о ведущей роли наследственности, распространенными в 1950-60-е гг. [8, с.11].

В целом ряде исследований тех лет выделялись первые 4-5 лет жизни человека как период наиболее интенсивных перемен в физическом, этическом и интеллектуальном развитии личности. Авторами было сделано правомерное заключение о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для воздействия на умственное развитие. Это заключение послужило толчком для теории «критических периодов» в развитии и о том, что половину всех знаний человек получает в первые 5 лет жизни. На этом основании можно сделать вывод о том, что программа Head Start возникла в период признания исключительного влияния образовательной среды на раннее развитие. Позднее, в конце 1960-х была признана взаимосвязь генетических факторов и среды, и они стали ключевыми категориями для характеристики основных процессов развития личности.

«Хэд Старт» является самой большой правительственной программой дошкольного образования США. «Хэд Старт» – это национальная экспериментальная программа, предназначенная для малообеспеченных детей с рождения до пяти лет. Ее реализация началась в 1965 г., а к 2003 г. в ней участвовали более 21 млн детей. Программу называют «наиболее важным социальным и образовательным экспериментом второй половины ХХ века». Целью программы была проверка эффективности различных теорий в области дошкольного образования вне университетских экспериментальных площадок и частных детских садов. После длительных дебатов о ее эффективности было принято решение о проведении лонгитюдного исследования.

10 стр., 4889 слов

Обучение как фактор развития личности

... понятия ребенка являются таким же продуктом дошкольного обучения, как научные понятия представляют собой продукт школьного обучения». При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л.С. Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал ...

В 1986 г. были опубликованы результаты оценки детей, обучавшихся по программе «Хэд Старт». В частности, отмечалось, что к 19 годам среди этих детей было гораздо большее число закончивших среднюю школу и продолживших образование и меньшее число попавших в специальные школы, чем в контрольной группе. Также участники экспериментальной группы показали меньший процент подростковой преступности и больший процент устроившихся на работу. Социальное положение выпускников программы к 27 годам было более стабильным. В целом, был сделан вывод о том, что программа сэкономила и принесла значительную выгоду обществу (7 долларов на каждый вложенный доллар) [8, с.12-14].

В настоящее время программа продолжает развиваться и ориентирована на экспериментальную апробацию различных теоретических моделей воспитания и обучения детей до поступления в школу. Одной из основных моделей, проходящих апробацию, является бихевиористская. Предполагается, что развитие самосознания детей происходит на основе переживания успеха и овладения основными учебными навыками – изучение стандартного английского языка и распознавание символов, т.к. это считается необходимым для обучения в начальной школе.

Главная цель дошкольного образовательного учреждения, основанного на принципах бихевиоризма, состоит в создании условий для самореализации личности через «творческий репертуар» ребенка, обеспечивающий его рост и развитие по запланированной и последовательной схеме, но и с помощью спонтанно возникающих видов деятельности. Хотя обучение детей проходит спонтанно и, в некотором роде, непреднамеренно и незапланированно, учитель-бихевиорист выделяет время на то, чтобы оценить навыки ребенка, запланировать некоторые виды деятельности и тщательно подготовить развивающую среду, обеспечивающую оптимальные условия структурированного обучения и развития.

Такая подготовка среды дает гарантии развития определенных навыков и умений, в то время как остальные умения и навыки детей приобретаются и закрепляются вне плана. Учитель осуществляет тщательное планирование, позволяющее сфокусировать внимание на умениях и навыках, которые выше уровня развития детей на данный момент, и отвечает за успехи в развитии детей. Педагог не ждет подходящего момента, чтобы учить, а целенаправленно подготавливает его, используя интересы детей как возможности для обучения.