ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Курсовая работа

. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста

  1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста

Потребность в общение очень важна для детей, ее удовлетворение позволяет включиться в диалог, дает интенсивное ощущение радости. Процесс это сопровождается наивысшей интеллектуальной и эмоциональной активностью и требует много сил. Поэтому вопрос обучение детей рассказыванию является актуальным в наше время.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком текста определенного содержания. Рассказ отличается от пересказа тем, что для детей это более сложный вид связной речи, т.к. пересказ основан на воспроизведение готового литературного произведения, а рассказ составляется самостоятельно. Развитие связной речи осуществляется путем обучения детей рассказыванию, начинается все с простых пересказов, а далее учимся самостоятельно составлять сложные творческие рассказы.

Современные дети живут в мире высоких технологий, где большое место занимают телевизоры, компьютеры, видеоплееры. Бабушкины сказки заменили мультфильмы доступные в сети интернет и на электронных носителях. Огромный речевой поток, который поступает к детям, благодаря этим технологиям усваивается не весь и не у всех, а у кого – то может даже тормозить речевое развитие. Эта негативная тенденция постоянно растет.

Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.

Умение рассказывать придает ребенку чувство уверенности в себе, помогает преодолевать молчание и застенчивость, стать более общительным. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Д.К. Ушинский считал основой в обучение рассказыванию предметное и природное окружение, игрушки и картины, для развития связной речи и составление рассказов. Он отмечал то, что дети должны быть самостоятельны в обучение, самостоятельность должна проявляться в том, что бы он мог понятно выражать свои мысли для окружающих. Формирование у детей навыков построения связных развернутых рассказов требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение такой речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач обучению рассказывания ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... или письмом. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в ... взросления у ребенка постепенно появляется потребность передавать более или менее широкое смысловое целое, отраженное в речи в виде описания, объяснения или рассказа, адресованное не ...

Воспитателям необходима четкая система по обучению детей рассказыванию, где будут осваивать все речевые умения.

Среди видов рассказывания в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений известны следующие:

Рассказывание по игрушкам и по картинкам. Детям такой вид доступен и удобен. Опираясь на наглядный материал, ребенок может составлять рассказ, поскольку предметы помогают составлять содержание. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка.

В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, придают игрушке или картинке действие, выходят за рамки. Рассказыванию с использованием картинок или игрушек дети приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Рассказыванию с использованием собственного опыта дети опираются на наблюдения, на собственные чувства эмоции.

Творческие рассказы — это выдуманные события. К продуктам творческого рассказывания будет относиться сказки, придуманные детьми, небылицы, сочинения описательного характера и т.д.

Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах, которые наблюдаю в данный момент. К данному типу рассказывания будет относиться описание игрушки, картины, комнаты и т.д.

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта. Это более сложный вид рассказывания, он опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению — это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания[1].

Итак, при систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний. В подготовительной к школе группе детей усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.

18 стр., 8990 слов

Значение режимных процессов в воспитательно-образовательной работе с детьми

... учебной, трудовой) , тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Исходя из этого нами была определена объектная область - дошкольная педагогика. В данной курсовой работе две части: ... интересуясь состоянием их ребенка. 1. Теоретические основы организации режимного процесса - утреннего приема детей С УТРА ДО ВЕЧЕРА Прием детей - начало рабочего дня воспитателя. Как насыщен этот ...

Анализ программы «Школа раннего развития» по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Рассмотрим, каковы же содержание и особенности процесса формирования связной речи[11].

Следует отметить, что дети очень четко передают временную и пространственную последовательность событий. Однако такие умения как: отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать. При этом очень важно учить ребенка строить свою речь так, что он была понятна для слушателя. В детских садах существуют программы системного обучения детей рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию педагог помогает ребенку найти нужны слова, правильно составить словосочетание, правильно строить предложения и объединять их логически друг с другом в текст.

Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. Выполнения заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами . Ведь если рассказы ребенка слушаются в группе с интересом, то начинает испытывать высказывать свою точку зрения. Он начинает прилагать больше усилий к том, чтоб речь была чистой, четкой, понятной.

«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно[2].

Итак, выделим несколько задач по обучению детей рассказыванию:

-Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

33 стр., 16005 слов

Теоретико-методологический исследование формирования навыков ...

... общим недоразвитием речи. Задачи исследования: Направления коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Провести анализ литературы по проблеме исследования. Изучить состояние связной монологической речи у детей старшего ...

— Развивать творческую продуктивность.

— Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

— Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

— Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей

А теперь проанализируем несколько программ по обучению детей рассказыванию в детском саду.

Школа раннего развития

Согласно данной методике дети обучатся рассказыванию с помощью речевых игр, что позволяет хорошо овладеть речевыми умениями. Учебный материал подается в сравнительно форме, что заставляет детей размышлять, анализировать, делать собственные выводы, высказывать свою точку зрения, учиться обосновывать, выбирать правильные варианты. Таким образом, формируется творческое мышление, а оно очень важно, так как на его основе формируется потребность овладением связной речи.

Процесс перехода от диалога к монологу в программе есть своя четкая логика. Педагог учит ребенка сначала строить простые высказывания, а потом соединять их между собой. При этом речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирования. Это дает возможность перейти к обучению планированию и составления рассказов. Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступает как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся.

На занятиях по обучению рассказывания педагог ставит на первый план не очередность рассказа, а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы.

Большое внимание занимают оценки детских рассказов. Сначала педагог оценивает словесно (спасибо, молодец), а в 5-7 лет дети сами могут оценить свой рассказ. На каждом занятии решаются и воспитательные задачи: развитие культуры речевого общения; формирование нравственных качеств личности (сопереживание, сочувствие), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.

При обучении дошкольников пересказу литературных произведений необходимо обращать их внимание на содержание произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства.

При совместном рассказывании по картинке или серии сюжетных картин, дети сами между собой договариваются о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ.

Рассказывание в группах учит детей ступать друг другу, прислушиваться к другим, помогать при необходимости и т.д.

Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:

13 стр., 6436 слов

Обучение детей рассказыванию по воображению

... для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: ... воображения. Однако и здесь широко используются реалистические темы: ребенок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности. Постепенно приобретая опыт составления рассказов ...

. При выборе рассказчиков педагогом.

. Группой детей.

. Одним из детей.

Педагогу важно учитывать уровень воспитанности ребенка, его социальную среду, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.

Белоус И.А. в своей программе рекомендует использовать следующие приемы при составлении рассказов:

образец педагога (должен повторить, не выдумывая).

план педагога (3-4 вопроса) указание и оценка рассказов.

В опыте представлены следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию: составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;

  • составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;
  • пересказ народных сказок или рассказов;
  • составление рассказа из личного опыта (по памяти);
  • составление творческих рассказов (воображение).

    Например, «Как бы мы пошли гулять».

Основными приемами обучения детей рассказыванию, считает:

образец речи (рассказа) педагога;

план рассказа;

коллективное составление рассказа;

составление рассказа по частям;

вопросы, элементарные указания, упражнения;

демонстрация наглядного материала;

оценка рассказа детей.

Образец рассказа педагога – живое краткое описание предмета или события, в доступной форме по содержанию.

Рассказ педагога должен нести в себе следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые короткие рассказы, понятные и интересные для детей.

План рассказа — 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, новый год в лесу:

о том, как звери собираются на праздник;

как готовят подарки ;

как справляли, поздравляли.

Коллективный состав рассказа чаще всего используется на первых шагах обучению рассказыванию, так как коллективные работы более легкие.

Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ.

Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.

Составление рассказа по частям – этот принцип облегчает детям составление рассказа, т.к. уменьшатся объем знаний. Занятия становятся более интересными, больше детей можно завлечь в деятельность, рассказы более полные, углубленные.

12 стр., 5947 слов

Формирование словесного творчества у детей старшего возраста ...

... по обучению детей составлению рассказов о природе. Глава 1. Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкольников 1.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный ...

Вопросы играют второстепенную роль, они задаются после выступления. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.

Важным методическим приемом, по мнению автора, является оценка детского рассказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали рассказ своего товарища. Необходимо также учить дошкольников выполнять речевые задания коллективно[13].

Особенности по проведению занятию по обучению рассказыванию по картине:

. Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине (простой сюжет — 1- 2 предмета).

. Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

. Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине усложненного варианта.

. Составление рассказов по последовательной серии сюжетной картины.

. Составление описательного рассказа по пейзажной картине.

. Составление описательного рассказа по натюрморту.

Обучение детей рассказыванию по игрушкам

. Подбор игрушек.

. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.

. Виды занятий.

. Структура занятий.

. Особенности проведения занятий в разном возрасте.

Виды занятий: Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет); составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием; спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

В ходе проведения обучения детей рассказыванию из личного опыта (по памяти), использует следующие приемы: вопросы на данную тему, предваряющие рассказ; вопросы в виде плана; выяснение знаний; образец рассказа педагога; указания. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Кроме этого, педагог предъявляет основные требования: у детей 5-7 лет рассказы должны быть много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Методические приемы: вопросы на данную тему, предваряющие рассказ. В программе предложен шаблон, образец рассказа педагога. В образце педагога, по мнению автора, должны быть:

тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; четкость построения,

отсутствие лишней детализации;

динамичность действий, яркие описания;

язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости).

Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении. Тематика необходима при обучению творческому рассказыванию (по воображению), следующая: нравственные темы, о детях, о природе. Самое важное, процесс обучения рассказыванию, должен привезти к получению основных речевых умений, которые без соответствия основным требования, практически, по мнению автора не возможны.

14 стр., 6615 слов

Развитие смелости и решительности у детей среднего школьного ...

... процесс развития смелости и решительности у детей среднего школьного возраста при обучении опорному прыжку ноги врозь на уроках гимнастики. Предмет исследования - волевые качества смелость и решительность у детей среднего школьного возраста. Цель исследования: развитие смелости и решительности у детей ...

Требования к рассказыванию детей:

-Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

— Целенаправленность — умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

— Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

Сущность метода моделирования в ходе обучения дошкольников рассказыванию

Моделирование является одним из самых эффективным приемов обучения рассказыванию.

Модель — система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Моделирование

В дидактики выделяют три вида моделирования:

Предметные модели

Предметно схематичные

Графические модели

Рассмотрим методику обучения моделирования:

Начинать обучение следует с предметных моделей, затем уже переходить к предметно схематическим и графическим моделям.

Обучение будет проходить легче, сели изначально вы будете использовать уже готовые ранее модели, а в дальнейшем модели можно выполнять с детьми вместе.

Начинать обучение целесообразно с единичных, конкретных ситуаций, а потом переходить к обобщенным моделям.

Использование метода моделирование в обучение детей рассказыванию направленно на формирование навыков описания предметов и явлений. Коммуникативной задачей является составление словесного образца объекта, при этом признаки объекта представлены в определенной последовательности с опорой на модель.

При работе описания предмета должны быть использованы слова и схемы, характеризующие свойства и качества описываемого объекта. Рассказ – описание способствует развитию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысловых обобщений: игрушки, посуда, мебель и т.д. В дальнейшем педагог учит описывать объект, опираясь на модели, включая ряд наглядных опор.

Многие дидактики доказали, что моделирование доступно детям дошкольного возраста, т.к. в нем лежит принцип замещения.

Замещение – это использование знаков и символов, при решение разнообразных умственных задачах, т.е. замещать одни объекты другими. Первоначально способ замещение формируется у детей в игровой деятельности (листики от дерева это деньги, сам он – папа или мама, продавец или учитель, а кукла – это ребенок и т.п.).

22 стр., 10813 слов

Работа по коррекции речи

... с ОНР. Целью работы выступало изучение связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определение основных направлений коррекционной работы по ее формированию. В соответствии с целью ... ОНР; 2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития связной речи у детей с ОНР; 3. Определить основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего ...

Опыт замещения накапливается так же при речи и при изобразительной деятельности.

Эти скрытые свойства и признаки помогают ребенку развивать свою речь, осваивать новые понятия, говорить связанные по смыслу предложения.

Рассмотрим пример замещения на художественной литературе. Герои, которые встречают у нас в сказках и будут объектами замещения. (снегурочка, медведи, баба – яга, царь и т.д).

Предметы, с которыми они взаимодействуют, тоже будут иметь замещение. Предметами замещения удобно использовать геометрические фигурки разные по форме, цвету, размеру. Главное задачей воспитателя будет являть то, что бы научить детей выбирать нужный заместитель.

Наборы заместителей воспитатель заготавливает сам заранее и на занятие раздает детям. На первом занятие должно быть не больше 2-3 моделей, которые совпадают с количеством объектов. На последующих занятиях необходимо увеличить количество заместителей, положить лишние, чтобы создать проблемную ситуацию для ребенка, она поможет ему развивать логику и мышление. Когда ребенок усвоит выбор заместителей, можно приступать к разыгрыванию ситуаций. Для начала это должны быть простые бытовые ситуации. ( как он с мамой ходил в магазин) Если у ребенка возникает затруднение в рассказывание, то ему необходимо помочь, подсказать, задать наводящий вопрос, который поможет ему продолжить.

Обучать детей рассказыванию с использованием моделирования можно на основе русских народных сказок. Воспитатель медленно читает сказку, а ребенок выполняет действие, подбирая нужный заместитель. Сказка «Теремок». Герои сказки и будут являться объектами замещения, мы можем использовать игрушки или картинки с изображением героев. А предмет, с которым взаимодействуют герои, в данном случаи – это теремок, мы можем изобразить, используя бумажные квадратики, кружочки, треугольники разных цветов и размеров.

Когда замещение уже освоено ребенком, можно начать учиться конспектировать. Это развивает мышление и так же учит ребенка запоминать цельные тексты.

Конспектирование будет выглядеть так. Брем чистый лист бумаги и вместе с ребенком рисуем кружочек. Вспоминаем вместе с ребенком, о чем говорилось в начале сказки, затем в первом кружочке рисуем схематично начало, основные действия и итог. Во время работы помогаем ребенку выделять основные эпизоды.

Дальше педагог учит детей моделированию на основе составления плана (группы, своей комнаты, дома) или схемы маршрута (дорога до детского садика, до дома).

Чертежи и выкройки являются эффективным предметно схематическим методом, педагог предлагает детям сделать костюм для любимой игрушки. Таким образом, он знакомит их понятиями: мерка, размер, моделирование изделия.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

12 стр., 5628 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями развития История формирования и нейропсихологии развития в ...

Моделирование является эффективным способом обучения для умственно отсталых детей. Происходит процесс психического развития детей, умственного и социального опыта, а так же моделирование развивает зрительное восприятие, внимание, учит их анализировать и развивает связную речь.

В настоящее время в дошкольной педагогике уже разработаны обучения на х физики">модели обучения детей рассказыванию: предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Предметные модели

Позволяют представить в наглядной форме объекты, процессы, явления, недоступные для непосредственного исследования ( например очень большие или маленькие объекты, быстрые или медленные процессы, явления и т.д.)

предметные модели

Предметно — схематические

Модели, в которых предметные связи и признаки предметов представляются в виде предметов-заместителей, графических знаков.

Более доступны в обучение старшим дошкольникам. Представляют собой модели с графическими символами, знаками. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н.И.Ветровой.)

Графические модели

Это опорные схемы выражения существенных признаков и предметов и связей с помощью условных заместителей. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера. ( геометрические фигуры, силуэтные и предметные картинки, символическое изображение предметов

Заключение

Анализ психолого — педагогической литературы проблемы обучения рассказыванию дошкольников с использованием моделирования показал, что исследуемая нами проблема нашла свое отражение во многих педагогических трудах педагогов. Педагогической наукой, практикой дошкольного воспитания накоплен значительный опыт по обучению рассказыванию, но не определен достаточно четкий подход к осуществлению работы по обучению рассказыванию, где приоритетным приёмом будет выступать один из видов моделирования.

В ходе решения первой задачи, мы выяснили, что проблема развития умения рассказывать у детей дошкольного возраста актуальна и на данное время. Поскольку важным показателем готовности детей к школе является именно развитие связной речи и умение рассказывать, но мы часто забываем, что каждый из нас педагог или не педагог, просто родитель, может способствовать развитию речи в ходе обычного рассматривания, анализа изображенного, выстраивая или символизируя свой рассказ, где ребенок не только говорит, но и пытается соединить свой личный опыт, где «открывает дверь» для своей внутренней речи. Моделирование этапов рассказывание помогает ребенку, не только выстроит свой рассказ, а также способствует развитию основных познавательных процессов.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Анализ методики, подвел нас к выводу о том, что в работе с дошкольниками по развитию связной речи, первостепенной задачей педагога должно стать — научить ребенку рассказыванию, правильному построению монолога. Кроме этого, должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть, продуктивность развития связной речи возможно при условии, если ребенка будут обучать в непринужденной игровой обстановке.

В ходе решения третий задачи, мы выяснили, что метод моделирование является эффективным методом в обучение детей рассказыванию. Дети хорошо усваивают новый материал, и развивается связная речь, которая важна.

Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что речевые модели формируют у детей умения составлять рассказы при условии плановой систематической работы в этом направлении. Мы убедились, что, несмотря на сложности в восприятии детьми графических пиктограмм, мнемотаблиц, схем последние являются хорошим средством обучения детей рассказыванию и развитию речи.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/na-temu-rasskazyivaniya-po-voobrajeniyu/

  1. Алексеева, М. М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М . М. Алексеева — Москва.: Академия,1998 — 400 с.

  2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. / А. М. Бородич — Москва, 1981, — 235 с.

  3. . Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. / Т. А. Ткаченко. — Москва, Издательство ГНОМ и Д 2005 г.

  4. Белоусова, Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. / Л. Е. Белоусова. – Санкт — Петербург, Детство-Пресс 2000г.

  5. . Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко – Москва, Знание, 1994.

  6. . Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — Москва: Издательский центр Академия, 2000.

  7. . Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. / Э.П. Короткова — Москва: Просвещение,1978.

  8. . Логинова, В. И., Максаков, А. И., Попова, М. И. Развитие речи детей дошкольного / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова. — Москва: Просвещение,1984 — 223 с.

  9. . Кондратьева, Н., Сомкова,.О. Как использовать модель для речевого творчества / Н. Кондратьева., О. Сомкова. Дошкольное воспитание.-1991. №10.с.52.

  10. . Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Сохина, Ф. А..- М.: Просвещение,1984.

  11. . Страунинг,. А. Моделирование маленькими человечками. Дошкольное воспитание. / А. Страунинг-1998. №3. с.33.

  12. . Сомкова, О. Н. Как использовать модель для развития речевого творчества/О. Н.Сомкова, Н.Н.Кондратьева//Дошкольное воспитание. — 1991.-№ 10.

  13. . Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. / Н. А. Стародубова. — Москва Академия 2006.

  14. . Сидорчук, Т. А., Кузнецова, А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2000, 25с.

  15. . Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. / Е. И. Тихеева. — Москва: Просвещение,1981.

  16. . Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов.// Т. Ткаченко. Дошкольное воспитание.-1990.№10. с.16.\

  17. . Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. / О. С. Ушакова — Москва,2001, — 268 с.

  18. . Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. / О. С Ушакова — Москва: Т.Ц. Сфера,2002.

  19. . Урунтаева, Г.А.., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике для студ. Высш. И сред. Спец. Учеб. Заведений, стереотип. — \ Г. А. Урунтаева, Ю, А Афонькина Москва: Издательский центр Академия, 2000.- 304с.

  20. . Филичева, Т. Б. , Соболева, А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева — Екатеринбург: Изд-во АРГО,- 1997. — 80 с.