Зарубежный опыт социальной работы

Курсовая работа

Один из важных элементов социальной работы — это ее подкрепленность теоретической базой. Хотя значительная часть теоретических обоснований заимствуется из других научных дисциплин, эта база уникальна по своему значению. Более того, основы многих профессиональных теоретических положений едины и для социальной работы. Универсальность профессиональных знаний может быть суммирована в ряде категорий, которые представлены в виде основного содержания учебного плана Советом Образования Социальной Работы США (СОСР), т. е. группой, которая лидирует в сфере подготовки социальных работников в США и оказывает влияние на школы социальной работы.

Например, для практика очень ценным является знание о развитии человечества, поведении человека в социальном окружении, всевозможных коллизиях на различных стадиях развития личности. Для того, чтобы понять человеческие проблемы и работать с ними, практик должен быть осведомлен о потребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человека. Знания о взаимодействии между отдельными людьми и окружающим миром важны так же, как знания о мотивах поведения в социальном функционировании человека. Социальная работа особенно связана со знанием факторов, вызывающих трудности развития. Знание этих причин, которые обычно вызывают неадекватные физические и эмоциональные реакции, необходимо для планирования и проведения эффективной профилактической и лечебной программы.

Важность, которая придается в социальной работе определенным знаниям, должна четко отличать учебную программу социальной работы от других дисциплин, имеющих к ней отношение. Широкий охват разнообразных знаний имеет целью помочь практику в понимании комплексных факторов, входящих в формулирование социальной политики, которые определяются системой государственной службы помощи человеку на всех уровнях, включая и частный сектор. Для работы в полном соответствии с назначением и этикой профессии, социальный работник имеет возможность принимать участие в развитии и использовании социальной политики, которая направлена на улучшение социального функционирования индивидуума, группы, общества. Так как социальная работа стремится к достижению социальной справедливости, то для практика социальной работы важна информация о несправедливости в распределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе и информация о столкновении на этой почве национальных меньшинств и необеспеченных групп.

Для достижения целей и реализации функций социальной работы практику нужны знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов. Поэтому основательные знания и умения в отношении механизма разрешения проблем являются базой для эффективной практики социальной работы. Определяющими в этом процессе являются знания и умения оценить проблемы человека, локализовать их, развить и использовать соответствующие системы ресурсов. Умения заниматься клиентом, сообща распланировать задачи и определить роли участников являются также неотъемлемой частью процесса и механизма разрешения проблемы. Практик должен владеть также знаниями о взаимодействии и умениями в его обеспечении.

3 стр., 1454 слов

Социальная работа с детьми-инвалидами

... - изучить работу социальных служб и взаимодействие с детьми инвалидами и их семьями. Основные задачи курсовой, изучить проблемы социальной работы с детьми инвалидами. Изучить нормативно – правовую базу и познакомиться с опытом социальной работы с детьми инвалидами. Объект моей курсовой работы, социальная работа с детьми инвалидами. Предмет особенности работы с детьми инвалидами. Главный и основной ...

Направление практики социальной работы должно быть теоретически обоснованным и высоко профессиональным как в оценке, так и в проникновении в дисфункциональные взаимодействия, которым подвергается отдельный человек, пара, семья или группа.

Знания, относящиеся к групповым процессам и умение лидировать в группе, так же очень важны, как и умение осуществлять естественную помощь в работе, функционировании в качестве участника междисциплинарной игры и определять условия взаимодействия внутри системы и между системами.

Реализация функции социальной работы влечет за собой умения разрешать непосредственные конфликты, собирать и приводить в действие ресурсы, которые обеспечивают высокий уровень межличностных взаимодействий.

Все большее развитие получают исследования как жизненно необходимая база знаний, необходимых для практики социальной работы. Практик должен приобретать знания по экстремальным решениям первостепенной важности, чтобы быть в состоянии оценить эффективность своей собственной практики.

Важно, чтобы знания и умения получили дальнейшее развитие и проверку на практике. Для этого каждый студент должен получить возможность быть под наблюдением и контролем в процессе текущей практики социальной работы до того, как будет обсуждаться его диплом. Наблюдение за практикой позволяет студенту сочетать знания с методами и оттачивать и то, и другое в едином процессе.

Очень важным атрибутом узаконенной профессии социального работника является этический кодекс, состоящий из действующих принципов, которые определяют ожидания членов общества. Специфическое значение этического кодекса состоит в том, что он играет руководящую роль в коллективе, члены которого должны придерживаться его принципов для достижения хорошего положения в профессиональной организации. Так как социальная практика должна сочетаться с этим кодексом, он составляет неотъемлемую часть процесса обучения, внося этику в профессию.

Обучению профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом или аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана на студенческом уровне — подготовить студента для перехода на следующий уровень в получении профессии. Эти студенты имеют возможность практиковаться в агентствах и организациях и находиться под наблюдением опытных практиков. После окончания основной студенческой подготовки по той или иной дисциплине студенты могут приобрести аспирантское образование по профессии. Цель аспирантского образования — подготовить человека к тому, чтобы он стал независимым практиком, опытным специалистом. Аспирантское образование обычно продолжается 2 года. Первый год посвящается углубленному обучению теории и практике профессий. Второй год используется для специализации в методах и их апробации на практике.

12 стр., 5693 слов

Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы

... Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами. 1.2. История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России Социальная работа как ... 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания. На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет ...

Некоторые профессионалы выбирают дальнейшую специализацию. Имеется возможность подготовить докторский диплом по социальной работе. Для докторской программы нет официальных стандартов. Докторское обучение готовит человека с профессиональным опытом к дальнейшей специализации, предоставляя более широкие возможности для исследовательской деятельности и для обучения других в колледжах и университетах.

Как уже упоминалось, в США существует множество теорий практических методов в профессии социального работника. Относительные заслуги, достоинства различных теорий и методов продолжительное время дебатировались на академических форумах. Хотя школы социальных работников могут менять свою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основные элементы в шести областях учебного плана, о чем шла речь выше. За улучшение качества образования школ социальной работы следит Совет Обучения Социальной Работе (СОСР).

Эта организация не навязывает специфические теории или методы. Однако СОСР периодически рассматривает учебные планы и курсы, предлагаемые каждой школой социальной работы, чтобы удостовериться, что все необходимые элементы в них присутствуют, и обучение в школе соответствует стандартам, принятым СОСР, а также требованиям высокого профессионализма.

Основу учебного плана должны составлять знания и тренинг в шести областях — поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также поле практики.

После многих лет борьбы, профессионалы в Соединенных Штатах Америки пришли к выводу, что социальная работа — не просто модификация существующих профессий. Это тоже профессия среди них. Верится, что только эта профессия обеспечит равно хорошее существование личности и ее социальному окружению. Не имеет значения, является ли эта модель обучения доступной или нет. Важно, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения.

1.4 Американский опыт охраны материнства и детства

Необходимость охраны материнства и детства остается наиболее актуальной проблемой в США. Дети в возрасте до 18 лет являются наиболее уязвимой социальной группой в Америке. Одной из необходимых мер по охране материнства и детства явилось положение, которое вступило в силу с января 1991 года. Речь идет о многочисленных пособиях по оплате детского лечения, ранее существовавших только для младенцев, а теперь распространенных на детей до 6 лет.

Американские программы «Медикейд» и «Медикэр» предоставляют детям из малоимущих семей полный пакет медицинских пособий.

Кроме государственных медицинских программ «Медикейд» и «Медикэр» в США существует программа «блоковых субсидий» охраны здоровья матери и ребенка.

10 стр., 4955 слов

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

... приемной семье. Предмет исследования: социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот. Цель работы: рассмотреть проблемы социальной адаптации детейсирот в приемной семье. Задачи работы: рассмотреть понятие сиротства; ... образования РФ на 2007 год, официально зафиксировано 742 тыс. детей* сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5% Статистика свидетельствует: ...

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для мало обеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей, создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования и т.д. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях, независимо от уровня доходов семьи.

Социальное обслуживание умственно отсталых детей осуществляется как в психиатрических больницах и домах-интернатах, так и в специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно.

Особое внимание обращается на работу с малолетними несовершеннолетними. Проводится забота со сбежавшими из дома и бездомными детьми; функционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми и т.д.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США сроится на основе целого ряда программ: базовых программ помощи, базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осуждённых подростков.

В США существует две категории исправительных учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. На период условного осуждения подросткам определяется наставник. Проводится социальная работа и в местах заключения.

Если иметь в виду социальную работу с неполными семьями, то можно отметить широкое развитие в стране групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера». Она объединяет более 210 тысяч человек, большинство из которых (65 %) разведенные женщины из средних слоев общества. Главные направления работы указанных групп — обмен педагогическим опытом, помощь в проведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т.д.

В США масштабы государственной помощи семье и детям внушительны. Существует программа АФДС — помощь нуждающимся семьям с детьми на иждивении, которая была создана в 1935 году и первоначально была рассчитана на вдов с детьми. Семья, внесенная в списки АФДС, имеет право на получение продовольственных талонов, дети школьного возраста получают бесплатное питание (программа школьных завтраков).

Такая семья получает медицинскую помощь по программе «Медикейд».

Неполная семья в США является наиболее уязвимой в социальном отношении. В США неполная семья является объектом социального обслуживания, находится в поле зрения социальных работников, которые пытаются защитить интересы ребенка, его права, включая и экономические.

4 стр., 1752 слов

Семья как объект социальной работы

... сфер и одним из главных объектов социальной работы. Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик души о распавшейся семье. Игнорирование, а порой и ... жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых затруднено, характеризуются, как семьи социального риска. К сожалению, с каждым годом растет число детей, которые воспитываются без одного ...

Актуальной в США остается и проблема бедности.

45 % семей с детьми в возрасте до 6 лет 72 % семей, имеющих не менее трех детей, находятся ниже уровня бедности.

Доля американских семей, оказавшихся за чертой бедности, с двумя супругами, в 1996 году составила 12,2 %.

Социальная работа в США направлена в основном на социальную защиту трудоспособного населения, чей доход выше «черты бедности», но уже сейчас предпринимаются все меры по защите низших слоев населения, которым, в частности, и относятся малообеспеченные семьи.

2. Социальная работа в европейских странах

2.1 Развитие социально- педагогической работы в Германии

XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 году было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.