«В сказке речевого этикета» Задачи

Курсовая работа

Критерии (формула речевого этикета)

Уровни Высокий Средний Низкий Кол-во человек Доля, % Кол-во человек Доля, % Кол-во человек Доля, % Приветствие 2 13% 1 6% 11 73% Прощание 1 6% 3 20% 11 73% Просьба 3 20% 1 6% 14 74% Благодарность 2 13% 1 6% 12 80% Извинение 4 26% 2 13% 9 60% Общий уровень 2 13% 4 26% 9 60%

Приложение 2 , Конспекты занятия по формированию речевого этикета, Тема: «В сказке речевого этикета»

Задачи :

  1. формировать желание соблюдать правила поведения;
  2. закрепить понятия о вежливости;
  3. совершенствовать умение вести диалог и слушать собеседника
  4. развивать у детей связную речь;
  5. воспитывать усидчивость и внимательной на протяжении занятия.

Материал:, Предварительная работа

Ход Нод.

Сказочница. «Я пришла ребята к вам с приглашением. А приглашение это от Лесной Феи. (Читает приглашение) «Милые ребята я приглашаю вас в свой волшебный лес, где сейчас в моих владениях гостит Дед Мороз. Он предлагает совершить прогулку по лесу, подышать зимним воздухом, понаблюдать за жизнью зверей и птиц. Я с нетерпением жду вас» Сказочница: Ребята вы согласны?

Ребята имитируют процесс одевания на прогулку и отправляются в музыкальный зал. Открывается ширма- декорация леса: деревья с поломанными ветками, ветки разбросаны.

Сказочница: Посмотрите вокруг! Неужели это волшебный лес Лесной Феи? Какой везде беспорядок! Как вы думаете, что же здесь произошло (ответы детей) Давайте внимательно присмотримся и понаблюдаем, может картина и прояснится. (Из -за деревьев появляются дети в шапочках медведя. лисы и волка. Они бегают, дерутся, ломают ветки. Сказочница; Уважаемые звери, что это с вами приключилось? Так нельзя себя вести?

Звери: Замирают, удивленно смотрят на сказочницу. А что, как то по другому надо себя вести. Сказочница: Конечно, драться, ломать ветки на деревьях и кустарниках нельзя.

Звери: А мы не знаем правил, в детский сад не ходим. Нас никто ни чему не учит. Сказочница обращается к детям. «Ребята, а кто из вас знает стихотворение про «Уроки вежливости?»(дети читают стихотворение).

Сказочница: Что нам делать? А я предлагаю взять их с собой в гости к Фее. Но сначала наведем порядок в лесу. (дети поправляют декорации) Идут по тропинке встречается им Баба Яга: Это кто в мой лес забрел! Уходите немедленно! Сказочница:Здравствуйте милая бабусенька Яга. Не кричите пожалуйста мы идем в Гости к Лесной Фее. Да вот зверей хотим научить быть вежливыми да культурными. Баба Яга: ой умора, ой не могу! «Вежливыми» Послушайте лучше мои советы. (читает отрывок из стихотворения Г. Остера » Вредные советы» » если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

никому не говори. Отвернись и на вопросы

ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

про тебя что ты болтун.

Сказочница: как вы думаете, правильный совет дала Баба Яга (ответы детей)

Баба Яга нам твои советы не подходят. До свидания!Дети идут дальше по тропинке слышится песня » Я живу в Великом Устюге» А вот И лесная Фея с дедушкой Морозом нас встречают. Здравствуйте Дедушка Мороз и Лесная Фея!

Дед Мороз и Фея: Здравствуйте детки, расскажите что вы видели по дороге? (ответы) Ай да дети, ай да молодцы! Помогли нашему лесу. А вы звери поняли как нужно себя вести? как разговаривать с другими людьми и зверятами?

Звери: Да мы все поняли. Даже стихи вспомнили!

Слова «до свиданья», «спасибо», «простите»

«пожалуйста», «здравствуйте» щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусе. в парке. в детсаде и дома.

Слова эти очень и очень важны

Они человеку как воздух нужны

Без них невозможно на свете прожить!

Слова эти надо с улыбкой дарить! (В. Кудлачев «Важные слова»)

Дед Мороз: Молодцы, зверюшки! Вы очень хорошо усвоили правила поведения в лесу и поняли, что такое быть вежливыми. Ребята а вы в каком городе живете? (Ответы).Мы с лесной феей решили подарить вам волшебные снежинки. На них написаны правила поведения для городских жителей.

Настоящий горожанин не будет:

  • людям досаждать;
  • в квартире прыгать и скакать;
  • громким голосом кричать;
  • в лифте кнопками играть;
  • на стенах рисовать;
  • сор на улице бросать;
  • правила движенья нарушать.

Сказочница: спасибо Добрая Фея и Дедушка Мороз но нам пора возвращаться в детский сад.

Дед Мороз: Подождите не спешите мы с Феей поможем вам быстро вернуться в детский сад.

Фея: Хлопну, хлопну я в ладошки.

Дед мороз: Своим посохом взмахну, Покружусь с вами немножко для вас чудо совершу. Покружились раз, два, три, вот и В «Кубэлеке» вы.

Сказочница: Вот мы и дома. понравилось вам путешествие? А правила мы выучим и с другими ребятами поделимся.

Тема: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь»

Задачи:

  1. развивать умение изменять громкость голоса в зависимости от ситуации или от содержания высказывания;
  2. формировать умение детей регулировать речевое дыхание;
  3. вводить в словарь детей словосочетания: громкая речь, тихая речь, говорить громко, слишком громко, говорить тихо, шёпотом;
  4. воспитывать уважение к собеседнику: выслушивать, не перебивать, вежливо отвечать на вопросы.

Ход деятельности:

  1. Речевая гимнастика:
  • ровный вдох и ровный выдох;
  • быстрый вдох и замедленный выдох;
  • медленный глубокий вдох и короткий резкий выдох.
  1. Проговаривание чистоговорки с изменением громкости в зависимости от содержания:

Тише, жабы,

Ни гу-гу!

Ходят цапли на лугу!

Произнести тоном предупреждения, тоном испуга, шёпотом.

  1. Чтение стихотворения «Гром и тишина» (А. Шалыгина)

Гром грохочет — бух! трах! –

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – ах! –

Затыкает уши.

Воспитатель:

  1. Игра «ЭХО»

Дети делятся на 2 группы Первая – изображает детей, которые перекликаются в лесу, а другая – эхо, которое им вторит.

  1. Физминутка «Мельница»

Наклоняемся вперёд, руки в стороны.

Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре – завертелись, закружились.

  1. Анализ речевых ситуаций.

Воспитатель предлагает детям для обсуждения речевые ситуации:

— Громко или тихо надо петь колыбельные песни? Почему?

Предлагает спеть колыбельную песню «Серенькая кошечка»

— Как нужно разговаривать в музее, театре, автобусе?

Разыгрывание ситуации «В театре»

(Почему артисты говорят громко, а зрители переговариваются шёпотом)

Воспитатель помогает детям сделать вывод.

  1. Моделирование речевых ситуаций.

Воспитатель предлагает задания:

  • прочитать знакомое стихотворение;
  • рассказать сказку;
  • организовать любимую игру:
  • объяснить правила игры.

Задания выполняются детьми самостоятельно с выбором нужной громкости речи, при этом необходимо объяснить свой выбор.

  1. Рефлексия деятельности.

Оценка детьми действий каждого из участников.

Тема: «Правила, важные для всех»

Цель: закрепление и углубление знаний воспитанников о важности соблюдения этикета при общении с людьми.

Задачи:

  1. познакомить с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми;
  2. способствовать формированию доброты, чуткости, деликатности;
  3. прививать навыки учтивого общения.

Оборудование:, Форма проведения:

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель.

Каждый человек своеобразный, но, чтобы засиять в полной красе, надо научиться правилам культуры — только тогда человек будет прекрасен и приятен для окружающих его людей. Ученик может учиться хорошо, даже отлично, но в быту он неаккуратный, с товарищами груб.

Что значит «вести себя культурно»?

(воспитанники высказывают свое мнение).

Как вы понимаете слово «общение»?

Воспитатель.

Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией или контактируют в процессе практической деятельности. Общение — это не только контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью объясниться и отрегулировать собственное поведение, но и главное условие и способ развития личности.

Почему же люди не умеют общаться, отталкивают друг друга, боятся раскрыться?

Поэтому главная цель нашей работы сегодня, продолжить учиться правилам этикета, познакомиться с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми.

В средневековых рыцарских романах о короле Артуре рассказывается, что на королевских банкетах рыцари садились за круглый стол, чтобы не было споров по поводу того, кто сидит на почетном конце стола, а кому досталось непочетное место.

В последствии круглый стол стал непременным атрибутом на международных конференций, дипломатических переговоров. Выражение «сесть за круглый стол» теперь означает начать доброжелательный обмен мнениями, миролюбивые переговоры.

У нас есть прекрасная возможность сесть за наш импровизированный круглый стол для серьезного разговора о правилах, важных для всех. Девизом нашего занятия является «Да здравствует вежливость и доброта! Пусть живут доброжелательные лица!»

Воспитатель.

Мы с вами ежедневно общаемся с другими людьми: родными, учителями, одноклассниками, незнакомыми. Всегда это общение приносит удовольствие, радость, утешение? Конечно, нет. Приятно общаться с вежливыми людьми.

  1. Основная часть.

I этап «Приветствие»

Важным элементом в общении с людьми является приветствие. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.

Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетку формулу.

Как мы здороваемся сегодня?

II этап «Знакомство»

В жизни человека случается так, что он вынужден оторваться от родных, близких друзей и строить свою жизнь рядом с чужими незнакомыми людьми. Весьма важным на данном этапе является первое знакомство. Именно оно открывает Человека. Давайте начнем наше заседание со знакомства.

(Каждый по очереди называет свое имя, возраст, увлечения, мечты)

  1. Просмотр и анализ инсценировки-миниатюры «Дети опоздали на уроки.»
  2. Работа со словариком «Вежливый человек. Какой он?»

Задача. Выбрать слова, которыми можно охарактеризовать вежливого человека.

Воспитатель.

Ознакомление воспитанников со значением слова «вежливость» и высказываниями. Ж. Руссо и Н. Сервантеса.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М. Сервантес.

Вежливость — моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к окружающим стало нормой поведения и привычным способом общения. Это элементарное требование культурного поведения.

Составление правил общения:

Первое правило.

Прежде чем что-то сделать, спросите себя, хотели бы вы ощутить на себе последствия своего поступка. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

Правило второе.

Любите себя и окружающих. Помните, что любой человек нуждается в любви, положительной оценки и одобрения своих действий не меньше, чем вы.

Правило третье.

Во всех людях без исключения стремитесь найти что-то хорошее.

Правило четвёртое.

Не обижайтесь. Откажитесь от мести, не накапливайте в себе зло, научитесь прощать, прежде всего, себе, а потом и другим.

Решения моральных задач:

  1. Никита встретился в дверях с Наташей. Что он должен делать?
  2. Обязательно ли здороваться, зайдя в магазин, библиотеку?
  3. Двое ребят идут по улице, один из них здоровается со знакомыми. Должен поздороваться второй, который его не знает?
  4. Дежурному нужно немедленно обратиться к воспитателю, а она в это время разговаривает с медсестрой. Какой выход?
  5. Воспитатель дает задание Максиму: «Максим, сходи, пожалуйста, в библиотеку и принеси сказки А. С. Пушкина».

Объясните, как это надо сделать?

Воспитатель.

А сейчас я предлагаю вам разделится на две команды и посоревноваться.

Какая команда даст больше ответов на поставленные вопросы. На каждый вопрос даётся по две минуты.

Вопросы.

  1. Перечислите все слова – приветствия, которые вы знаете?
  2. Назовите все слова – прощания, которые вы знаете?
  3. Назовите все слова извинения, которые вы знаете?
  4. Назовите все слова – просьбы, которые вы знаете?
  5. Какие слова – пожелания вы знаете? Перечислите их.

В общении с людьми важно давать позитивную оценку качеств, действий, то есть делать комплименты.

III. Заключительная часть.

Воспитатель.

Дети, наша встреча за круглым столом подходит к концу. Надеюсь, что она была не зря. Я искренне верю, что все вы станете вежливыми людьми, что употребление вежливых слов станет нормой вашей жизни, а ваши вежливые поступки принесут радость другим людям. Давайте выскажем пожелания друг другу в виде игры «Пожелания»

Бросить мяч участнику, которому вы высказываете пожелания.

Рефлексия.

Воспитатель.

Поэтому предлагаю вам очень интересную работу под названием «Пять добрых слов».

Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек.

Каждый из вас должен очертить свою руку на листе бумаги. А на ладони написать свое имя. Передавайте свой лист соседу рядом, а сами получайте такой рисунок от соседа слева. В одном из «пальцев» чужого рисунка напишите что-то приятное из качеств его обладателя. Например: «Ты чуткий», «Ты откровенный», «Ты пишешь хорошие стихи». Другой делает запись на следующем «пальце» и так до тех пор, пока «рука» не вернется к владельцу.

Собираются листья.

Сейчас я буду зачитывать комплименты, а вы скажете, кого это касается.