Врач и пациент: типы и формы взаимоотношений

Контрольная работа

ВРАЧ И ПАЦИЕНТ: ТИПЫ И ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Медицинская практика, особенно современная, — это сложно дифференцированная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых различных формах социального взаимодействия. Каждая из этих форм отражает, во-первых, определенные традиции врачевания, существующие в данном обществе, и, во-вторых, специфику состояния, в котором находится пациент.

Контакты врачей с пациентами относятся к числу таких событий, которые случаются каждый день многократно и повсюду в мире. Естественно, и для врача, и особенно для пациента подобное событие всякий раз бывает уникальным, неповторимым. И, тем не менее, в чем-то существенном эти взаимодействия являются упорядоченными, регулярными — как правило, обе стороны, чаще всего даже не осознавая этого, ведут себя в ходе контакта так, «как положено», «как принято».

Дело в том, что подобного рода повседневные, рядовые, массовые события с социологической точки зрения составляют то, что можно было бы назвать тканью общественной жизни. В сложившейся, устойчивой социальной системе протекание таких событий обычно строится в соответствии с определенными нормами , за выполнением которых никто специально не следит, но которым люди тем не менее следуют достаточно строго. В своей совокупности эти нормы, которых придерживается каждая из сторон в ходе регулярных взаимодействий с другой стороной, очерчивают то, что принято называть социальной ролью. Поэтому можно говорить о социальной роли врача и социальной роли пациента. Наличие этих норм и ролей организует действия сторон: каждая из них, вступая в контакт, более или менее отчетливо представляет себе, чего следует ожидать от другой стороны и, напротив, чего ожидает от нее другая сторона. Такая определенность взаимных ожиданий не только упорядочивает, но и существенно облегчает социальное взаимодействие.

моделях врачевания

Традиционно выделяют пять вариантов отношения врач-пациент: патернализм, коллегиальность, техницизм, контрактность и договорной вариант.

патернализма

коллегиальных

Техницизм, Контрактность

Договор предоставляет возможность частично исправить бесчеловечность контрактного варианта отношений. Договорные отношения считаются более основательными и длительными, могут включать широкие моральные обязательства и действовать независимо от контракта. Врач, например, не может отказать больному в помощи при экстренных обстоятельствах.

3 стр., 1226 слов

Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

... а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и ...

Учитывая огромное многообразие ситуаций, в которых взаимодействуют врач и пациент, можно предположить, что все выделенные варианты отношений и их сочетание встречается в реальной практике. Предпочтительными, близкими к идеалу являются коллегиальный и договорной варианты отношений.

Совершенно особым образом складываются отношения врача и пациента в педиатрии. Здесь необходимым посредствующим звеном выступают отношения с родителями пациента. Они должны носить особо доверительный характер, чтобы с помощью родителей снять у ребенка страх и ощущение угрозы, возникающее от столкновения с новым, неведомым, непривычным миром лечебного учреждения.

Врач-педиатр должен очень внимательно относиться к назначению диагностических манипуляций и лечебных процедур, максимально возможно избегая болезненных, неприятных, пугающих. Если же они совершенно необходимы, тщательно готовить ребенка психологически к их восприятию.

Любое заболевание человека может быть описано как минимум двумя относительно независимыми способами:

  • Во-первых, с медицинской точки зрения оно предстает как очевидный факт биологии — специфическое сочетание биологических параметров организма человека. Этот план заболевания является предметом профессионального медицинского изучения.

биографии.

Это — личное знание пациента, которым врач не обладает и которое он может получить лишь в результате внимательного и заинтересованного расспроса. Однако этим личностное знание пациента не ограничивается. Любое медицинское вмешательство, которое врач осуществляет на уровне биологической реальности организма, отображается в сложных формах психофизиологических и личностных реакций и переживаний пациента.

Допустим, при проведении некоей диагностической или лечебной процедуры имеется 10%-ная вероятность осложнений в форме нарушения зрения, а при другой — такая же вероятность возникновения тремора пальцев рук. Врач может объективно оценивать полезность этих вмешательств для терапии, но от него закрыто значение этих рисков для конкретного пациента.

Скажем, с точки зрения пианиста 10%-ный риск тремора будет слишком большим, учитывая тот факт, что пальцы — источник его существования. Аналогичный риск для юриста или певца может считаться и не столь большим, поскольку он не затрагивает того, что для них существенно. Пациент взвешивает ситуацию на весах своих биографических ценностей. Его переживания, страдания, планы, надежды, ценности, финансовые обстоятельства и т.д. — все это составляет жизненно важное содержание тех специфических знаний, которыми врач не обладает в принципе, но которые существенны для выбора диагностического или лечебного мероприятия.

Ведущий отечественный авторитет в области медицинской этики Н.Н. Петров так характеризовал различие биологического и биографического планов диалога врача с пациентом по поводу лечения язвенной болезни: «Обсуждая вместе с больным способы лечения язвенной болезни, разумеется, не надо его спрашивать, желает ли он, чтобы ему сделали резекцию желудка или гастроэнтероктомию; обсуждая лечение желчекаменной болезнижелает ли больной удаления или дренирования желчного пузыря. Однако непременно надо договориться с больным о степени тяжести испытываемых им симптомов, надо узнать, в какой мере они лишают его трудоспособности и имеет ли он возможность проделать систематический курс консервативного лечения, так как от ответов на эти вопросы зависит уточнение намеченного плана операции».

11 стр., 5001 слов

Взаимоотношения пациента и медицинского работника

... медицинского работника и пациента может доминировать в реанимационных отделениях, при терминальных состояниях больного, когда эффективность деятельности зависит только от медицинского персонала, и нет возможности в установлении личного контакта с пациентом. С точки зрения ...

Практически не бывает такого заболевания и такого состояния пациента, которые лечились бы одним-единственным способом. Обычно имеется несколько вариантов. Врач обладает познаниями о предпочтительности того или иного варианта с медицинской точки зрения. Но оптимальное с биологической точки зрения врача не всегда оптимально с биографической точки зрения пациента.

Ятрогенные заболевания

Кроме того, о ятрогении можно говорить не только в тех случаях, в которых вследствие лечения или исследования возникло новое заболевание, но и в таких, в которых вследствие неадекватных действий врача или ухудшается течение основного заболевания, или приводит к летальному исходу. Заметный рост числа ятрогенных заболеваний и смертей в последние годы частично обусловлен введением в широкую практику многих новых лекарственных средств, диагностических и лечебных манипуляций.

Можно выделить следующие причины, вызывающие ятрогению:

Низкая общая культура поведения врача и других медицинских работников.

Недостаточное чувство ответственности и профессионального долга.

Переоценка значения инструментально-лабораторных исследований вместо истинно врачебного ознакомления с больным.

Слабая профессиональная подготовка.

Неоправданная самоуверенность, нежелание признавать свои ошибки.

Невнимание к организации обслуживания больных, пренебрежение контролем за медсестрами.

Несвоевременное обследование больных.

Неоправданное проведение активно-диагностических и лечебных процедур.

Нарушение правил асептики и противоэпидемического режима.

Пассивность, уклонение от необходимых активных действий.

Дефекты общения медицинских работников с больными приводят не только к ятрогенным заболеваниям, но и к диагностическим и тактическим ошибкам. врач пациент отношение ятрогенное

Внешний вид медицинского работника должен внушать пациенту уважение, доверие, вызывать положительные эмоции. Подчеркнуто опрятная профессиональная одежда, никаких излишеств в косметике, спокойное, доброжелательное выражение лица, уверенные, неторопливые движения, никогда никакой суетливости, спешки.

Во время беседы с пациентом глаза и лицо врача должны выражать внимание и заинтересованность. Речь должна быть правильной, внятной, убедительной по построению и содержанию, эмоциональной окраске. Она должна соответствовать образованию и уровню интеллекта пациента, учитывать его возраст, ибо цель врача в общении — быть понятым наиболее полно. Поэтому в речи врача недопустимы непонятные медицинские термины, профессиональные жаргонизмы и бытовые обороты, грубые выражения, намеки, бестактность, длинноты и прочее.

9 стр., 4211 слов

Основы медицинской этики, психологии, деонтологии, прогресс

... в идее информированного согласия. Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ... субъективный стандарт» информирования, требующий, чтобы врачи, насколько возможно, приспосабливали информацию к конкретным интере­сам отдельного пациента. С точки зрения этики, «субъективный стандарт» является наиболее ...

Слово врача может и должно оказывать реальное лечебное воздействие. Хирург Н.И. Пирогов учил: «Вести себя у постели больного так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление».

Первый контакт между врачом и пациентом — это важное событие, где бы он не происходил. И главная ответственность в его успешности ложится на врача. Именно врач должен обеспечить духовное взаимопонимание, создать атмосферу доверия, участия, сотрудничества.

Больной изучает своего врача, прежде всего, как человека: опрятен ли он, внимателен и участлив в разговоре, нетороплив и спокоен или суетлив, проявляет ли реальную готовность помочь или только соблюдает форму. Не должен врач впадать и в другую крайность — причитать и ахать вместе с пациентом. Больной ждет реальных действий, прежде всего точного установления диагноза.

Врач на какое-то время становится активатором воли пациента к выздоровлению, а иногда и частью его воли. В общении врача и пациента важным посредником является медицинская сестра, которая должна способствовать формированию этих отношений в оптимальном направлении. К сожалению, нередки случаи, когда плохо воспитанная и плохо обученная медицинская сестра сводит на нет психотерапевтическую работу врача.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/vrach-i-patsient-dialog-subyektov-filosofiya/

1. Лопатин П.В.: Биоэтика. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Хрусталев Ю.М.: Введение в биомедицинскую этику. — М.: Академия, 2010.

3. Лопатин, П.В.: Биоэтика. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. ГОУ ВПО «Казанский гос. медицинский ун-т» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ, Студенческое научное общество КГМУ: Сборник тезисов. — Казань: КГМУ, 2007.

5. Лопатин П.В.: Биоэтика. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

6. Брек И.: Священный дар жизни. — М.: Паломник, 2004.

7. Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др.; Под общ. ред.: Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич; Рец.: каф. философии Гомельского гос. ун-та, С.П. Винокурова; Ю.А. Гусев: Этика. — Минск: Новое знание, 2002.

8. М-во здравоохранения РФ, ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию; И.В. Силуянова, В.А. Антипенков, Т.Ф. Кораблева, М.С. Першин; Рец.: Ю.М. Хрусталев, Н.Н. Седова, И.А. Серова: Вопросы тестового контроля по дисциплине «Биомедицинская этика». — М.: ВУНМЦ, 2000.

9. под ред. проф. А.Ф. Краснова: Сестринское дело. — Самара: Перспектива, 2000.

10. под ред. проф. А.Ф. Краснова: Сестринское дело. — Самара: Перспектива, 1998.

11. под ред. В.И. Покровского; Российская академия медицинских наук: Биомедицинская этика. — М.: Медицина, 1997.

12. Митчем К.: Что такое философия техники? — М.: Аспект Пресс, 1995.