Психологические основы воспитания

Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.

Психология определила некоторые закономерности развития личности, характер ее формирования на разных этапах возрастного онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых чувствительных периодов, о которых шла речь в предыдущей главе. Влияние общества на процесс обучения очень велико именно в эти периоды, поскольку человек, который в эти периоды вырастает, особенно чувствителен к общественному мнению, к самоутверждению среди других. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. При этом важно обеспечить единство социального и семейного воспитания, что позволяет корректировать возникающие отклонения в развитии личности и поведения.

Воспитание как целенаправленная деятельность по формированию личности

В педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания, который проявляется, когда формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, а люди руководствуются сознательными намерениями и действуют по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности [9].

Это специально организованное, контролируемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечной целью которого является формирование личности, необходимой и полезной в обществе.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями образование позволяет преодолевать или ослаблять негативные последствия социализации, придавать ему гуманистическую направленность, требовать научного потенциала для предвидения и построения педагогических стратегий и тактик.

Однако, воспитание как целенаправленное формирование личности неосуществимо в полном объеме [4] и неизбежно носит ограниченный характер, реализуясь более или менее целенаправленно лишь в рамках общественных институтов (семья, школа и т.д.).

3 стр., 1018 слов

Волевые качества личности и их развитие у человека

... является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у ... то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия. Формирование волевых качеств Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не ...

Особенностью человеческого образования по-прежнему является его во многом спонтанный характер. Общество хоть и выделяет задачу воспитания в качестве специальной, но оно осуществляется в основном как стихийное присвоение личностью существующих форм сознания и поведения, как приспособления к ним.

Теории развития личности в зарубежной и отечественной психологии

личность воспитание психология семья

Личность, прежде всего, современна определенной эпохе, и это определяет многие ее социально-психологические свойства. В определенном возрасте индивид занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность индивида к определенному классу составляет еще одно его базовое определение, с которым напрямую связано положение индивида в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации); правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных ценностей).

К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и.т.д.).

Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность, а в условиях расовой дискриминации капиталистического общества — и принадлежность к определенной расе (привилегированной или угнетенной), хотя сама раса не является социальным образованием, а есть феномен исторической природы человека.

Теория личности — это совокупность гипотез или предложений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человек

1 Теории личности зарубежных психологов

1.1 Психодинамическая теория личности

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый З.Фрейд [6].

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно).

Что касается внутреннего мира — он субъективен. Человек — пленник собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, оговорки, мечты и специальные приемы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

З.Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

  • ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений;
  • ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
  • эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире;
  • эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
  • суперэго («сверх — я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

1.2 Аналитическая теория личности

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, поскольку имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

3 стр., 1394 слов

Связь памяти с личностью человека

... необходимой для продолжительной концентрации внимания. Интерес обуславливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с ними. Существенную роль в процессах памяти играют эмоции, которые тоже закрепляют след ...

Юнг считал врожденные психологические факторы главным источником развития личности. Человек наследует от родителей готовые первичные идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и являются общими для всех народов. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в снах, фантазиях и часто встречаются в форме символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Смысл жизни каждого человека — наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности преобладает бессознательное, основной частью которого является «коллективное бессознательное» — совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Человеческое поведение фактически подчинено своим врожденным архетипам, которыми является коллективное бессознательное. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Человек способен раскрыть свой мир только через свои мечты и отношение к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

  • Коллективное бессознательное — это основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

— Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса является «комплекс власти», когда человек тратит всю свою умственную энергию на действия, прямо или косвенно связанные с желанием власти, не осознавая этого.

  • Индивидуальное сознание — это структура, которая служит основой для самосознания и включает в себя те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем нашу сознательную деятельность.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Основная цель этого архетипа — «индивидуализация» человека, а точнее выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «Я» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает неповторимость, неповторимость жизни каждого человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

  • экстраверсия — установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
  • интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

Кроме того, Юнг выделил четыре подтипа обработки информации: ментальный, сенсорный, сенсорный и интуитивный, преобладание одного из которых придает оригинальность экстравертному или интровертному отношению человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.

5 стр., 2388 слов

Психологическая устойчивость личности человека

... Устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы. Способность человека ... встречаясь с разными людьми, человек ведет себя по-разному, к одним относится агрессивно, к другим – доброжелательно; на работе служащий зависит ...

Согласно аналитической теории, личность представляет собой совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

1.3 Гуманистическая теория личности

Гуманистическая теория личности как научное направления была основана в США К. Роджерсом в 50-е гг. XX в. Его основатель считал, что человек был добрым от рождения и поэтому не должен скрывать свою сущность от общества. А сознание работает через механизм, который ученый назвал самостью. Самость является представлением о себе, основанное на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданий будущего, и состоит из «Я-реального» (то, что я представляю в настоящий момент) и «Я-идеального» (то, кем я хочу быть).

По мнению Роджерса отличаются друг от друга по степени конгруентности (способности точно воспринимать и словесно выражать свои чувства, эмоциональные состояния и переживания).

Несоответствие предполагает, что человек не выражает того, что он на самом деле чувствует, думает или переживает, но тип воспитания в родительской семье влияет на его или ее формирование.

Еще один представитель гуманистической психологии — А. Маслоу видит проблему психологического роста как удовлетворение все более высоких потребностей. Это путешествие начинается, когда удовлетворяются более низкие потребности, такие как потребность в безопасности или уважении. По А. Маслоу, раннее разочарование какой-либо потребности может стать препятствием для дальнейшего развития личности. Например, ребенок, который не пользуется популярностью среди сверстников, может нуждаться в признании на всю жизнь.

Для исследования самоактуализирующихся людей А. Маслоу [7] выбрал 18 человек: 9 современников и 9 исторических личностей, среди которых — А. Линкольн, Т.Джефферсон, А.Энштейн и др. В результате были выделены следующие 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному;

принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других;

спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с юмором;

деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей, или миссией. Обычно они связывают свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее с точки зрения вечности, а не настоящего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы;

склонность к одиночеству и позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне;

автономия и независимость от окружения; устойчивость по отношению к фрустрирующим факторам;

4 стр., 1886 слов

Возможности физкультуры и спорта в воспитании личности человека

... личности. Отсюда ясно, что нравственное воспитание учащегося, его общую морально-волевую и специальную психическую подготовку нельзя ограничивать лишь рамками спортивной тренировки. Иначе говоря, эти стороны воспитания ... ситуациями, нередко возникающими в процессе спортивной борьбы, может способствовать формированию у учащегося ряда отрицательных черт характера: безудержного стремления к ...

  • свежесть восприятия;
  • нахождение каждый раз нового в уже известном;
  • предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я»;
  • чувство общности с человечеством в целом;

дружба с другими самоактуализируюшимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие;

демократичность в отношениях, готовность учиться у других;

устойчивые моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло, ориентированы на цели, и всегда подчиняют средства этим целям;

«философское» чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды;

креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности;

некомформность, но и не склонность к бездумному бунтарству. Эти люди не принимают безоговорочно культуру, к которой они принадлежат. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирают из нее хорошее и отвергают плохое; такие личности не идентифицируются со всей культурой, ощущают себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они часто оказываются изолированными в культурной среде, которую не хотят принимать.

1.4 Когнитивная теория личности

Фундаментом такого научного направления как когнитивная психология, образовавшегося в 60-х гг. XX в, стали накопившиеся экспериментальные данные [7], свидетельствующие о том, что поведение человека детерминировано не стимулом, а образом стимула.

В теории американского психолога Дж. Каждый человек Келли — это своего рода ученый, который на основе прошлого опыта делает прогнозы на свое будущее. Поведение человека никогда не бывает полностью детерминированным, поскольку он всегда до некоторой степени свободен в своей интерпретации реальности. Объективная реальность существует, но разные люди ее воспринимают и интерпретируют по-разному.

Дж. Келли считала, что каждый из нас стремится предвидеть и контролировать свое будущее, чтобы строить жизненные планы с предсказуемыми и ожидаемыми результатами. Человек не пассивно приспосабливается к окружающей действительности, но, понимая свой реальный опыт, он создает свою судьбу.

Для обозначения субъективной оценочной шкалы в виде признака и его антонима Дж. Келли вводит понятие «личностный конструкт». Опираясь на шкалу человек анализирует и категорирует объекты, других людей (например, «добрый-злой», «сильный-слабый»).

Следовательно, обнаружение сходства и различия между объектами помогает человеку ориентироваться в окружающем мире.

Практически в это же время появляется концепция когнитивной сложности Дж. Бири, согласно которому чем больше человек работает независимым дизайнером, тем больше у него возможностей для адаптации и развития. Человек с высокой степенью сложности единой системы построения создает многомерную модель реальности, приписывая объекту набор характеристик, организованных определенным образом. Низкая степень сложности единой системы построения указывает на то, что испытуемый производит оценку на основе использования ограниченного набора субъективных измерений, которые не согласуются друг с другом. Основная познавательная сложность — это прошлый опыт субъекта, в частности его компетенция в определенной области знаний, уровень развития его интеллекта и творческих способностей.

3 стр., 1182 слов

Методические аспекты формирования личности безопасного типа поведения. ...

Определена характеристика человека являющегося «человеком безопасного типа поведения». Ключевые слова: безопасное поведение, качества личности, формирование нового человека. Organizational-pedagogical conditions of ... условий для формирования личности безопасного типа поведения повышает не только личную безопасность людей, но и способствует формированию потенциально безопасного общества. По ...

1.5 Теория черт

Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х — 40-х гг. XX века американским психологом Г. Олпортом. Согласно его представлениям, черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего мира (например социальные ситуации), адекватные наличествующей черте.

Теории личностных черт — направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях [5].

Этот тип предрасположенности, сформировавшийся в процессе развития той или иной личности, принято называть чертами данного направления.

Г. Олпорт разделил эти черты на общие, или измеримые, которыми многие люди обладают в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого человека и которые более полно отражают характеристики его или ее личности. В дальнейшем, развивая свою теорию, Г. Олпорт начал использовать термин «черты личности» только для обозначения общих характеристик, а для индивидуальных черт он ввел новый термин: «индивидуальные предрасположенности». Автор теории выделял три типа индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и второстепенные.

Кардинальные диспозиции — максимально генерализированная, первазивная (всепроникающая) черта личности, определяющая всю жизнь человека. в нем очень мало людей, которые, как правило, становятся широко известными именно благодаря наличию кардинального нрава. Более того, имена этих людей становятся нарицательными для определенного стиля жизни или поведенческих стратегий, например, дон Жуан, Фома Неверующий, маркиз де Сад и т. п.

Центральные диспозиции — это устойчивые характеристики, хорошо узнаваемые другими людьми, которые позволяют достаточно полно и точно описать личность. На основании результатов своих исследований Г. Олпорт пришел к выводу, что количество основных положений для каждого конкретного человека колеблется от пяти до десяти. Основные диспозиции наиболее универсальны и по содержанию близки к личностным качествам.

Вторичные диспозиции менее устойчивы и менее узнаваемы, чем центральные. К ним обычно относятся вкусовые предпочтения, ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т. п.

Дальнейшее развитие теорий черт связано с творчеством Г. Айзенка и Р. Кеттеля, который в основном основан на том, что позволяет выявить характерные закономерности сообществ значительного состава. С этой целью они исследовали большие выборки субъектов и использовали сложные математические процедуры, в частности факторный анализ, для выявления закономерностей.

Г. Айзенк считал, что все элементы или личностные черты объединены в иерархическую структуру и могут быть сведены к универсальным супер чертам. Поскольку такие характеристики более-менее присущи всем людям, он обозначил их как типы. Первоначально выделяли два типа: экстраверсия — интроверсия и невротизм — устойчивость.

3 стр., 1202 слов

Личность и поведение в бюрократической организации: сильные и ...

... сущности бюрократической организации и выявление ее сильных и слабых сторон. Для достижения цели предполагается решить 1 ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И ... бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в ...

Первый тип напрямую связан с процессами возбуждения и торможения, или «корковой активацией». С точки зрения автора, интроверты более возбудимы, чем экстраверты, поэтому они склонны избегать сильных внешних раздражителей, связанных, в частности, с социальными ситуациями. С другой стороны, экстраверты, испытывая дефицит возбуждения, постоянно ищут дополнительные стимулы во внешней среде.

Второй тип отражает особенности реакции нервной системы на тот или иной раздражитель. Люди с невротическими наклонностями более чувствительны, чем стабильные люди, к стрессу и другим ситуациям, вызывающим тревогу, и их реакции более стабильны и продолжительны.

Впоследствии был добавлен третий тип: психотизм, связанный с интенсивностью выработки андрогенов. Однако на сегодняшний день эта гипотеза остается в значительной степени гипотетической, не имея достаточного эмпирического подтверждения. Предполагается, что высокий уровень психотизма опосредует тенденцию к несоответствию и, в крайних случаях, к девиантному поведению.

Р. Кеттел, в отличие от Г. Айзенк считал, что выявить универсальные черты личности можно исключительно эмпирическим путем. В результате длительных многоплановых исследований он выделил 16 исходных черт или личностных факторов, которые легли в основу разработанной им и получившей широкое распространение психодиагностической методики «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF).

Дальнейшие исследования в данном направлении, в частности, работы американских психологов П. Коста и Р. Маккрэ, привел к выделению пяти входных факторов, названных «большой пятеркой». В нее вошли:

нейротичность (N),

экстраверсия (E),

открытость (O),

согласие (A),

сознательность (C).

Для измерения степени выраженности каждого фактора был разработан опросник NEO — PI. Модель «большой пятерки» стала очень популярной в организационной психологии и психологии управления не только из-за своей простоты, но и из-за довольно высокой достоверности и предсказательной надежности.

Однако работы апологетов теории черт стали, по сути, классикой современной психологии, а разработанные ими психодиагностические методики до сих пор используются в социально-психологических исследованиях самого широкого спектра приложений.

1.6 Поведенческая теория личности

В психологическом процессе изменения личности вызываются функциональной дезорганизацией мозговой деятельности. Будучи проявлением и следствием болезни мозга, сами они зависят от личности. Чем тяжелее болезненное состоящие и болезненный процесс, тем больше изменяется личность человека.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два направления в поведенческой теории личности — рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера.

6 стр., 2774 слов

ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ

... исследовательской работы является гиперактивное поведение детей младшего школьного возраста. Предметом настоящего исследования явилась возможность выявления гиперактивных детей младшего школьного возраста и коррекция их поведения. Цель: с ... в одной из московских школ и в школах подмосковного города Шатуры. В Москве среди детей 7-12 лет синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречался в ...

Скиннер переносит на человеческое поведение данные, полученные при изучении поведения животных. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказывается в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Основоположниками социального направления являются американские исследователи А.Банудра и Дж. Роттер. [6]

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок — самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу — не могу». А.Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», — то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», — то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

3 стр., 1419 слов

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме

... поведения, если они сами не всегда ему следуют. С целью просвещения родителей по основам безопасности в "Уголке для родителей" оформлялась наглядная информация в форме папок – передвижек: «Безопасность ребенка»; ... пострадавшим в автомобильных авариях. Полноценное разностороннее развитие ребенка невозможно без участия самых близких ребенку людей – родителей. Родительская ответственность заключается в ...

Существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки), например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

  • самоинструкция;
  • например «Я могу это сделать»;
  • повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);
  • (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и.т.д.);
  • например, «Если другие могут, то и я смогу!»

1.7 Трансакционный анализ

Трансакционный анализ представляет собой психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей [2].

Включает в себя:

  • анализ структурный — теория эго-состояний;
  • собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии трансакции как взаимодействии «эго-состояний» двух вступающих в общение индивидов;
  • анализ психологических «игр»;
  • скриптоанализ — анализ жизненного сценария — «скрипта».

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Основан на представлении о том, что в каждом человеке «живет» тот ребенок, коим он был, тот взрослый, коим он является, и родительские образы. Соответственно, при взаимодействиях с другими людьми человек ведет себя то как Ребенок, то как Родитель, то как Взрослый. Эго-состояние Ребенок содержит в себе комплексы аффективные, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различаются:

  • Ребенок естественный — свободный, творческий и раскованный;
  • ему свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности;
  • Ребенок адаптированный — представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя, против «давления сверху»), «соглашающийся» и «отчуждающийся».

Эго-состояние Родитель обнаруживается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит нормы и предписания, некритически усвоенные в детстве и на протяжении всей жизни, диктующие линию поведения. Кроме того, содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различаются две основные формы проявления Родителя:

  • «заботящийся (опекающий)» — советы, поддержка, опека и пр.;
  • «контролирующий» — запреты, санкции, наставления и пр.

Эго-состояние Взрослый — способный к реалистическим оценкам, разумный, зрелый; включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Важнейшее положение теории эго-состояний — тезис о переключении или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного эго-состояния. Следующее фундаментальное понятие анализа трансакционного — игры, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при коих один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим — выигрыша. Игры бывают «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Типологизовано более сотни различных игр: игры супружеские, игры в кабинете врача, игры преступного мира, игры жизни и пр.

2 Теории личности отечественных психологов

2.1 Деятельностная теория личности

В отечественной психологии деятельностный подход развивался в исследованиях таких психологов, как Б. Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В.Запорожец, Б. В.Зейгарник, А. Р.Лурия и Д. Б.Эльконин. Большой вклад в разработку деятельностного подхода внесли А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Данная теория также нашла свое выражение в исследованиях таких зарубежных психологов, как Ж. Политцер, А. Валлон, Л.Сэв, Т.Томашевский, М.Форверг, М. Коул, Дж. Верч и др.

В методологии деятельностного подхода с самого начала отстаивалось положение о том, что поведение человека и его познание действительности носят активный, пристрастный характер. Согласно современной психологии, принцип активности состоит в том, что познание мира человеком исследуется в зависимости от различного рода ценностей, целей, прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Иначе говоря, психология изучает зависимость восприятия, представления и мышления от того, «что человеку нужно» (его потребностей, мотивов, установок и эмоций).

По мнению С.Л. Рубинштейна, избирательность восприятия обусловливается как предшествующим контекстом, так и мотивами личности. Ученый выработал следующую формулу: «Внешние причины действуют через внутренние условия».

Обусловленность познания человека ожиданиями будущих событий, предвосхищением возможных результатов действия, позволяет выделить предвосхищение вероятного и потребного будущего как одну из важнейших особенностей проявлений активности субъекта. В психологии личности эти представления нашли свое выражение в понятиях «жизненные планы» и «жизненная перспектива».

Деятельностный подход изучает такие механизмы повеления личности, как активность, предвосхищение будущего, постановка сверхзадач. В рамках деятельностного подхода разработана периодизация развития личности в младенческом, детском и подростковом возрастах. Д. Б.Эльконин создал концепцию периодизации развития личности на основе ведущей деятельности, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений личности на данном этапе развития.

В рамках деятельностного подхода в качестве объяснительного принципа поведения особое значение имеет такое понятие, как «неадаптивность». Этой проблеме посвящены работы известного отечественного психолога В. А. Петровского. Неадаптивность, согласно этому автору [8], «…состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением, побуждение к действию — с его итогом… Отмеченное противоречие, как предполагается, неизбежно и неустранимо. Так, если цель не достигнута, оно побуждает продолжить активность в данном направлении…».

Одна из форм проявления неадаптивности — тяга человека к изменениям, к тому, чтобы открываться перед другими людьми с новой стороны. В. А. Петровский писал: «Достаточно дать человеку почувствовать, что его намерения, возможности, представления о себе заранее известны кому-либо, наперед заданы, что он сам как бы скользит по рельсам чьих-то ожиданий, как деятельность либо потеряет для него какой- либо смысл, либо будет кардинально преобразована им в сторону рассогласования с чьими-то предвидениями. Так, творческий акт лишь тогда имеет в глазах индивида реальный смысл, когда он обнаруживает в этом акте свободу от чьих-то предположений и схем. Истоки творчества следует искать не только в стремлении индивида выплеснуть себя на холст, но и в желании сказать о мире и о себе в мире еще никем не сказанное слово. Индивид неадаптивно формирует свой новый образ Я в противовес ожидаемому и как будто бы единственно возможному. Это — и самоотрицание, и саморазвитие».

2.2 Диспозиональная теория личности

Диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное (формально-динамическое).

Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния генетики, другие — среды.

«Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами — с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов.

«Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько — не входит в круг их исследовательских задач.

Формально-динамическое направление представлено в основном работами Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств — формально-динамический и содержательный.

Содержательные свойства личности близки к понятию Проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.

По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами).

Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности — проприума, а иррациональные для низших — темперамента.

Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.

Внутренний мир человека, в частности темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалограмма, речевые реакции и т. д., свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления — дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия.

Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют четыре основные формально-динамические свойства личности:

  • эргичность — уровень психического напряжения, выносливость;
  • пластичность — легкость переключения с одних программ поведения на другие;
  • скорость — индивидуальный темп поведения;
  • эмоциональный порог — чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека:

психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств. К этим четырем основным свойствам добавляют еще и так называемые содержательные свойства личности, которые в рамках данного направления не имеют своей специфики и совпадают со свойствами, выделяемыми в рамках деятельностного подхода (знания, умения, навыки, характер, смыслы, установки, цели и т. д.)

Флегматик — эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

По В. Д. Небылицыну темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: активность и эмоциональность. Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность — мера энергодинамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя энергичность, пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность — характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.

В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций.

  • Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей — потребностей в еде, жилище и пр.
  • Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.
  • Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов.
  • Система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида.

В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.

  • Воспитание с позиции деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании

Деятельностный подход в воспитании исходит из того, что ребенок активно взаимодействует с миром вещей. На разных этапах развития то один, то другой мир занимает ведущее положение в направленности активности ребенка. Когда на первый план выходит коммуникативная деятельность, происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, когда предметная — в основном развивается познавательная сфера.

В младенческом возрасте ведущей деятельностью является эмоциональное общение со взрослым. Только с помощью любящего взрослого младенец познает искусство общения с другим человеком. При отсутствии близкого взрослого этот навык может никогда не сформироваться.

В раннем детстве ведущей становится предметно-орудийная деятельность. Активно манипулируя с предметами, ребенок познает окружающий мир. При этом взрослый должен активно помогать малышу в этой сложнейшей для него деятельности.

Ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра. Проигрывая разные роли, в том числе роль взрослого, ребенок также постигает непростое искусство человеческих взаимоотношений. Ведущая деятельность младшего школьника — учеба. В первые школьные годы происходит активное развитие познавательной сферы ребенка, его способностей. В подростковом возрасте на первый план вновь выходит общение. Для подростка чрезвычайно важно найти близкого человека среди сверстников. В этом — основа его будущего коммуникативного благополучия.

Знание данных закономерностей развития детей необходимо педагогу для грамотного построения общения с ними, для понимания причин их поведения. В повседневной жизни не всегда можно предвидеть те случайные обстоятельства, которые могут возникнуть на пути реализации жизненной цели. Кроме этого, в условиях постоянно меняющегося мира необходимо «играть» с ситуациями, проявлять гибкость мышления, оригинальность и волю к победе. Именно поэтому так важно сформировать у человека умение «меняться в постоянно меняющемся мире», т.е. выходить за рамки требований сиюминутной ситуации, проявлять свою неадаптивность.

Выделяют следующие основные качества (свойства):

  • социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;
  • уникальность — своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;
  • трансцендентность — стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;
  • целостность и субъективность — сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;
  • активность и субъективность — способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;

нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

Формирование личности в условиях детского коллектива

Каждый ребенок включается в отношения со многими окружающими людьми и испытывает много различных влияний — полезных, вредных или нейтральных, с точки зрения воспитания. Среди этих влияний личное воздействие воспитателя лишь одно из многих. Оно может быть довольно заметным, но все-таки недостаточным для гарантии положительного развития личности.

Школьник всегда включен в некоторую группу (класс, кружок, секцию, спортивную команду и т. д.).

Коллектив является одним из видов реальных контактных групп [1].

Коллектив — это организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

Для четкого уяснения особенностей коллектива психолог Л.И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяженность) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность.

Антиколлектив. Это группа, для которой характерна внутригрупповая агрессивность. Каждый хочет добиться своей цели за счет других членов группы («пауки в банке»).

В группе царствуют внутригрупповая антипатия, жестокость и групповая травля слабого. Естественно, что длительное пребывание ребенка в такой группе наносит тяжелую травму его психике.

Диффузная группа (конгломерат).

Это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного автобуса).

Она разнородна и нестабильна. Говорить о серьезном влиянии ее на развитие личности не приходится.

Номинальная группа. Малая группа, имеющая некоторое общее название и приписанные ей, цели, виды деятельности и режим работы (например, школьный класс, только что созданный из учеников, пришедших из разных школ).

Наличие формального объединения уже начинает влиять на членов группы, но это влияние мизерно, поскольку взаимоотношения еще не сложились.

Ассоциация. Группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой начинается совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое сплачивающее влияние на своих членов.

Кооперация. Группа, для которой характерны успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определенное воспитательное влияние на своих членов.

Автономия. Группа, для которой характерны признаки кооперации, но сверх того ее члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное влияние группы приближается к влиянию коллектива.

Коллектив. Это высший тип группы, определение которого дано выше.

Коллектив включает ребенка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно.

Формирование личности в семье

Воспитание ребенка в семье является одним из самых древних видов человеческой деятельности. Еще на самых начальных ступенях социальной жизни возникла потребность приучения ребенка к тем нормам или правилам, по которым существовали взрослые. Постепенно сформировалось традиционное знание и понимание воспитания как процесса выработки взрослыми у ребенка необходимых для его жизни с их точки зрения качеств. Ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям [3].

Специфика семейного воспитания выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, базируется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Исходя из условий семьи, проявляющихся как факторы развития и воспитания личности ребенка (его позитивные и негативные стороны), может быть построена система принципов семейного воспитания:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

Ø родители обязаны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

Ø воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

Ø диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней необходимо положить в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

  • воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

Ø все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, целесообразно построить на игре;

оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Ø Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустительский (либеральный).

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля — гиперопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития — потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).

Следующие типы родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития:

  • Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;
  • чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

— Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

— Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.

  • Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребёнка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакций протеста и эмансипации;
  • истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Список использованной литературы и Интернет источников

1. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст] : учеб пособие для вузов / И.З. Гликман. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.

  • Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин ;
  • АКАДЕМИК. — Режим доступа : www. URL: #»justify»>.Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания [Текст] : учеб пособие / Е.В. Головнева. — М. : Высш. шк., 2006. — 256 с.
  • Ильчиков, М.З. Социология воспитания [Текст] / М.З. Ильчиков, Б.А. Смирнов. — М. : Щербинская типография, 1996. — 112 с.
  • Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика [Текст] / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

6.Мамедов, Т.М. Теория личности в психологии [Электронный ресурс] / Т.М. Мамедов ; Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — Режим доступа : www. URL: <http://www.jurnal.org/articles/2009/psih6.html >. — 11.04.2013.

  • Пастернак, Н.А. Психология воспитания [Текст] : учеб пособие для вузов / Н.А. Пастернак. — М. : Академия, 2008. — 224 с.
  • Петровкий,В.А.

Личность в психологии : парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. — Ростов н/Д. : Феникс, 1996. — 512 с.

  • Подласый, И.П. Педагогика : Новый курс [Текст] : учеб пособие для вузов. В 2-х кн. Кн. 2 : Процесс воспитания. / И.П. Подласый. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 256 с.