Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Дипломная работа
Содержание скрыть

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу.

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интереса ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей — все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, — имеет статус неблагополучной семьи.

Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально- психологическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в состоянии социально- экономического кризиса (например, развод или смерть родителей).

Подростковый возраст — это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.

3 стр., 1489 слов

Личные, политические и социально-экономические права и свободы ...

... правами человека являются права, содержащиеся как в конституции государства, так и в международных правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если какое-либо право человека ...

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания.

Тревожным симптомом является рост числа неблагополучных подростков, чье поведение проявляется в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д.

Основной причиной роста числа неблагополучных подростков исследователи (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, О.М. Исаева и др.) видят в том, что с каждым годом увеличивается рост числа неблагополучных семей, в связи с чем дети и подростки живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время отмечается большое количество детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой и пр.

Воспитание подростков из неблагополучных семей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Но без целенаправленного воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростка непредсказуем. Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

На сегодняшний день одной из эффективных форм работы с подростками признан социально- психологический тренинг.

Психологический тренинг как метод активного социально- психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т.д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте.

По мнению В.В. Зарецкого, В.К.Рябцева, В.В. Ряшиной, Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

В настоящее время проблема организации социально- психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. И это в полной мере отражено в работах таких исследователей как В.К. Бабайцевой, Г.И. С.И. Макшанова, Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других.

46 стр., 22612 слов

Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ...

... социально - педагогической деятельности. Именно это противоречие между неизученностью и необходимостью применения данного метода в социально-педагогической деятельности, обусловило выбор темы исследования "Использование социальным педагогом ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи". ...

Цель: Исследование эффективности социально- психологического тренинга с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Задачи:

1. Анализ практической и теоретической литературы по проблеме.

2. Изучить проблему семейного неблагополучия.

3. Проанализировать психолого педагогические особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье.

4. Изучить особенности организации социально- психологического тренинга с подростками.

5. Разработать практические рекомендации ведения социально- психологического тренинга с подростками.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза:, Методы исследования:, База для исследования:, Участники исследования:, Теоретическая значимость исследования:, Практическая значимость:, Структура дипломной работы:, Глава 1. Проблема

1.1.Проблема семейного неблагополучия. Виды и типы неблагополучных семей.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответ-ственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объеди-нены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмо-циональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу.

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравст-венный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с по-мощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

труд-ную жизненную ситуацию.

В зону социально-экономического и психолого-педагогического рис-ка, К благополучным семьям,

опекунские

многодетные семьи,

малообеспеченные семьи,

семьи беженцев,

семьи, имеющие в своем составе инвалидов и участников военных

семьи педагогически необразованные,

Основными особенностями неблагополучной семьи являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоцио-нально-конфликтные отношения между супругами, возможное нали-чие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жиз-ни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчи-вость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.

Неблагополучная или асоциальная семья, в отличие от благополуч-ной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задерж-ку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, по-ловая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, ал-коголизм, наркомания и токсикомания подростков. Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государст-венных и общественных структур к неблагополучным семьям.

12 стр., 5894 слов

Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями ...

... и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с особенностями психофизического развития принимают активное ...

Ряд исследователей (С.В. Титова, О.П. Потапенко, Е.Ю. Фисенко и др.) выделяют следующие типы неблагополучных семей исходя из ос-нований, отрицательно характеризующих семью.

Неблагополучные семьи группы социально-экономического и психоло-го-педагогического риска

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно-эмоцио-нальная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непро-извольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагоги-ческая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка.

Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными

характеристиками — это семьи с родителями-алкоголиками, нар-команами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с амораль-ным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции пре-ступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест,

имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболева-ниями.

Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одно-го или обоих родителей.

Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми.

и лишении ребенка нищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с це-лью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, про-воцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство

одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с деть-

ми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) на-рушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его

полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных

семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью ро-дителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

Неблагополучные семьи с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-кон-фликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, ли-цемерие и другие отрицательные человеческие черты.

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несо-стоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразован-ные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на соб-ственном негативном отношении к жизни. Как правило, в таких семь-ях психологические переживания родителей из-за бедственного ма-териального положения, безработицы выливаются в жестокое обра-щение с детьми. Нередко отклонения в психике родителей приводят к деспотизму, вызывают сильное недовольство своими детьми из-за невыполненных ими завышенных родительских требований. Зачас-тую усталость и депрессия родителей является результатом их психо-логической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами.

29 стр., 14029 слов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста

... психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста. Структура курсовой работы: введение, две части, заключение, список используемой литературы. 1.Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Для создания в семье благоприятных ...

Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни,

брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков,

Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от сво-их обязанностей.

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблаго-получных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.

Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ве-дет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интегра-ции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Са-моустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культу-ры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому со-провождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершен-нолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нуж-ны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи.

Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся:

  • категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;
  • уклонение от исполнения родительских обязанностей, переклады-вание своих родительских обязанностей на школу;
  • конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окру-жающим;
  • отсутствие надзора за несовершеннолетними;
  • злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.

Подводя итоги в данной части работы выделим следующее.

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «неблагополучная семья». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

  • Медицинский- это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;
  • Социально-административный- семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;
  • Психолого- педагогический — семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Понятие семьи группы риска включает в себя следующие категории семей:

14 стр., 6710 слов

Теоретическое обоснование организации работы логопеда с родителями детей с ОНР

... взаимодействия логопеда с родителями детей с ОНР. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, выводов, списка использованной литературы. Глава 1.Теорететическое обоснование организации работы логопеда с родителями детей с ОН 1.1 Сущность понятия семьи и функции семьи Семья ...

  • внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…).

    В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);

  • семьи с неопределенным социогенезом.

В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно- история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);

— семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска». В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних).

Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.

В качестве отдельной категории необходимо рассматривать

-семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появлению новых факторов риска (реклама алкоголя, курения).

Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.

-семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска», когда в качестве объекта социальной, психологической, педагогической работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников.

1.2. Особенности подростков, воспитывающихся в

неблагополучных семьях.

Изучая особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях необходимо остановится подробнее на каждом типе семейного неблагополучия.

Рассматривая типы благополучной семьи в зоне риска, где при появлении социально-экономических проблем, морально-психологических испытаний и душевных травм возникают психологические конфликты между родителями, ухудшающие поло-жение детей в семье, М.И. Буянов, З.И. Гарбузов, Титова С.В. и ряд других авторов выделяют следующие особенности подростков, воспитывающихся в данных семьях:

Неполная семья., Многодетная семья.

Но, тем не менее, далеко не всегда дети в многодетных семьях чувст-вуют себя несчастными и морально страдают. Чаще всего именно в та-ких семьях значительно возрастает уровень ответственности старших детей за младших братьев и сестер, т. е. одних членов семьи за других. Взаимопонимание и любовь к близким являются приобретенными жизненными качествами людей, воспитанных в многодетных семьях. А когда такие семьи берут на воспитание или опекают детей из детско-го дома, мы говорим о появлении позитивного воспитательного фона, благотворно влияющего на развитие детей в семье.

Малообеспеченные семьи.

Дети в таких семьях испытывают социально-психологическое не-благополучие но причине низкого образовательного уровня родителей, их ухода в алкоголизацию, аморальный образ жизни.

5 стр., 2013 слов

Неврозы у детей (Конторльная работа)

... условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости. Обессивный невроз у детей дошкольного и ... родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.) Варианты неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом, называют неврозом испуга (Сухарева Г.Е., 1959). У детей ...

Семьи участников военных действий., Семьи с детьми-сиротами, оставшимися без попечения роди-телей., Семьи с родителями-инвалидами., Семьи беженцев.

Особенно сложно адаптироваться к новым условиям несовершен-нолетним детям, которые вынуждены проживать в стесненных, ущербных условиях, слышать жалобы родителей о потерях, существовать в условиях стрессовой семейной ситуации, жить взрослыми на-деждами своих родителей, а не детскими мечтами, играми и забавами.

Воспитываясь в семье, ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, регулировать свои отношения с другими людьми, именно здесь он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Вся сложная система отношений в семье (психофизиологические, психические, социальные и культурные) оказывают влияние на семейное воспитание детей и подростков.

Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психоло-го-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и методы воспитания, что в результате приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, негативно влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще других попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными пропусками уроков па фоне бесконтрольности со стороны родителей; частые болезни возника-ют в результате несоблюдения норм здорового образа жизни; кон-фликтные формы поведения подростков — не что иное, как проекция семейных ссор, агрессии и жестокости. Незанятость в системе допол-нительного образования, т. е. неспособность к самоопределению и са-мореализации, происходит по вине родителей, которые изначально не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной ими профессии. В результате в дисфункциональной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отстав-ший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, агрессию, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социаль-ных взаимодействий (учиться, трудиться).

Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают большие труд-ности при создании собственных семей, которые также строят по об-разу и подобию отчего дома.

Изучая особенности подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, другими психоактивными веществами М.И. Рожков отмечает, что у этих детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительно истощение нервной системы приводит к глубокому нервно- психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами

37 стр., 18173 слов

Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

... детей-инвалидов и их родителей. - Проанализировать возможности системы социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Разработать программу поддержки семье, имеющей ребенка-инвалида., ... как социальной проблеме., Проанализированы характеристики семей, имеющих детей- инвалидов и выявлены их основные проблемы., Практическая значимость исследования -, Структура работы Глава ...

По мнению М.А. Галагузовой, неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с серьезными проблемами и трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах сверстников такой ребенок становится чем- то вроде отверженного, которым либо помыкают, либо его просто игнорируют и выталкивают из игр, компаний и т.д. У такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими детьми. Для достижения главенствующего положения он может не только драться, но и становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним дружить.

Развивающиеся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми для сомнительного рода компаний. В своей стремлении быть среди «избранных» они могут отдавать себя во власть более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в различные занятия недостойного и просто преступного характера.

Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своеобразном социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным.

Повседневная жизнь детей из семей имеющих статус неблагополучный постоянно сопровождается эмоциональным стрессом.

Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей из неблагополучных семей. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость

7 стр., 3496 слов

Контрольная работа: Стрессоустойчивость в деловом общении (Вариант №22)

... работу нашего организма с помощью разного рода транквилиза­торов, антидепрессантов и прочих медикаментозных средств. На что же конкретно должны быть направлены наши усилия по повышению стрессоустойчивости? ... возникает дисгармония в орга­низме, ведущая в конечном счете к сбоям в работе его жизненно важных систем. Стало быть, отрицательные эмоции, эволюционно сформиро­ванные как ...

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что семейное неблагополучие является одним из самых мощных неблагоприятных факторов в нарушении развития и поведения детей, воспитывающихся в данных семьях. Подростки, не имеющие возможность получить адекватный опыт взаимоотношений с окружающими, не приобретающие навыки конструктивных форм поведения в различных ситуациях проявляют, как правило, несдержанность, грубость по отношению к другим людям. Проявляют неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, робость, агрессивность, тревожность, что свидетельствует о низкой адаптации в социуме.

Глава 2. Социально- психологический тренинг как эффективный

метод работы с неблаполучными подростками

2.1. Психологические особенности тренинговой группы

ехрепепсе

В широком смысле под социально- психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития[7,с 36-38].

По сути, тренинг — это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • овладение социально- педагогическими знаниями;
  • развитие способности познания себя и других людей;
  • повышение представлений о собственной значимости;
  • развитие различных способностей, навыков и умений.

социально-психологический тренинг

Для психологических тренингов характерны некоторые общие черты.

Соблюдение ряда принципов групповой работы,, Применение активных методов групповой работы., Акцент па взаимоотношениях между участниками группы, ин-тенсивное межличностное взаимодействие., Наличие более или менее постоянной группы.

Пространственная организация, направленная на то, чтобы обес-печить наилучшие возможности для интенсивного общения уча-стников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.

Нацеленность на психологическую помощь участникам группы., Атмосфера раскованности и свободы общения.

В подавляющем большинстве случаев психологический тре-нинг проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами (Рудестам, 1998; Бач-ков, 2000).

В частности, отмечаются следующие преимущества груп-повой формы работы.

Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может слу-жить «полигоном» для развития самых разных социальных умений.

Человек может осваивать в группе новые умения, эксперименти-ровать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

  • Группа позволяет получить обратную связь и поддержку от лю-дей со сходными проблемами, участники могут идентифициро-вать себя с другими.
  • Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает ус-тановлению более близких отношений с окружающими и реше-нию межличностных проблем.
  • Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников.

Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников.

  • Групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов и поэтому более доступна участникам, чем инди-видуальная[20, с. 98-99].

На сегодняшний день ряд исследователей (М.Р. Битякова, Г.И.Марасанов, Г.Н. Сартан и др.) выделяют определенные группы социально- психологического тренинга.

систе-мы отношений личности выделяют следующие виды тренингов:

— «Я — Я»: тренинги личностного роста, ориентированные в первую очередь на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способ-ностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.

— «Я — другие люди»: тренинги коммуникативных умений и раз-личных социальных навыков. Группа служит своего рода «поли-1 гоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

«Ясоциальная группа»: тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, 1 конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

  • «Я — профессия»:

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформу-лировать задачи, требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует — задачи напишу, но вообще-то тренинг — это процесс живой и непред-сказуемый!»).

Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обу-чающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в рабо-те, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

группы целей.

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и спо-собов межличностного взаимодействия для создания основы эф-фективного и гармоничного общения с людьми.

Содействие процессу личностного развития, реализации творче-ского потенциала, достижению оптимального уровня жизнедея-тельности и ощущения счастья и успеха.

Развитие самосознания и самоисследования участников для кор-рекции или предупреждения эмоциональных нарушений на осно-ве внутриличностных и поведенческих изменений.

Исследование психологических проблем участников группы и ока-зание помощи в их решении.

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психиче-ского здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста — вторая. Цели 3-5 пре-имущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных[4, с 53-54].

Пространственная и временная

Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение участников выбирается большинством ве-дущих не случайно — оно дает ряд преимуществ.

¦ В кругу обеспечивается наилучший взаимный обзор: все на виду,

есть возможность оказаться, так сказать, лицом к лицу с любым

из участников. ………..

Страницы: [1] | | 3 | 4 | 5 |