Профессиональная компетентность педагога

В современных условиях ускоренного развития науки и техники, стремительной смены социальных процессов в обществе востребованы мобильные специалисты, способные к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, непрерывному самообучению и самосовершенствованию. Это требует от учреждений профессионального образования подготовки профессионально компетентных специалистов.

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего учителя к выполнению профессиональной деятельности.

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, учеными, специалистами – практиками, такими как Г.М. Коджаспирова, Э.М.Никитин, Н.В. Кузьмина, М.И. Смирнова и др.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно – воспитательного процесса и собственной профессиональной компетентностью, способны удовлетворить потребности общества в саморазвивающейся личности выпускника школы.

В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, способного совершенствовать учебно – воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога.

12 стр., 5751 слов

Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога

... на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду. С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают ...

Актуальность темы: система профессионального педагогического образования направлена на подготовку учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика.

Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося – актуальная проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы.

Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: управление развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении.

Цель исследования: рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога и способы её формирования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по данной проблеме;
  2. Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
  3. Рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
  4. Исследовать проблему развития профессиональной компетентности педагогов.
  5. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении.

Глава I. Теоретические основы компетентности и компетенции учителя

В этой главе анализируя литературу, мы выведем ориентировочные определения понятий «компетенция» и «компетентность», рассмотрим различные взгляды на проблему критериев определения компетентности и компетенции. Так же мы предложим различные классификации профессиональных компетентностей и компетенций педагогов.

В современных условиях реформирования образования радикально меняются статус учителя, преподавателя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально – педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального понятия, так как:

  1. Компетентность личности объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования;
  2. В понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”);
  3. Компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. [6]

18 стр., 8625 слов

Профилактика профессиональной деформации современного педагога

... профессии. Другими словами, что обучение делает с учителем? У педагогов возможны профессиональные изменения: не только рост, совершенствование, но и деструкции, деформация структуры личности в процессе педагогического труда. Деструкции порождают ...

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Рассматривая сущность профессиональной компетентности непосредственно педагога, учитывая, что проблема стала разрабатываться сравнительно недавно, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Так, по мнению В.Л. Сластенина, И.Ф.Исаева и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности учителя составляют многочисленные психолого – педагогические умения, характеризующие эту готовность. [12]

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Основные показатели профессиональной компетентности:

  • специально-профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное содержание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем — от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области;
  • психолого-педагогические знания — это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.;
  • психолого-педагогические умения — способность психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Мы постараемся изложить несколько таких гипотез.

Наиболее известным учёным в данном вопросе является почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.

12 стр., 5808 слов

Педагогическая деятельность и умения

... практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализа результатов решения. Структура педагогической деятельности Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на ...

Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность– осведомлённость, авторитетность; компетенция– круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий». [16]

По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

Доктор педагогических наук М.А. Чошанов придерживается той точки зрения, что компетентность — это возможность не просто обладать знаниями, но и потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела. Он рассматривает компетентность как совокупность трех признаков:

  1. мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями;
  2. гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время;
  3. критичность мышления — способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное и аргументировано опровергать ложные.

Не смотря на большое количество проведенных исследований, до сих пор отсутствует единое определение компетентности и компетенции. Являясь символическим образом, понятие компетенция не связано с реально существующими объектами, на него нельзя указать. С другой стороны, создать универсальное, абсолютно истинное в любой области знаний, определение фактически невозможно.

Несмотря на возникший плюрализм трактовок, авторы сходятся во мнении о некорректности отождествления компетентности только со знаниями, умениями и навыками. Очевидно, что компетентность неразрывно связана с ними, но вместе с тем является более широким понятием. В отличие от знания компетентность предполагает не просто владение информацией, а возможность ее применения в деятельности. Применение к решению задач различного рода отличает компетентность от умений. Возможность однозначно действовать в различных ситуациях, в том числе нестандартного характера, показывает отличие компетентности от навыков. Исследователи придерживаются мнения о синтезе когнитивной, предметно-практической, мотивационной, ценностной и личностной составляющих данного понятия.