Содержание и методика социальной работы с лицами пожилого возраста на примере ГУ КЦСО «Алтуфьевский»

Дипломная работа

Проблемы социальной работы с лицами пожилого возраста в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и в Российской Федерации, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, которая характеризуется относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп.

Для социальной же сферы главным является тот факт, что среди лиц пожилого возраста проявляется тенденция к медленно нарастающим болезненным патологическим процессам, которые принимают хроническое течение и трудно поддается лечению. Если принять во внимание, что с 40 — 45 лет уже происходит «накопление» болезней, то понятно, почему так много среди очень старых людей, не способных даже к самому элементарному самообслуживанию.

Отягчающими оказались и результаты клинико-эпидемиологических исследований психического здоровья населения пожилого возраста. С увеличением продолжительности жизни неуклонно растет число психически больных старых людей. Согласно демографическим расчетам, число старых людей увеличится в первой половине XXI века на 50%.

С увеличением продолжительности жизни растет и период беспомощного существования старых людей с различными хроническими и психическими заболеваниями. Прогрессирование последствий хронических патологических процессов не всегда можно остановить с помощью новейших фармакологических средств.

Старые люди с нарушениями повседневных функций составляют примерно 60% всех тех, кто сообщает о наличии у них каких-либо заболеваний; лишь половина из них в состоянии выделить некое основное заболевание. По данным геронтологов, только 24% лиц старше 60 лет, которые живут в комфортных условиях, можно считать практически здоровыми, среди живущих в неудовлетворительных условиях таких старых людей всего 9%, 10% лиц старше 60 лет не могут самостоятельно выходить из дома и нуждаются в постоянной семейной, социальной или медицинской помощи.

Все более важное место в деятельности социальных служб будет занимать обучение профессионалов, выполняющих программы предоставления социальных услуг населению старших возрастов. Именно в этом, и состоит истинное понимание и приложение социальной геронтологии. Все еще существующее среди социальных работников мысль, что им достаточно жизненного опыта и собственных наблюдений за своими бабушками и дедушками, не выдерживает критики. Для социальных работников необходимо, прежде всего, понимание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, что возникают у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с группами населения, которые обслуживаются. В связи с этим первостепенной задачей на данном этапе является расширение подготовки специалистов с практической социальной работы со старыми людьми.

4 стр., 1626 слов

Одиночество пожилых людей как социальная проблема

... Почти треть одиноких старых людей испытывают затруднения при решении элементарных гигиенических и бытовых вопросов. Объект исследования: одиночество пожилых людей. Цель: Изучение одиночества как одной из социальных проблем людей пожилого возраста, анализ предлагаемых социальных услуг и выработка ...

Общеизвестно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем старых людей до такой степени сложно, часто без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установить, что определяет состояние старого человека — соматическое или психическое заболевание. От социальных работников нужна оперативность, инициативность, находчивость в решении конкретных потребностей каждого старого человека.

Для решения первоочередных задач обслуживания старых людей необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях.

В виду чего считаю данную работу актуальной не только с точки зрения теоретической но и имеющей важное актуальное практическое и прикладное значение.

При этом, объект исследования, был определен как личность преклонного возраста.

А предмет исследования — особенности социальной работы с пожилыми людьми.

Исходя из чего была сформулирована цель исследования: теоретически обосновать закономерности работы социальных работников с людьми преклонного возраста.

На основании которой были поставлены задачи исследования:

1. Теоретически проанализировать отечественные и зарубежные теоретические источники и обосновать необходимость социальной работы с пожилыми людьми.

2. Обосновать влияние социальных работников на людей преклонного возраста.

3. Определить основные задачи и профессиональные обязанности социального работника при работе с лицами пожилого возраста.

4. Определить основные этические принципы общения социального работника с лицами пожилого возраста.

5. Определить законодательные основы обеспечения жизнедеятельности лиц пожилого возраста.

Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблематики, и определение основных проблем социальной работы с лицами пожилого возраста

1.1 Содержание вопросов входящих в тему исследования

пожилой возраст социальная работа поддержка

Социальная работа

Традиционно социальная работа развивается как филантропическая помощь личности в сложной жизненной ситуации, определенная система материального обеспечения лиц пожилого возраста с целью создания надлежащих условий для выживания в период перехода к рыночной экономике. Сложные социально-экономические условия жизни обусловили необходимость разработки современных научных и прикладных подходов к социальному влиянию на лиц пожилого возраста и их окружение. Технологии социальной работы / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с.

20 стр., 9597 слов

Работа социального педагога

... методы работы социального педагога с семьей Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как ... Здесь осуществляется патронаж над ... работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, ...

С одной стороны — финансовая поддержка государства, адаптация общества к потребностям лиц пожилого возраста, с другой — создание соответствующих социальных условий для самосовершенствования и самореализации лиц пожилого возраста в направлении овладения ею экономической состоятельности.

Сущностная значимость социальной работы с лицами пожилого возраста — в ее побуждающем, активизирующем характере, который базируется на понимании того, что социальный работник не сможет прожить за клиента его жизни. Социальная деятельность с лицами пожилого возраста предназначена найти положительные сохраненные возможности личности, направить их в правильное русло, помочь ей осознать собственную жизненную ситуацию и найти выход из нее.

Практическая направленность социальной работы с лицами пожилого возраста на основе научно обоснованных подходов к организации труда определяет ее как профессию, вид трудовой деятельности, требующий определенной профессиональной подготовки.

Социальная работа с лицами пожилого возраста — специфический вид профессиональной деятельности уполномоченных органов по предоставлению государственного и негосударственного содействия человеку пожилого возраста с целью обеспечения материального, социального, культурного уровня его жизни, оказание индивидуальной помощи человеку пожилого возраста, семье или группе лиц. Социальная деятельность с лицами пожилого возраста основывается на различных гуманитарных и демократических идеалах.

Социальная работа с лицами пожилого возраста имеет пять ключевых аспектов:

  • социально-экономический,
  • национально-географический,
  • политический,
  • культурный,
  • духовный.

Национально-географический аспект социальной работы с лицами пожилого возраста заключается в том, что деятельность происходит в среде определенного народа, в пределах определенных границ — учреждения, страны, региона, муниципалитета.

Политический аспект социальной работы с лицами пожилого возраста связан с тем, что каждая страна имеет свою политическую систему, которая независимо от того, является ли она либеральной или репрессивной, социалистической или капиталистической, определяет условия практической деятельности социального работника.

Социально-экономический аспект социальной работы с лицами пожилого возраста исходит из того, что основными надеждами человека пожилого возраста есть надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системы здравоохранения и образования, социального обеспечения и социального обслуживания, тогда как социальное согласие в любой группе или стране в значительной степени зависит от справедливого распределения имеющихся ресурсов.

Культурный аспект социальной работы с лицами пожилого возраста предстает в уважении к традициям, убеждений, культурных ценностей отдельной страны, социальной группы, сообщества, мировых культурных достижений и ценностей. С точки зрения социальной работы с лицами пожилого возраста важной для создания благополучного социального фона для жизнедеятельности лиц пожилого возраста является система ценностей, философия, этика социальной работы, идеалы которые стоят в основе научных и практических подходов к стратегий поддержки личности пожилого возраста. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы (национальный доклад).

2 стр., 964 слов

Психологические аспекты воспитания детей раннего возраста на ...

... курсовой работы ГЛАВА I. Теоретические основы о психологических аспектов воспитания детей раннего возраста на основе работы ДОУ с семьей. 1.1. Воспитание детей раннего возраста Ранний возраст ... воспитания детей от уровня образования родителей. Образование влияет на формировании ценностных ориентации родителей [17. c.47]. Детский сад – первый внесемейный социальный ... тем веселые, подвижные, активные дети ...

— М.: Права человека, 2007. — 56 с.

Основу социальной работы с лицами пожилого возраста как практической деятельности составляют:

  • принципы социальной работы;
  • процесс социальной работы;
  • функции социальной работы;
  • составляющие социальной работы.

Принципы социальной работы с лицами пожилого возраста как практической деятельности:

Принцип создания равных возможностей — предоставление социальных услуг лицам пожилого возраста независимо от ее возраста, национальности, происхождения, социального статуса, сферы занятости, места проживания, религиозной принадлежности; создание таких социальных условий жизнедеятельности лицам пожилого возраста, которые соответствуют их потребностям и соотносятся с условиями функционирования общества

Принцип сочетания помощи с самопомощью — опора на позитивный потенциал лиц пожилого возраста и их стремлении воспринять социальное влияние

Принцип гуманности — приоритет общечеловеческих ценностей, предусматривающие взгляд на лиц пожилого возраста в их взаимосвязях с природой, обществом, глобальными проблемами, которые продиктованы особенностями и реалиями современности, общечеловеческой культурой, а также такими общечеловеческими ценностями, уходящими корнями в семейную среду и фундаментальные основы нравственности; сочетание интересов общества и потребностей лиц пожилого возраста в получении социальных услуг.

Принцип дифференциации и индивидуализации — учет уровней физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития лиц пожилого возраста, стимулирования их активности, раскрытие творческой индивидуальности каждого. Федеральный закон РФ от 24.11.95 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Принцип адаптации — определяет особенности привлечения различных категорий и целевых групп населения к социально значимой деятельности с целью приспособления к социальной среде и удовлетворения социально значимых потребностей, а также адаптация общества к особым потребностям отдельных категорий граждан.

Принцип интеграции — создание условий для включения лиц пожилого возраста в деятельность различных сфер жизни общества, их позитивной социализации, индивидуализации, идентификации.

Принцип согласованности краткосрочных и долгосрочных перспектив -согласованность краткосрочных и долговременных перспектив социализации лиц пожилого возраста, взаимодействие мероприятий государственной, негосударственной и личностной программы образовательного, культурного, психического, физического развития

Принцип комплексного подхода — использование широкого спектра приемов и средств решения социально-психологических проблем, их вариативности государственными, общественными, частными учреждениями и организациями

Принцип этичности — отражает характер деятельности, направленный на корректную обработку информации и сохранение конфиденциальности

13 стр., 6332 слов

Технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства

... лиц без определенного места жительства; рассмотреть технологии социальной работы с людьми без определенного места жительства; определить технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства в РФ; рассмотреть опыт социальной работы с лицами без определенного места жительства по Астраханской области. Данная курсовая работа ... губительно для лиц пожилого возраста. Также причиной ...

Принцип партнерства и взаимного доверия — основа продуктивного взаимодействия в социальном становлении лиц пожилого возраста с государственными и негосударственными социальными службами

Принцип уважения к лицам пожилого возраста — соблюдение права на личное мнение, создание условий для волеизъявления собственного мнения клиента в процессе предоставления социальных услуг.

Принцип бесплатности обслуживания — осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Федеральный закон РФ от 10.12.95 г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Процесс социальной работы с лицами пожилого возраста

Процесс социальной работы с лицами пожилого возраста реализуется на разных уровнях развития общества:

микро- уровень,

мезо- уровень,

макро — уровень.

Микро-уровень

1. Опытный: изучение, исследование социальных условий жизни лиц пожилого возраста, их социальных проблем, интересов, запросов на социальные услуги. Этот этап реализуется благодаря использованию социологических (интервью, анкетирование, фокус-группы) и психолого-педагогических методов (интервью, наблюдение, тестирование клиента или группы клиентов) исследования.

2. Планирование: на основе результатов и полученных данных исследования проблем клиентов, их психологического самочувствия, состояния, интересов, запросов, особенностей жизнедеятельности лиц пожилого возраста определяются основные подходы к индивидуальной или групповой работе, в зависимости от сферы социальной защиты (труда и социальной политики, образования, специализированных учреждений, социальных служб для лиц пожилого возраста и т.д.) цель, задачи, формы, методы социальной работы с лицами пожилого возраста, ресурсы (финансирование, кадровое обеспечение), взаимодействие специалистов в группе (команде), срок исполнения, промежуточные цели, корректировка при необходимости форм и методов социального воздействия, определение конечного результата, согласование плана с потребителями социальных услуг.

3. Процесс социальной работы с лицами пожилого возраста: предоставление услуг клиентам, реализация основных положений плана, коррекция по необходимости основных подходов к социальной работе в ходе ее реализации.

4. Подведение итогов: оценивания результатов работы на основе преимущественно качественных данных (улучшение психологического состояния личности, социальных условий жизни, материального или финансового положения, характер взаимоотношений в социуме на основе наблюдения, бесед, анкетирования, тестирование и т.д.).

5. Прекращение процесса предоставления социальных услуг или переход на новый, дальнейшее, содержательно более качественный этап социальной работы с лицами пожилого возраста.

Этот уровень социального обслуживания может осуществляться на контрактной основе социальной службы с клиентами и реализуется преимущественно специалистами организаций и учреждений социальной сферы.

Мезо-уровень

Процесс социальной работы с лицами пожилого возраста на этом уровне состоит из таких этапов:

1. Научно обоснованное исследование социальных, социально-психологических, социально-экономических, социально-культурных проблем лиц пожилого возраста, влияния территориальных особенностей на условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, определения приоритетных отраслей (сфер) в социальной защите и поддержке лиц пожилого возраста, определение ведущих направлений, форм, методов социальной работы с лицами пожилого возраста, социальных технологий в соответствии с потребностями региона. Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 г. №1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания

6 стр., 2596 слов

Организация медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми ...

... опорно-двигательного аппарата. При проведении этих мероприятий у людей пожилого возраста необходимо соблюдать большую осторожность в связи с несовершенством приспособительных возможностей их организма и нередко ... восстановительной терапии во многом зависит от того, как осуществляется социальная, общественная реабилитация пожилого человека, возвращающегося из больницы в семью, в обычные условия. Это ...

2. Планирование социальной работы с лицами пожилого возраста на уровне организаций и учреждений социальной сферы с целью определения главных, ведущих направлений социальной защиты лиц пожилого возраста, поддержки лиц пожилого возраста. Программирование отдельных направлений социальной работы с лицами пожилого возраста — имеет целью более целенаправленное социальное влияние на социальное положение лиц пожилого возраста. Планирование предопределяет тесные взаимосвязи организаций и учреждений государственного и негосударственного секторов сферы социальной защиты лиц пожилого возраста.

3. Реализация системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста структурными подразделениями организаций и учреждений и подчиненных им учреждений: реабилитационных центров, специализированных служб, территориальных центров и т.д.

4. Экспертное оценивание эффективности работы службы в сфере социальной защиты и поддержки лиц пожилого возраста на основе качественных и количественных показателей обработки информации, что отражены в анализе работы службы, отчете. Качественная оценка осуществляется путем проведения экспериментальной работы, социологических исследований; анализ количественных данных базируется на статистической информации, количественном составе потребителей социальных услуг, корреляции этих результатов в связи с улучшением условий жизни лиц пожилого возраста.

5. Переход на качественно новый уровень социальной работы с лицами пожилого возраста с учетом позитивных и негативных результатов предыдущего этапа.

Макро-уровень

Суть социальной работы с лицами пожилого возраста на макро-уровне заключается в том, что объекты социальной работы, т.е. непосредственные потребители социальных услуг, не имеют обычно прямых взаимоотношений с государственными органами власти, которые определяют их судьбу и условия нормальной жизнедеятельности, однако испытывают на себе негативные и позитивные сдвиги, которые происходят в политической сфере общества. Процесс социальной работы с лицами пожилого возраста на данном уровне представлены такими периодами:

1. Законодательное регулирование социальной политики государства по работе с лицами пожилого возраста на основе международных подходов и стандартов. Разработка направлений социальной защиты лиц пожилого возраста, лоббирование их в правительстве государственными и негосударственными организациями и учреждениями, которые выходят с инициативами по разработке законопроектов в социальной сфере.

2. Разработка подзаконных документов и актов, которые определяют политику государства на уровне министерств и ведомств: положения, уставы, инструкции, порядок деятельности служб, реализация системы предоставления социальных услуг и т.д.

12 стр., 5714 слов

Проблема возраста человека

... кризисов зрелых возрастов. Гипотеза данного курсового проекта основывается на психологическом формировании человека, зависит от стабильно действующих факторов: биологическое созревание; психофизическое состояние организма; социальные отношения. Для разработки темы курсовой работы были изучены ...

3. Разработка государственных программ и проектов, которые направлены на улучшение жизни лиц пожилого возраста, определение финансирования отдельных направлений социальной работы с лицами пожилого возраста, социальной поддержки различных категорий населения.

4. Социальная защита лиц пожилого возраста в определенный период развития государства, который определяется государственными программами и проектами.

5. Экспертная оценка государственных программ и проектов, их эффективности на основе анализа социологических и статистических данных.

6. Определение приоритетов системы социальной защиты лиц пожилого возраста, социальной работы на следующий период развития государства в соответствии с новыми социальными, социально-политическими, социально-экономическими, социально-психологическими, социально-культурными потребностями лиц пожилого возраста.

1.2 Определение социальной работы с лицами пожилого возраста

Социальная работа с пожилыми людьми (поздней взрослости) занимает приоритетное место в системе социальной защиты населения.

Поздняя взрослость по праву занимает важное место в жизни человека. По мнению американских исследователей, если считать, что этот период начинается после 60 лет, то для отдельных людей он может продолжаться еще 40 лет. В отдельных обществах люди в годы своей поздней взрослости занимают официальное состояние «старейшин». В разных обществах старые люди часто воспринимаются сквозь призму стереотипов. По результатам опросов населения в разных странах мира, оказалось, что существуют как положительные, так и негативные представления о старых людях, что влияет на отношение к ним общества. Эти стереотипы мешают воспринимать людей преклонного возраста дифференцированно, как индивидуумов, которые действительно имеют между собой определенные разногласия, и могут способствовать возникновению социальных установок и действий, которые отбивают у них желание принимать активное участие в повседневной работе и проведении досуга.

Негативные стереотипы:

1. Большинство старых людей бедные.

2. Большинство старых людей не могут свести концы с концами через инфляцию.

3. У большинства старых людей есть жилищные проблемы.

4. Старые люди, как правило, слабые и больные.

5. Старые люди не является политической силой и нуждаются в защите.

6. Большинство старых людей плохо справляется с работой; работоспособность, производительность, мотивация, способность воспринимать новизну, творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у людей преклонного возраста выше, чем у других.

7. У старых людей снижаются интеллектуальные способности, ухудшается память, у них ниже способность к обучению.

8. Старые люди часто интеллектуально закостенели в своих привычках и не способны их менять.

9. Большинство из старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества, содержатся в домах для престарелых. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2008. — 132 с.

Положительные стереотипы:

1. Старые люди относятся к достаточно состоятельной части населения, работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.

10 стр., 4806 слов

Саморегуляция психологических состояний у людей разных возрастов

... исследования является выявление особенностей саморегуляции у людей разных возрастов. Объект исследования: психологические свойства и компоненты саморегуляции у людей разных возрастов. Предмет исследования: особенности саморегуляции у людей разных возрастов. В работе поставлены и решены следующие ...

2. Старые люди потенциальная политическая сила, они голосуют и принимают участие в политической жизни, они едины в своих убеждениях и их много.

3. Старые люди легко сходятся с другими людьми, они добрые и приветливые.

4. Большинство из них отличается зрелостью, жизненным опытом и мудростью, они интересные люди.

5. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы к детям.

6. Большинство старых людей характеризуются добротой и искренностью относительно своих детей и внуков.

Ряд исследований показали, что установки относительно старых людей нередко амбивалентны, внутренне противоречивы, их часто считают и мудрыми, и не схожу с ума; добродушными и сварливыми, всегда недовольными; и такими, которые проявляют заботу об окружающих, и равнодушными, некоммуникабельными и т.д.

В разных культурах и сообществах в течение истории формировалось уважительное отношение к людям преклонного возраста. Как лучше проявлять заботу о слабых и старых членах общества — вопрос, который волнует всех: самых старых людей, членов их семей, политиков. Забота о престарелых — часть политики общества. За последнее десятилетие в ряде стран (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Нидерландах, Австралии) в этой сфере произошли большие сдвиги — как в мышлении, так и в реальной жизни.

С одной стороны, они были вызваны давлением престарелых людей и членов их семей, с другой — это результат действий политиков, желающих снизить быстро повышенные расходы налогоплательщиков на уход за людьми пожилого возраста, — повысить эффективность и рентабельность всех видов заботы о престарелых.

Давление со стороны лиц, которые получают уход, т.е. престарелых, особенно силен в странах, где есть организованное лобби престарелых людей. В Швеции, например, 30% людей преклонного возраста входят в ассоциации пенсионеров, которые отстаивают свои права и интересы в органах местного и центрального управления. Даже в странах, где таких организованных групп мало, правительственные чиновники поняли, что к желаниям людей преклонного возраста и их семей необходимо прислушиваться и что следует учитывать их потребности. В целом, политики, выслушав своих избирателей, определили три основные цели деятельности, которые должны изменить характер заботы о людях преклонного возраста.

Первая цель — достичь максимально возможной интеграции пожилых людей в общество, одновременно пытаясь улучшить условия их жизни и качество ухода за ними. Она предопределяет повышенную заботу о тех, кто проживает в домах для престарелых и других учреждениях подобного типа. Кроме того, она предопределяет смягчение режима в существующих домах для престарелых и, по возможности, перевод старых людей из этих заведений домой или в дневной стационар. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

Вторая цель — признание нагрузки забот и стрессов, которые ложатся на тех, кто осуществляет такой уход, и разработка программы помощи этим людям для того, чтобы предупредить эффект «выгорания». Сегодня в разных странах политики начинают признавать роль членов семьи в уходе за пожилыми людьми и считать таких лиц работающими, а иногда даже клиентами служб социальной работы (наряду с теми, за кем они следят), имеющими право на помощь от государства. Политики Великобритании в своих заявлениях подчеркивают, что лицам, осуществляющим уход за престарелыми, прежде всего нужна практическая поддержка. В Швеции, в соответствии с действующим законодательством, органы местного управления должны прислушаться к требованиям лиц, обеспечивающих уход за пожилыми людьми, и оказывать им поддержку. С 1989 г. она проявляется, в частности, в предоставлении оплачиваемого отпуска в течение 30 дней, причем эти деньги считаются страховыми выплатами по болезни. В Великобритании и Австралии вопрос отдыха для людей, которые в течение длительного времени ухаживали за престарелыми, выносится на общенациональное обсуждение.

3 стр., 1123 слов

Дети – сироты как объект социальной работы

... следует начинать социальную работу как можно раньше. Поддержка со стороны государства может оказаться единственной. Дом ребёнка на первом ... развивающей среды чтобы она способствовала принятию социальных ценностей детьми- сиротами в частности направить усилия на создание ... правам ребенка и права детей в России. РОО "Право ребенка", М.,2001. 169с. 17.Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте ...

Третья цель — повышение эффективности и рентабельности программ по уходу за престарелыми. На расходах фокусируют внимание, главным образом, те страны, которые пытаются сократить объем социального обеспечения для всех возрастных групп. Тем не менее, эта задача входит в повестку дня и тех стран, которые придают большое значение социальному обеспечению лиц пожилого возраста. В Нидерландах, например, перед комитетом по финансированию здравоохранения была поставлена задача разработки стратегии повышения объема помощи и снижения затрат в условиях стареющего населения. Так же новая австралийская стратегия ухода за престарелыми сводится к эффективному и оправданному использованию общественных средств. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2001. С. 5.

В большинстве стран для того, чтобы удовлетворить потребности людей преклонного возраста, которые неуклонно повышаются, и лиц, которые за ними ухаживают, ведется работа по изменению культурных традиций, которые глубоко укоренились, включая общественное сознание, модели поведения и обычаи. Кроме того, считается, что необходимо преодолеть сопротивление, которым население встречает попытки передачи на потребности людей преклонного возраста скудных средств, которые отведены на финансирование других социальных программ.

Период старости тесно связан с изменением социального статуса человека. Социологи называют изменение роли и положения индивида изменением статуса, которое проходит через всю жизнь. Еще в юности, например, готовят человека к решению задач ранней взрослости; а дополнительные роли и обязанности ранней взрослости готовят ее к выполнению важных задач средней взрослости. Однако изменения статуса, которые проходят в поздней взрослости, могут иметь ряд существенных разногласий. Переход к жизни пенсионера или вдовца (вдовы), так же как и приспособления к ухудшению здоровья, часто служило сигналом потери власти, ответственности и автономии. С другой стороны, выход на пенсию может означать появление свободного времени, которое человек вправе посвящать своим увлечением, а появление правнука — возможность чаще видеться с родными. Смысл, который вкладывается в события-маркеры — или изменение статуса — часто не менее (а иногда и более) важным, чем сами эти события. Теория и методика социальной работы. / Под. ред. П.Д. Павленка — М.: ГАСБУ, 1993.- 338 с.

Таким образом, влияние на жизнь человека многих событий, которые происходят в поздней взрослости, зависит в большой степени от того смысла, который он вкладывает в эти события. Например, кто может считать выход на пенсию сигналом конца своей полезности как производительного работника или безвозвратной потери главной части собственной идентичности — как водителя грузовика, дантиста, танцовщицы или руководителя корпорации. Но для человека, который ненавидит свою работу на заводе или фабрике в течение последних тридцати лет, пенсия может означать и нечто иное. Для такого человека выход на пенсию может быть освобождением от скучной работы и необходимости подчиняться начальству. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 240 с.

Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к нему в поздней взрослости зависят от многих факторов. Но такая удовлетворенность в незначительной степени зависит от возраста. Важнейшим фактором считается здоровье. Деньги, социальное и семейное положение, жилищные условия, уровень общения с окружающими и даже возможность бесплатно пользоваться транспортными средствами также являются важными факторами, от которых зависит, доволен ли человек преклонного возраста жизнью или нет.

Прогнозы человека на будущее в ранние периоды взрослости также влияют на удовлетворенность жизнью в период поздней взрослости. Большинство ученых склонны считать, что развитие человека продолжается всю жизнь, и поэтому рассматривают приспособления к старению как развитие более ранних стилей жизни личности.

Человек лучше приспосабливается к жизни пенсионера, если он подготовлен к выходу на пенсию. Выделяют три части подготовки к выходу на пенсию.

«Сброс оборотов. С возрастом люди начинают освобождаться от ряда трудовых обязанностей или сужать сферу ответственности, чтобы избежать резкого спада активности при выходе на пенсию.

Планирование. Люди тщательно планируют свое будущее жизни на пенсии.

Жизнь в ожидании пенсии. Людьми овладевают заботы об окончании трудоспособного возраста и оформления пенсии, и они пытаются представить себе, каким будет их «свободная» жизнь. Щербина В.В. Проблемы технологизации социальной деятельности// СОЦИС, 2006,

Для большинства людей родительские обязанности — если, конечно, они у них были — прекращаются в поздней взрослости. В основном, старые супружеские пары сообщают об удовлетворенности браком после того, как их взрослые дети начинают жить отдельно. Сначала могут возникать определенные трудности, потому что, когда не отвлекают ни дети, ни работа, людям необходимо заново учиться жить вдвоем. Но большинство пар, которые вырастили детей и сохранили брак, утверждают, что испытывают меньше напряжения и больше чувство удовлетворенности и гармонии.

Внуки часто является одной из самых больших радостей в этот период. Ряд исследований показали, что во многих дедушек и бабушек возникают прочные отношения с внуками. Они являются результатом регулярных контактов, в основе которых — близость, любовь.

Исходя из изложенного при социальной работе с пожилыми людьми решаются следующие задачи:

  • предупреждение причин, которые порождают проблемы пожилых людей;
  • содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможностей самореализации и самовыражения людей преклонного возраста и предупреждения социальной изоляции, отстранение от активной жизни;
  • соблюдение равенства и учета возможностей пожилых людей при получении социальной помощи и услуг;
  • дифференциация подходов к решению проблем различных групп людей преклонного возраста на основе учета факторов социального риска, которые влияют на их состояние;
  • выявление индивидуальных потребностей пожилых людей в социальной помощи и обслуживание;
  • адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым людям в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;
  • использование новых технологий социальной работы, которая направлена на удовлетворение потребностей людей преклонного возраста;
  • обеспечение информированности престарелых граждан о возможности социальной помощи и услуг.

Социальная работа с людьми пожилого возраста осуществляется в таких направлениях:

  • социальное обеспечение, социальная помощь, создание необходимых материальных и финансовых условий для поддержания нормальной жизнедеятельности;
  • уход и социальная помощь в стационарных учреждениях;
  • социальная работа с пожилыми людьми в территориальных центрах и отделениях дневного пребывания;
  • уход и социальная поддержка дома.

Социальная помощь пожилым людям — это обеспечение в денежной или натуральной формах, в виде услуг или льгот, которые предоставляются с учетом законодательно закрепленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь должна носить характер периодических или разовых доплат к пенсиям и пособий, натуральных выдач и услуг с целью оказания адресной, дифференцированной поддержки различным категориям пожилых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызванных тяжелыми социально-экономическими условиями жизни. Феклюнина С.С. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра социального обслуживания//Работник социальной службы, 2005, №2

Выделяют: — срочную социальную помощь, — адресную социальную помощь, — социальную помощь для тяжелобольных.

Срочная социальная помощь — это оказание помощи разового характера людям преклонного возраста, которые в ней остро нуждаются. Она включает:

  • разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  • обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости;
  • разовое оказание материальной помощи;
  • содействие в получении временного жилья;
  • предоставление экстренной социально-психологической поддержки и юридической помощи в пределах компетенции службы.

Адресная социальная помощь предоставляется пожилым людям, которые находятся в особенно сложной жизненной ситуации — их посещают социальные работники, которые предоставляют необходимую бытовую или социально-психологическую помощь.

Бригадная форма помощи тяжелобольным пенсионерам — это комплексное обслуживание по предоставлению социальных и медицинских услуг. Социальные работники оказывают пенсионерам услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют сестринский уход.

1.3 История развития и современное состояние вопросов содержания и методики социальной работы с лицами пожилого возраста

Представление о том, какой должна быть социальная защита пожилых людей, изменялось и совершенствовалось с развитием человеческого общества. Проблема организации социального обеспечения пожилых людей — историческая, поэтому нельзя понять современных государственно-правовых моделей социального обеспечения пожилых людей, не ознакомившись с историей развития социального обеспечения как института гражданского общества в мире и в России. Правда О.Б. Опыт работы отделения социального обслуживания на дому в сельской местности // Работник социальной службы. — 2008. — №3. — С. 273.

Начальными формами социального обеспечения пожилых людей были благотворительности и общественная опека как выражение социальной помощи. Однако по мере осознания обществом важности социального обеспечения пожилых людей как одного из факторов, что обуславливает существование самого общества, оно было поставлено на государственный уровень. Были созданы различные организационно-правовые модели социального обеспечения пожилых людей, на пути реализации которых в современный период наблюдается все больше проблем во всех без исключения государствах, независимо от уровня их экономической мощи, политической направленности, форм и режимов государственного правления.

Со времени первобытного общества помощь старым и немощным осуществлялась по обычаю. В рабовладельческом обществе, где были два антагонистических класса — свободные и рабы, не могло быть и речи о каком-то социальном обеспечении рабов, помощи им в старости, они считались средством производства, а не людьми. Свободные граждане, в свою очередь, делились на слои в зависимости от имущественного состояния. Известно, что в Древней Греции и в Древнем Риме появились такие формы обеспечения ветеранов за военную службу, как пенсии и земельные наделы, а для свободных людей применялась благотворительность: бесплатная раздача хлеба, продуктов, содержание общественных бань.

В давние времена на Руси инициатива в введении определенных видов социальной помощи пожилым людям часто исходила от князей.

Князь Владимир в 996 г. издал Устав, которым поручал духовенству и церковным структурам осуществлять попечение и надзор за пожилыми людьми, банями, приютами для одиноких пожилых людей и установил для благотворительных заведений десятину.

Русская Правда князя Ярослава была первым славянским законом, в котором закреплялись основы социальной работы в том числе и с пожилыми людьми. Рощина Ж. Забытая старость // Социальная защита.- 2006. -№6. — С. 6-9

По мере усложнения социальных проблем органы власти, общественность начали осознавать ограниченность частной благотворительности и устоявшихся форм церковно-монастырской опеки, начали искать новые подходы к борьбе с нищенством, убожеством пожилых людей.

Петр I, запретил под угрозой штрафа до 5 руб. подавать милостыню непосредственно тем, кто ее просит, а советовал благотворителям делать это в госпиталях и других подобных местах. Именно при Петре I были заложены основы государственной системы социального обеспечения в России.

Екатерина II подняла систему социальной опеки пожилых людей на новую ступень — значительно расширилось понимание социальных дел, по сути были заложены основы социальной политики. Для этих дел выделялись средства, предоставлялись права городам, поселением и частным лицам создавать социальные заведения, лично жертвовать нуждающимся. Сама императрица отдала для этой цели 150 тыс. руб. Вельможи довели эту сумму до 500 тыс. руб. Распространение получили различные благотворительные заведения.

Большое социальное значение имело создание общества Красного Креста как специальной организации по оказанию помощи. В 1863 году в Швейцарии на основе филантропической организации «Общественная польза» был организован Международный комитет Красного Креста.

Социальная помощь пожилым людям осуществлялась также крестьянской общиной, которая действовала на началах самоуправления.

Однако такая опека пожилых людей имела в основном общественный характер и была по сути общественной социальной помощью, которая не могла полностью удовлетворить потребности гражданского общества, была периодической, не имела и не могла иметь общеобязательного характера. В то же время следует признать, что богатый социальный опыт общественной опеки пожилых людей стал тем моральным фундаментом, на основе которого сформировалось общественное мнение и представление общества об обязанности общества и об основных принципах организации государственного социального обеспечения пожилых людей.

С развитием купеческих гильдий, ремесленников цехов появилась такая форма привилегии как пенсионное обеспечение. Для представителей господствующих классов монарх жаловал государственные пенсии, которые предоставлялись за заслуги перед ним. Государственными пенсионерами были принцы, великие сановники, епископы, маршалы, префекты. То есть такая форма социального обеспечения пожилых людей имела признаки поощрения за верность монарху.

Возникновение социального обеспечения пожилых людей именно как государственного института во всех странах мира стало результатом развития капиталистических отношений. Ипатов П.Л. Забота о гражданах старшего поколения // Социальная работа. — 2007. — №4. -С.2-4.

Глава 2. Практические проблемы социальной работы с лицами пожилого возраста

2.1 Функции и технологии социальной работы с лицами пожилого возраста

Социально-диагностическая: изучение особенностей группы, слоя, лица, степени и направленности на них микро- и макро — факторов среды; дифференцированные, индивидуализированы и точно определены проблемы клиентов для организации оказания помощи, поддержки, защиты; изучение, анализ и оценивание объектов социальной работы (индивидов, семей, групп); диагностика результативности процесса сотрудничества.

Прогностическая: предвидения развития событий, процессов, программирование, прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, моделирование социального поведения этих объектов; определение целей и способов вмешательства социального работника в проблемы клиента; прогнозирование, программирование, проектирование процессов решения проблем клиентов с целью оказания квалифицированной помощи.

Социально-коммуникативная: установление контактов с теми, кто нуждается в помощи и поддержки, организация обмена информацией, содействия включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помощь в восприятии и понимании другого человека; формирование стратегии и тактики сотрудничества социального работника с клиентами. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2008. — 132 с.

Правозащитная: использование законов и правовых актов, направленных на оказание помощи, поддержка и защита лиц пожилого возраста, которые проживают в стране и за ее пределами; использование правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействие в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, которые прибегают к прямым или косвенным противоправным действиям в отношении клиентов.

Превентивная: предвидение в исполнение социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений; организация социально-терапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и другой помощи; обеспечение защиты прав; предотвращения возникновения возможных жизненных проблем у отдельных индивидов; сохранение, поддержка и защита нормального уровня жизни и здоровья лицами пожилого возраста.

Психотерапевтическая: организация консультирования различного вида, коррекция межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации лиц пожилого возраста, содействие в социальной адаптации.

Социально-экономическая: содействие и оказание необходимой помощи и поддержки лицам пожилого возраста, оказание натуральной и денежной помощи, установление льгот; предоставление помощи, единовременных компенсаций; осуществление социально-бытового патронажа. Васильчиков В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России // Отечественный журнал социальной работы. — 2008. — №1. — С. 68 -72

Контрольно-надзорная: осуществление контроля за выполнением принятых решений, за целевым использованием средств, предусмотренных для предоставления адресной социальной помощи. Проведение проверок предоставления социальной помощи, для участия в которых привлекаются соответствующие специалисты. Оформление необходимых документов, проверка правильности заполнения и выдачи их на получение государственной социальной помощи. Проверка правильности предоставления социальной помощи.

Организационно-управленческая: содействие организации социальных служб на предприятиях, в организациях, по месту жительства, привлечение к работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг лицам пожилого возраста; обеспечение согласованного взаимодействия всех звеньев социальной защиты.

Рекламно-пропагандистская: организация рекламы социальных услуг, пропаганда и распространение идей социальной защиты лиц пожилого возраста, обеспечение клиентов необходимой информации в понятной и доступной для них форме, предоставление многовариантных советов и предложений.

Социально-медицинская: организация работы по формированию здорового образа жизни, помощь в овладении основами оказания первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами; содействие формированию здорового образа жизни, главные составляющие которого — организация медико-социальной защиты, научное обоснование и своевременное принятие мер сохранения, поддержания и защиты нормального уровня жизни и здоровья.

Научно-исследовательская: определение проблем, конкретных тем исследований; отбор, анализ литературных источников, опыт; использование научных методов сбора первичной информации и ее обработки; оформление результатов исследований и определение путей внедрения их в практику.

Структурно-функциональный подход к социальной работе с лицами пожилого возраста характеризует ее как сложное многофункциональное явление. Различные по своим содержательным признакам компоненты социальной работы с лицами пожилого возраста тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, сохраняя при этом ее целостность.

Реализация форм и методов социальной работы с лицами пожилого возраста, социальных технологий зависит от определенного направления социальной работы. Основные из них:

  • социальная защита,
  • социальная поддержка,
  • социальная помощь.

Социальная защита, Социальная помощь

  • материальная (бесплатное обеспечение одеждой, продуктами питания и другими вещами;
  • отдельные выплаты в системе социального обеспечения);
  • социально-медицинская (реализация различных форм медицинского обслуживания, гарантированных государством;
  • благотворительная деятельность негосударственных органов;
  • консультативно-информационная;
  • правовая помощь.

Социальные услуги

  • постоянные (все виды социального страхования;
  • услуги, гарантированные деятельностью социальных служб, направленные на решение социальных, правовых, культурных, психологических и других проблем);
  • временные (связанные с необходимостью удовлетворения личности в получении информации, консультации, организации досуга личности в определенный промежуток ее жизнедеятельности).

В зависимости от лица клиента, места предоставления услуг и их видов они бывают бесплатные и платные. Уровень развития социальных услуг в государстве является показателем его социальной направленности политики и индикатором решения социальных проблем. Бондаренко И.Н. Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам: правовой, социально-экономический и нравственный аспекты // Отечественный журнал социальной работы. 2007. — №3. — С. 39, №4. — С. 42.