Этика взаимоотношений в трудовом коллективе

Проблематика формирования благоприятных взаимоотношений волнует многих теоретиков и практиков (руководителей предприятий) поскольку в современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни. Этика взаимоотношений определяет то, кто мы есть на самом деле и какими ценностями руководствуемся в своей повседневной деятельности. коллектив служебный этика руководитель

1. Понятие трудового коллектива

Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.

Совместный, коллективный труд является не просто суммой индивидуальных усилий ряда людей. Он стал более производительным, успешным и результативным, позволил каждому члену коллектива применить все свои знания и умения, приобрести лучший опыт работы. Крупное общественное разделение труда и специализация создали условия для производственной кооперации. С развитием производительных сил одновременно шел процесс совершенствования коллективного труда, образования устойчивых трудовых коллективов на фабриках и заводах. Кустари-одиночки ушли из общественного производства в далекое прошлое. Основой любого производства материальных благ и услуг стал трудовой коллектив.

Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результатов, чем разрозненной работой такого же количества людей. Это происходит благодаря огромному потенциалу трудового коллектива.

Коллективный труд позволяет:

  • Передавать свои знания и умения другим членам коллектива, получая взамен признание и благодарность за это, а при необходимости и получать новые знания и умения;
  • Ставить цели гораздо более высокого порядка и решать очень сложные и объемные задачи, чем работая в одиночку;
  • Иметь сочувствие, сопереживание своих коллег и получать их поддержку не только в трудовом процессе, но и в бытовых и других жизненно важных вопросах;
  • Проявлять способности, творчество и инициативу каждого работника, выдвигать новые идеи, рационалистические предложения;
  • Повышать чувство ответственности не только за собственную работу, но и за своих товарищей, совместно решать и добиваться выполнения принятых решений, выступать по принципу «один за всех, все за одного»;
  • Подвергать порицанию и осуждению дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

Однако такой потенциал может проявиться только тогда, когда коллектив полностью сформировался и приобрел все присущие ему свойства и качества, а также, когда менеджер эффективно управляет действиями как каждого члена, так и коллектива в целом.

3 стр., 1359 слов

Психологические характеристики педагогических коллективов

... -психологических изысканий, на изучении уровня их развития (тем более, если эти группы представляют собой коллективы образовательных учреждений) содержательный акцент ставится явно недостаточно часто. Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей ...

2. Этика отношений в системе руководитель- подчинённый

Руководитель — ключевая фигура в коллективе. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что он вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчиненных, зависит очень многое.

Быть хорошим руководителем, как считают специалисты, — это прежде всего иметь хорошие отношения с подчиненными.

При хорошем руководстве становится интересной и работа подчиненных. При плохом руководителе подчиненные отбывают оплачиваемую трудовую повинность.

Если мы говорим об этике общения руководителя и подчиненного, то мы имеем в виду набор правил и принципов, по которым это общение должно происходить. Так как общение — это двунаправленный обмен информацией, то рассмотрим оба возможных варианта:

Этика общения руководителя и подчиненного со стороны руководителя

  • Если вы заметили проступок или невыполненную задачу — дайте понять подчиненному, что вам не безразлична эта ситуация. Сделайте замечание, поправьте сотрудника, в конце концов — это ваши обязанности.
  • Если вы дошли до критики — не переходите на личности (из разряда как правильно ругать подчиненного).

    Критике должны подвергаться только действия сотрудника.

  • Для сохранения авторитета и уважения со стороны подчиненных вы должны дать понять, что владеете ситуацией.
  • Не помогайте советами в личных проблемах подчиненных, в случае неудачно данного совета все обиды и проклятия обрушатся на вас.
  • Вознаграждайте по заслугам. За большие заслуги — большая награда.

— Не забывайте о подтверждениях. Вам следует контролировать и управлять вашим общением. А значит вся полученная информация, вошедшая в вас от подчиненных, должна не просто уйти к вам, но и вернуться к подчиненным в виде обратной связи. Типа: «ок», «хорошо», «я понял», «я вас услышал» и т.п. Это мелочь, но очень значительная мелочь…

  • Поощряйте коллектив даже в случае неудачи, приводите положительные примеры.
  • Хвалите сотрудников. Не только зарплата движет людьми.
  • Повышайте значимость каждого сотрудника путем наделения их большими функциями.
  • Выбирайте правильный способ влияния на подчиненного, для достижения максимальной эффективности его труда.

Этика делового общения руководителя и подчиненного со стороны подчиненного (Более конкретная мысль в продолжение топика «как стать угодным сотрудником»

38 стр., 18547 слов

Совершенствование организационного поведения сотрудников ООО «Элит-С»

... начальник по отношению к подчиненным. 2. С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников ... сотрудников ООО «Элит-С», основные методы работы персонала организации, применяемые на данном предприятии. В третьей главе дипломной работы разработан проект направления совершенствования организационного поведения сотрудников ...

  • Не создавайте руководителю лишних проблем (читаем про обезьян), у него и так их хватает. Если решение этой проблемы возможно в рамках вашей должности и без привлечения светлой головы начальника — сделайте это сами.
  • Не отвлекайте начальника в напряженные моменты (когда он говорит по телефону, занят решением другой проблемы и т.п.), скорее всего ваша проблема в этот момент все равно не будет решена, обратитесь к нему чуть позже.
  • Не давайте понять руководителю о его некомпетентности в отдельных вопросах. Да, вы специалист и разбираетесь в некоторых вещах лучше.
  • Если руководитель не прав в постановке задачи, для того чтобы вразумить его используйте тактичные замечания, типа «а что если…?»
  • Если вы справились со своим объемом работ раньше положенного срока — обратитесь к руководителю за следующей задачей. В противном случае руководитель застав вас без дела останется о вас не лучшего мнения.
  • Никогда не «вставайте в позу» при получении задачи. Лучший довод в споре с руководством — скромное молчание.

— Вести диалоги с начальником стоит в доброжелательном тоне, но не потакая ему во всем, если вы во всем будете только соглашаться, то напрашивается только два варианта, либо вы льстите (что вас наоборот оттолкнет в большинстве случаев от доверительного общества начальника), либо вы ничего не знаете в предметном вопросе, так как не можете ничего возразить.

  • Если выполнить задачу не удается в срок по объективным причинам своевременно оповестите об этом руководителя, это спасет вас опалы и ложных обвинений, а возможно даже поможет путем привлечения дополнительной рабочей силы на участок работ.
  • Не будьте подхалимом. В здоровой атмосфере коллектива эта попытка втереться в доверие будет наказана.

— Не обращайтесь за помощью через голову своего непосредственного руководителя. Делать это стоит только с разрешения своего начальника, либо в случае если он помочь отказывается (только не забудьте в этом случае его оповестить о вашем намерении).

  • При получении задачи старайтесь сразу получить разъяснения по поводу сроков, прав, ответственности, конечного результата. Это значительно повысит ваш авторитет в глазах руководителя.
  • Не давайте обещаний, которые вы не в силах выполнить.

Не преувеличивайте своих возможностей, в тесном коллективе это выяснится очень быстро.

3. Этические аспекты взаимоотношений мужчин и женщин на работе

  • когда у мужчины начальник женщина
  • когда у женщины начальник женщина.
  • Важные принципы для мужчин, работающих под началом женщин, если они хотят исключить или свести к минимуму возможные конфликты и неловкие ситуации:
  • предлагая помощь, никогда не касайтесь разницы между полами, вроде: «Поскольку Вы дама, а дамам нужна мужская поддержка, я всегда к Вашим услугам»;
  • дайте начальнице показать вам, будет ли характер ваших отношений чисто официальным или нет;
  • не интерпретируйте ее дружелюбие как флирт или заигрывание;
  • пусть начальница сама установит время и место для исполнения служебных обязанностей;
  • обращайтесь с ней так же почтительно, как делали бы это в отношении начальника-мужчины.

В этой ситуации могут сложиться неофициальные отношения, на почве того, что обе являются представителями одного пола. Подчинённый может находить удовольствие в непрерывной болтовне с начальницей. На работе никогда не надо ни с кем делиться подробностями своей или чьей-либо личной жизни, особенно с начальством и подчиненными. Не позволяйте, чтобы пол вашего шефа или сотрудника заставлял вас отступать от того, что диктует этикет. Так или иначе, но подобного рода откровенности всегда будут преследовать вас, препятствуя успехам или заставляя вас чувствовать себя неудобно в присутствии того, кому вы поверяли свои тайны.

3 стр., 1400 слов

Положение о курсовой работе (проекте) в ФГБОУ ВПО «Дагестанский ...

... работ назначаются высококвалифицированные специалисты кафедры и университета, а также учителя-мастера педагогического труда, руководители образовательных учреждений и органов образования научная специализация которых соответствует тематике работ. 4.4. Штатный преподаватель университета, работающий на ...

4. Этика близких отношений на работе. Служебный роман

Существует 3 линии таких романов:

  • начальника и подчиненной
  • начальницы и подчиненного
  • подчиненного (ной) и подчиненной (ного).

Каждые отношения развиваются по стандартной схеме

1. Флирт

2. Романтическая встреча

3. Отношения

4. Стадия завершения

Каждая женщина должна понимать, что служебные отношения будут развиваться именно по такой схеме. И, как правило, стадия завершения связана с расставанием. Конечно, завершение служебного романа предугадать невозможно. Все зависит от глубины чувств партнеров, их характеров, свободы и других факторов.

Чтобы избежать угрозы карьерного роста и потери самой работы, необходимо соблюдать законы служебных отношений:

Закон 1. Рабочие и личные отношения нужно разграничивать. При романе с коллегой необходимо вести себя сдержанно. Если завязался роман с подчиненным, не нужно из-за этого делать ему поблажек в работе.

Закон 2. Контролировать свои эмоции на работе. Нельзя позволять себе пылкие взгляды, поцелуи, нежные объятия и романтическую переписку на работе. Это может вызвать негатив со стороны коллег.

Закон 3. Соблюдать корпоративную этику. На работе со своим возлюбленным нужно сохранять нейтральные и ровные отношения, и рабочую этику.

Закон 4. Не разглашать служебный роман. Нельзя рассказывать сотрудникам о ваших новых отношениях и демонстрировать их. Если они окажутся скоротечными, неприятных слухов и разговоров вам не избежать.

Закон 5. Нужно уметь отдыхать друг от друга и не приносить совместные рабочие проблемы домой. Это касается пар, у которых завязались отношения на работе и они решили жить вместе.

Закон 6. Оговорите правила отношения и их финал. Если у каждого из партнеров семья, и они не хотят служебными отношениями травмировать своих близких, нужно об этом договориться и придумать достойный финал.

Заключение

Исходя из данной информации, следует сделать вывод, что в трудовом коллективе, взаимоотношения должны быть исключительно деловыми. Следует придерживаться определённых рамок при общении как руководителя с подчинённым, так и подчинённого с руководителем.